Теории и модели деловых коммуникаций - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Теории и модели деловых коммуникаций

Зыков А.В. 1, Степанова Н.А. 1
1ЛФ ПНИПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «коммуникация» понимается как система, в рамках которой производится обмен информацией между субъектами, так и сам процесс обмена информацией.

Теория коммуникации представляет собой научную дисциплину, предметом изучения которой является коммуникация, ее роль и место в обществе. В том числе к этому относятся и коммуникационные методы, процессы, а также закономерности, по которым они функционируют и развиваются.

Изучая основные теории коммуникации, можно выделить следующие направления:

1. Рассматривание коммуникации как процесса. К данному направлению относятся всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.

Представление коммуникации как явления, создающего всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические и интерпретационные теории.

Изучение коммуникации на различных уровнях. То есть в группах, организациях, ситуациях – интеракционистские теории.

Критические теории – теории, которые исходят из наличия конфликтов в обществе и неравенства [1].

С другой стороны, отталкиваясь от суммирования теорий коммуникаций, можно привести в пример работу Роберта Т. Крейга, который в свою очередь выделил семь подходов к теории коммуникации:

- Риторическая теория – изучение коммуникации как искусства разговора.

- Семиотическая теория – изучение коммуникации посредством системы знаков.

- Феноменологическая теория – изучение способов организации как вербального, так и невербального общения между людьми.

- Кибернетическая теория – рассматривание коммуникации как процесса обработки и передачи информации.

- Социопсихологическая теория – способ взаимодействия и воздействия при помощи знаний на поведение человека.

- Социокультурная теория – создание общественного порядка при помощи коммуникации

- Критическое направление – исследование дискурсивной рефлексии.

Это не единственная систематизация подходов к теории коммуникаций. По различным данным, существует свыше 200 различных теорий коммуникации. Систематизация такого количества теорий стоит под вопросом необходимости [2].

Моделью коммуникации является абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, которое выражает взаимосвязь между коммуникатором и коммуникантом с помощью средств коммуникации. В соответствии с точками зрения научных исследователей, модели коммуникации разделяют по разным параметрам:

- социологическим;

- психологическим;

- семиотическим.

На сегодняшний день практическое применение имеют следующие модели коммуникации:

- Авторитарная модель – базируется на административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Данную модель представили Д. Маккуэйл и У. Шрамм.

- Двусторонняя асимметричная модель – включает в себя обратную связь, сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что позволяет сформировать асимметрию определенного рода. Данная модель является одной из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом в 1920-х годах.

- Двусторонняя симметричная модель – симметрия в данной модели формируется за счет сбалансированного отношения между отправителем и получателем сообщений. Модель была разработана в 60-70-е гг. XX в. и описана соответственно Т. Хантом и Дж. Груингом.

- Неклассическая методология – основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений, относительно объекта коммуникации. Автором данной модели является немецкий философ Ю. Хабермас. В качестве инструментов осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации как способ высвобождения от различного рода влияний (экономических, политических и т.д.), а также принуждений.

- Постнеклассический подход – сводит природу социальных отношений к субъектно-субъектным, исключая при этом объектность. В соответствие с данным подходом, общество рассматривается в качестве сети коммуникаций. В свою очередь, коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (аутопоэзис). Коммуникация в этом случае выступает, как активная самоорганизующаяся среда, в которой самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации.

Общество охватывает все эти действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие рассматривается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении с иными действиями-событиями.

Список литературы

1. Основные теории коммуникации [Электронный ресурс] URL - https://psyera.ru/osnovnye-teorii-kommunikacii_7231.htm (дата обращения 11.12.2020)

2. Теория коммуникации [Электронный ресурс] URL - http://press-service.ru/terms/130 (дата обращения 11.12.2020)

3. Коммуникация: понятие, модели, современная интерпретация [Электронный ресурс] URL – https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/ (Дата обращения 13.12.2020)

Просмотров работы: 757