В 2020 году, из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), появилась мировая проблема в безопасности здоровья людей. Решением стало дистанцирование людей, при этом сохранив возможность продолжать трудовую деятельность. Это коснулось и образовательную деятельность, которой пришлось изменить форму обучения. В качестве альтернативы ВУЗовской системы посещения занятий и сдачи зачётов, экзаменов в специализированных аудиториях была предложена дистанционная форма обучения.
Такая форма обучения позволила проводить занятия, экзамены и зачёты через интернет, в специальных виртуальных комнатах. Но, для этого, преподавателям и студентам необходимо было приобрести необходимое для этого оборудование, изучить программные продукты. Преподавателям же дополнительно было необходимо переделать все методические материалы, учебные планы и адаптировать практические и лабораторные занятия под новую форму обучения. Также, каждый преподаватель должен жёстко отчитываться перед администрацией по выполнению учебной нагрузки и посещению студентами занятий. Студентам же необходимо было изучить новые требования, программы обучения, посещать онлайн занятия, выполнять полученные задания.
Для преподавателей появилась возможность заниматься педагогической деятельностью, «не выходя из дома», как и для студентов, которые могли обогащать багаж знаний без посещения университетских стен. Таким образом, исключались такие факторы, как опоздания, ведь теперь нет нужды стоять в автомобильной пробке, а достаточно иметь заряд в аккумуляторе смартфона с интернетом и сделать несколько нажатий пальцем, чтобы «телепортироваться» в виртуальную аудиторию.
Но в то же время, граница социальной роли между преподавателем и студентом начала стираться. Вынужденные частые интернет-переписки со студентами снизили планку официальности, началось игнорирование классического этикета, а также вызывало нервозность преподавателя, если студент написал или позвонил в нерабочие часы, или хуже всего – в выходной день.
Помимо этого, домашние шумы, такие как плач детей, лай и мяуканье домашних животных, ремонт соседей мешают концентрации преподавателя и студента, что сказывается на качестве занятия.
Дистанционная форма обучения развивает индивидуальность студента, потому как в настоящей аудитории он чувствует себя не один, ему могут помочь, подсказать одногруппники, что и позволяет ему немного «расслабиться». В виртуальной же аудитории, довольно проблемно подсказывать, а поиск ответа в интернете занимает немало времени, если ещё этот ответ найдётся.
У студента появилась возможность создавать мнимую посещаемость на лекциях, то есть зайти в виртуальную аудиторию и пойти заниматься своими делами. Преподаватель увидит, что студент присутствует на занятии, а значит усваивает учебный материал, но, по факту, получается прямо противоположное, а из-за большого количества студентов на лекции появляется сложность их контроля через веб-камеры. В отсутствии визуального контакта, преподавателю сложно определить усваиваемость студентами учебного материала.
Невозможность выполнения должным образом лабораторно-практических занятий оставляют огромный пробел в усвоении материала. Хорошо, когда преподаватель имеет возможность снять видеозапись хода выполнения лабораторной работы, но в таком случае всё равно не будет закрепления знаний студентами на практике.
Мы считаем, что дистанционная форма обучения, в конечном счёте, не дала то качество, которая давала традиционная форма и создала много проблем отношения роли студент-преподаватель, которые придётся решать в после-карантинное время.
Литература:
«Педагогическое общение: из офлайна в онлайн и обратно». [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fRWKAHJOaZg&ab_channel=Всёкакулюдей.АллаИванова (дата обращения: 17.12.2020).
«Онлайн-образование глазами студентов. Вебинар в издательстве «Юрайт»». [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9IxH00xDFgo&ab_channel=Всёкакулюдей.АллаИванова (дата обращения: 17.12.2020).