Термин «коммуникация» понимается как система, в рамках которой производится обмен информацией между субъектами, так и сам процесс обмена информацией.
Теория коммуникации представляет собой научную дисциплину, предметом изучения которой является коммуникация, ее роль и место в обществе. В том числе к этому относятся и коммуникационные методы, процессы, а также закономерности, по которым они функционируют и развиваются.
Изучая основные теории коммуникации, можно выделить следующие направления:
1. Рассматривание коммуникации как процесса. К данному направлению относятся всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.
Представление коммуникации как явления, создающего всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические и интерпретационные теории.
Изучение коммуникации на различных уровнях. То есть в группах, организациях, ситуациях – интеракционистские теории.
Критические теории – теории, которые исходят из наличия конфликтов в обществе и неравенства [1].
С другой стороны, отталкиваясь от суммирования теорий коммуникаций, можно привести в пример работу Роберта Т. Крейга, который в свою очередь выделил семь подходов к теории коммуникации:
- Риторическая теория – изучение коммуникации как искусства разговора.
- Семиотическая теория – изучение коммуникации посредством системы знаков.
- Феноменологическая теория – изучение способов организации как вербального, так и невербального общения между людьми.
- Кибернетическая теория – рассматривание коммуникации как процесса обработки и передачи информации.
- Социопсихологическая теория – способ взаимодействия и воздействия при помощи знаний на поведение человека.
- Социокультурная теория – создание общественного порядка при помощи коммуникации
- Критическое направление – исследование дискурсивной рефлексии.
Это не единственная систематизация подходов к теории коммуникаций. По различным данным, существует свыше 200 различных теорий коммуникации. Систематизация такого количества теорий стоит под вопросом необходимости [2].
Моделью коммуникации является абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, которое выражает взаимосвязь между коммуникатором и коммуникантом с помощью средств коммуникации. В соответствии с точками зрения научных исследователей, модели коммуникации разделяют по разным параметрам:
- социологическим;
- психологическим;
- семиотическим.
На сегодняшний день практическое применение имеют следующие модели коммуникации:
- Авторитарная модель – базируется на административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Данную модель представили Д. Маккуэйл и У. Шрамм.
- Двусторонняя асимметричная модель – включает в себя обратную связь, сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что позволяет сформировать асимметрию определенного рода. Данная модель является одной из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом в 1920-х годах.
- Двусторонняя симметричная модель – симметрия в данной модели формируется за счет сбалансированного отношения между отправителем и получателем сообщений. Модель была разработана в 60-70-е гг. XX в. и описана соответственно Т. Хантом и Дж. Груингом.
- Неклассическая методология – основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений, относительно объекта коммуникации. Автором данной модели является немецкий философ Ю. Хабермас. В качестве инструментов осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации как способ высвобождения от различного рода влияний (экономических, политических и т.д.), а также принуждений.
- Постнеклассический подход – сводит природу социальных отношений к субъектно-субъектным, исключая при этом объектность. В соответствие с данным подходом, общество рассматривается в качестве сети коммуникаций. В свою очередь, коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (аутопоэзис). Коммуникация в этом случае выступает, как активная самоорганизующаяся среда, в которой самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации.
Общество охватывает все эти действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие рассматривается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении с иными действиями-событиями.
Список литературы
1. Основные теории коммуникации [Электронный ресурс] URL - https://psyera.ru/osnovnye-teorii-kommunikacii_7231.htm (дата обращения 11.12.2020)
2. Теория коммуникации [Электронный ресурс] URL - http://press-service.ru/terms/130 (дата обращения 11.12.2020)
3. Коммуникация: понятие, модели, современная интерпретация [Электронный ресурс] URL – https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/ (Дата обращения 13.12.2020)