Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ВУЗе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ВУЗе

Белякова К.Е. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры для сохраненияиукрепления здоровья учащихся. Был изучен материал и проведен опрос.

Актуальность:Здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приёмов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект.

Проблема:Выявление применений здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся. А также нежелание студентов заниматься физическими упражнениями.

Анализ литературных источников:

По мнению автора, в отношении здоровья во всех странах студенты входят в группу завышенного риска. Поводом для этого является возражения меж необходимостью улучшить деятельность вуза с целью сохранения здоровья студентов и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества и уровня готовности к проф. деятельности. Проблемой состояния здоровья студентов в крайнее время заинтересовалось немало ученых. Подростки, поступая в вузы, имеют большой набор заболеваний. Большинство студентов выделили зависимость состояния собственного здоровья от образа жизни, который они ведут. Актуальность данной проблемы определяется, в первую очередь, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья студентов. Это явление ассоциируется с низким экономическим уровнем жизни большинства студентов, условиями учебной деятельности, низкой активностью по отношению к собственному здоровью. Во многом это обусловлено тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как одна из ценностей собственной деятельности, в итоге это ведет к ухудшению у всех участников образовательного процесса [1]

Здоровье-сберегающие технологии включают в себя систему ценностей и установок, формирующие потребность в повышении двигательной активности, предотвращение нарушений функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), снижении силы сокращения мышц и приобретении гигиенических качеств. Особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что содействует предупреждению возникновения вредных привычек и разных заболеваний. Главными видами здоровье-сберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья молодежи в вузах, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. В учебном процессе вузов отслеживание здоровьесбережения внедряется недостаточно последовательно, т.к. отсутствует функциональное понимание значения сохранения здоровья. В вузах учебные планы и программы учебных дисциплин системы профессиональной подготовки специалистов не проектируются с позиций медицинских, психофизиологических и педагогических основ сохранения здоровья человека. Непонимание благоприятного воздействия физкультурной деятельности на состояние здоровья, низкая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояния своего организма приводят к формальному отношению студенческой молодежи к собственному здоровью, его сохранению и укреплению.

Так,на сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50 % зависит от здорового образа жизни, поэтому главной задачей ВУЗа является сохранение и укрепление здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей вузов, педагогов, необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новейших условий и потребностей государства и общества в целом. [2]

Понятие «здоровьесберегающая технология» можно рассматривать, как совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности вузов являются:

• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

• организация двигательной активности студенческой молодежи;

• организация рационального питания студенческой молодежи;

• система работы по формированию ценности здоровья. [3]

В Иркутском Государственном институте путей сообщения(ИрГУПС) на базе Спортивно-оздоровительного комплекса «Изумруд» есть широкие возможности для создания и развития здоровьесберегающих технологий в обучении средствами и методами физической культуры и спорта. Спорткомплекс располагает в себе: большой спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, сауна, бильярд и даже кафе, т. е. всем необходимым для укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни студентов. Также ежедневно проводятся дополнительные занятия по избранному виду спорта. В ИрГУПС уже много лет существует курс лечебно-оздоровительной физической культуры, организованный для студентов с ослабленным здоровьем и который проводится под руководством опытных педагогов. Таким образом, для студенческой молодежи в нашем университете созданы и постоянно развиваются все условия для развития и укрепления физического здоровья методами и средствами физической культуры и спорта.

«Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым (2006). Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные формы работы. [4]

К I-й - относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность медиков и педагогов. Также сюда относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Медицинский кабинет осуществляет проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Ко II-й - относятся ФОТ (физкультурно-оздоровительные технологии), направленные на физическое развитие и реализуются на занятиях физкультуры и секциях.

К III-й - относятся ЭЗТ (экологические здоровьесберегающие технологии), направленные на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности человека, гармоничных взаимоотношений с природой.

К IV-й - относятся технологии ОБЖ (обеспечения безопасности жизнедеятельности), реализуемые специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции, строители архитекторы, инженерно-технические службы и т. д.

К V-й - относятся ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии), делящиеся на три подгруппы: - ОПТ (организационно-педагогические), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и прочих нарушений адаптационных механизмов. - ППТ (психолого-педагогические технологии) связаны с непосредственной работой на занятиях физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студентов, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные возможности организма, и значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.

– просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает:

- включение образовательных программ, направленных на сохранение и сбережение здоровья;

- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения здоровья и профилактике вредных привычек;

- проведение «Дней здоровья», «Здорового образа жизни», «День без сигареты», праздников;

- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации и студентов.

– организация системы просветительской и методической работы с преподавателями и специалистами для повышения квалификации работников ВУЗа. .

Блок Е – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Блок включает:

- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушения осанки и зрения;

- регулярный анализ и обсуждение на заседании кафедры физического воспитания состояния здоровья студентов; - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;

- создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам;

- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов. Основываясь на предлагаемую модель, каждый коллектив любого образовательного учреждения, может разрабатывать свои технологии по здоровье-сбережению молодого поколения. [5]

Что бы разобраться в данной теме, был проведен опрос 80 студентов 1-3 курсов ИРГУПС. Целью исследования было определить, насколько, по мнению студентов, развиты здоровье-сберегающие технологии в вузе. В результате проведенного исследования получены следующие результаты: 1. Меньшая часть опрошенных студентов постоянно занимаются физкультурой и спортом - 23%, от случая к случаю - 59%, совсем не занимаются - 18% . В качестве основной причины своей низкой физкультурно-спортивной активности у респондентов- осутствие свободного времени - 51%, отсутствие условий для занятий - 27%, отсутствие желания - 22%. 2. Из всех опрошенных меньше половины считают наиболее вредным и опасным для здоровья человека фактором– злоупотребление алкоголем - 22%, курение - 25%, загрязнение окружающей среды - 19%, неправильное питание - 19% и недостаток двигательной активности - 15%. 3. Большая часть студенческой молодежи придает огромное значение физическим качествам и телосложению - 67%, и только здоровью - 33%. 4. Одним из основных факторов риска развития функциональных расстройств у студентов является гиподинамия - 53%, что в сочетании с нерациональным питанием (38%) приводит к избытку массы тела: у юношей - 70%и у девушек - 67%. 246 5. Большинство опрошенных, предпочли бы заниматься различными видами фитнеса и занятиями в тренажерном зале - 55%, пожелали активно отдыхать - 23%, купание - 4%, секционные занятия - 12%, самостоятельные занятия - 5% и 6% не знают, чем бы хотели заниматься. Многие студенты, которые приняли участие в исследовании, сомневаются в возможности изменения состояния своего здоровья с помощью занятий физической культурой и спортом. Проведенные исследования показали необходимость модернизации современных подходов к формированию ценностных установок на зож у будущих специалистов. При этом главная роль отводится самовоспитанию, реализации индивидуальных потенциалов личности в процессе занятий физической культурой и спортом. Здоровье часто является доп. жизненным ресурсом, средством для достижения других, наиболее важных целей. Забота о здоровье становится составляющей имиджа преуспевающих, серьезных деловых людей, качественной характеристикой любого профессионала. В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов вырабатывается собственный образ жизни: большинство стали следить за своим питанием, контролировать физическую нагрузку в процессе занятий и вести дневник своего здоровья, что говорит о положительных установках на зож. Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима студенческой молодежи, способствовать нормальному физкультурному развитию и двигательной подготовленности студентов всех факультетов, позволит повысить адаптивные способности организма, и в следствии станет средством сохранения и укрепления здоровья студентов.

Так же,применение различных по содержанию здоровье- сберегающих технологий физического воспитания имеет своей целью максимальную «физиологизацию» данного педагогического процесса, направленную на возвращение каждого молодого человека к заложенной в нем природной двигательной активности, свободной от условностей и ограничений, навязанных ему цивилизацией. Только подобная «натурализация» физического воспитания будет способствовать реальному решению задач охраны здоровья студентов через тренировку и поддержания в условиях повышенной динамической активности индивида оптимального гомеостаза и обеспечивающих его метаболических процессов. [6]

Заключение: Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе совершенствования физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого преподавателя.

Список литературы:

Должикова Х.В., Лобачев Г.А. «Здоровьесберегающие технологии.» /Изд-во «Вектор Бук» // 2017 г.

Ивахненко Г.А. «Здоровьесберегающие технологии в российских вузах» / Вестник института социологии // 2013 г.

Клестова О.А. «Готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса как показатель качества образования» / Вестник ЮУрЕУ // 2009 г.

Маджуга А.Г. Здоровьесозидающий подход в образовании: учебное пособие / А. Г. Маджуга, Д. Б. Козлов. Уфа: БашГУ // 2011 г.

Постников А.Н. «Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов» / СПб.:Государственный технический университет// 1996 г

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в ВУЗе. / М.:АРКТИ // 2005 г.

Просмотров работы: 71