Данные о деятельности студентов университета не автоматизированы, и вся работа выполняется на бумажных носителях. Для сбора, учета и контроля этих данных необходимо создать и внедрить информационную систему рейтингования студентов, которая автоматизирует процесс работы сотрудников учебного заведения [4].
Опросив студентов, обучающихся в вузах, было выявлено, что в большинстве ведется простой учет электронного портфолио, т. е. студент не может просмотреть рейтинг и узнать, какое место по достижениям он занимает.
Например, В «БелГАУ» [1] также на начальной странице представляется информация о пользователе (рисунок 1), для отображения и добавления данных необходимо выбрать нужный элемент в левой части экрана.
Рисунок 1 – Информация о студенте
После выбора направления студенту выдается форма с обязательными полями, которую необходимо заполнить для добавления награды (рисунок 2).
Рисунок 2 – Добавление награды
На рисунке 3 представлена одна из добавленных наград. Стоит отметить, что в данном университете также отсутствует функция рейтингования студентов.
Рисунок 3 – Добавленная награда
Еще одним примером является НИУ «МЭИ» [3]. Здесь на начальной странице расположена информация о пользователе, а в правом верхнем углу выдается информация о занимаемом месте по каждому виду деятельности (рисунок 4). Однако, у пользователя нет возможности узнать, на сколько баллов он отстает от первого места и просмотреть общий рейтинг со всеми остальными.
Рисунок 4 – Рейтинг
Также на сайте можно просмотреть отдельно показатели по каждому направлению. Для добавления данных используется форма. На рисунке представлены показатели за спортивную активность.
Рисунок 5 – Спортивная активность
Итак, необходимо разработать ИС для своевременного сбора, учета и контроля над деятельностью студентов в процессе их обучения. Создаваемая информационная обеспечит составление рейтинга баллов по каждому студенту.
Для реализации данной цели необходимо определить логику работы данной системы. Одним из решений является описание работы системы методом черного ящика. На рисунках 6 и 7 представлены диаграммы в нотации DFD [2], которые описывают работу системы.
Рисунок 6 – Контекстная диаграмма
Рисунок 7 – Декомпозиция «Система Рейтингования студентов»
Разрабатываемая система должна выполнять следующие функции:
формирования перечня достижений и их веса;
получение, обработка, накопление и представление информации по формам участия студента в научных, спортивных и общественных мероприятиях.
формирование комплексного рейтинга студента по направлению научной, спортивной, общественной деятельности для решения вопроса о назначении выплаты дополнительной стипендии;
составление общего рейтинга студентов на основе комплексной оценки их деятельности.
По диаграмме черного ящика был составлен примерный интерфейс пользователя системы.
Рисунок 8 – Режим администратор
Рисунок 9 – Режим студента
Рисунок 10 – Отчеты по видам д-ти
Методом черного ящика была выявлена логика программы. Для начала были построены диаграммы в нотации DFD, в которых определяются входные данные. Далее представлен интерфейс программы на платформе «1С:Предприятие», система позволяет формировать электронное портфолио студента и на его основе составлять как общий рейтинг, так и рейтинг по видам деятельности в разрезе студента или группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина[Электронный ресурс] – URL:http://www.bsaa.edu.ru/ (дата обращения 12.05.2020).
Методология DFD [Электронный ресурс] – URL: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/pris/lecture/tema6/tema6_3 (дата обращения 12.05.2020).
Национальный исследовательский университет «МЭИ» [Электронный ресурс] – URL: https://mpei.ru/Pages/default.aspx (дата обращения 12.05.2020)
Черненков, Ю.В Балльно-рейтинговая систеса – инновационная методика оценки академической успеваемости и практической подготовки студентов [Текст]/ Ю.В. Черненков // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2015. – 2(15). – С. 471.