Вторая половина XX века принесла много открытий в области естественных наук. В это время зародилось новое междисциплинарное научное направление "синергетика", которое подтверждает общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных сложных макросистем – физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Современная научная картина мира и достижения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам.
В перспективах развития образования следует опираться на принципы взаимного дополнения естественнонаучной методологической традиции и гуманитарных способов познания. Методология и специфика междисциплинарного знания заключается в главенстве синтезирующих тенденций.
Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности и множестве аспектов.
Единство природы и культуры, включающее в себя все формы земной жизни, характеризуется четырьмя основными признаками: архетипичностью, антитетичностью, голографичностью, цикличностью. Они отражают открытость мира и применимы ко всем элементам системы: и к молекуле ДНК, и к миру природы, и к техносфере, и к единому культурному полю, подсистемой которого является образование. Эта универсальность отражена в четверичном принципе мудрецов Древнего Востока: "Все есть все, все есть во всем, все есть всегда, все есть везде".
Непосредственно к образованию, синергетический подход открывает возможность самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.
Важнейшей особенностью современного знания состоит в развернутом обсуждение фундаментальных, мировоззренческих, философских, познавательных и методологических проблем, которые являются необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.
Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: эволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования – отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ – это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Древняя мудрость гласит, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания – фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможным творческая деятельность и дальнейшее открытие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего – 3-е изд. – М.: Едиториал УРСС,2001. – 288с.
2. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. - М., 1980 – 96с.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981 – 186с.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986 – 368с.
5. Журавлев ЕМ. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990 – 168с.
6. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии - М.: ФиС, 1998. С. 288.