ПРОБЛЕМА ЕЖЕДНЕВНОЙ ЗАГРУЗКИ ПРОСТРАНСТВ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМА ЕЖЕДНЕВНОЙ ЗАГРУЗКИ ПРОСТРАНСТВ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

Соколова В.С. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мире регулярно проводятся крупные спортивные мероприятия, такие как Чемпионат мира по футболу, Олимпийские игры, Всемирные универсиады — мероприятия огромного масштаба, не только объединяющие под своей эгидой разные народы, но и способствующие развитию принимающего города. Неразрывным элементом, сопровождающим эти события, является наследие, которое после них остается, например, крупные спортивные объекты.

За последние 10 лет наша страна стала организатором многих спортивных мероприятий: Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016 года в Москве, Чемпионат мира по биатлону 2011 года в Ханты-Мансийске, Чемпионат мира по фигурному катанию 2011 года в Москве, Всемирная Летняя Универсиада 2013 года в Казани, Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 года в Москве, Зимние Олимпийские Игры 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года в Казани, Чемпионат мира по футболу 2018, Всемирная Зимняя Универсиада 2019 года в Красноярске — среди них особенно выделяются Зимние Олимпийские Игры 2014 года в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018.

Однако если объекты сочинской олимпиады сосредоточены на территории одного города, то для проведения Чемпионата Мира потребовалось подготовить 12 стадионов по всей стране, многие из которых были построены заново. Безусловно, Чемпионат прошел на высоком уровне, но оставил вопрос «Что делать дальше с новыми спортивными объектами?». Бывший вице-премьер Виталий Мутко говорил следующее: «Мы должны передать стадионы клубам; если клубы маломощные, будут созданы управляющие компании. Мы подумаем о налогообложении. Стадионы не должны стоять «белыми слонами» [1].

«Белыми слонами» стали называть дорогостоящие стадионы, оказавшиеся невостребованными в качестве спортивных объектов после проведения Чемпионата Мира 2010 года в Южно-Африканской Республике и Чемпионата Мира 2014 года в Бразилии. Отсутствие сильных клубов, способных собирать десятки тысяч зрителей, привело к тому, что некоторые стадионы, принимавшие матчи Чемпионата Мира, используются не по прямому назначению, а как офисы для чиновников, школы, стоянки для автобусов. Один из наиболее известных примеров — Национальный стадион имени Ману Гарринчи в столице Бразилии, городе Бразилиа. Строительство арены на 72 тысячи зрителей обошлось бюджету в 900 миллионов долларов. Однако после окончания первенства стадион оказался фактически заброшенным: местный клуб играет в четвертой по силе бразильской лиге и собирает на игры не более 2 тысяч зрителей. В итоге на арене изредка проводятся концерты рок-групп, в подтрибунные помещения переселили некоторые департаменты мэрии города, а пристадионная территория стала использоваться в качестве автопарка.

В связи со всем вышеперечисленным мы можем говорить о существовании проблемы ежедневной загрузки пространств объектов для крупных спортивных соревнований, что подтверждает актуальность данной работы. Таким образом, цель нашей работы: выявить пути решения проблемы ежедневной загрузки пространств объектов для крупных спортивных соревнований.

Ситуация со стадионами в Южно-Африканской Республике и Бразилии развивается по негативному сценарию, однако, не стоит думать, что возможностей положительного решения проблемы загрузки стадионов не существует. Одним из вариантов ее решения является использование одной арены разными командами. Например, «Lanxess Arena» в Кёльне вместимостью до 20 тысяч зрителей, построенная в 1998 году и стоившая 153 миллиона евро, является домашней площадкой для гандбольного клуба «Рейн Старс» и хоккейного «Кельнер Хайе». Таким образом, за 2016 год арена приняла 51 спортивное мероприятие, которые посетили больше 500 тысяч зрителей.

Но как быть, если нет возможности разместить на одной арене два спортивных клуба? Решение этой проблемы опять-таки нашлось в Германии. На стадионе «Veltins-Arena» (также известном как «Арена АуфШальке») в Гельзенкирхене, который является домашней ареной футбольного клуба «Шальке 04» — одного из самых популярных и титулованных футбольных клубов в Германии, с 2002 года проводится «World Team Challenge» («Мировой командный вызов») — ежегодное коммерческое соревнование по биатлону. Событие ежегодно посещают более 60 тысяч биатлонных болельщиков со всего мира, стадион специально переделывают под него ежегодно.

В нашей стране также осознают необходимость проведения мероприятий разной направленности, которая была отмечена в Распоряжении Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.: «Построенные и реконструированные футбольные стадионы представляют собой современные технически сложные объекты с кратковременным массовым пребыванием людей, и их эксплуатация является весьма затратной. Как показывает мировой опыт, объем доходов в случае использования стадионов только для проведения футбольных матчей недостаточен для достижения их безубыточности» [2].

Конечно же, одним из способов решения этой проблемы является проведение концертных и иных развлекательных мероприятий на стадионах. Например, в 2019 году многие стадионы ЧМ-2018 стали площадкой для тура группы «Ленинград», который официально назывался еще и стадионным туром. Он прошел по всем стадионам чемпионата мира кроме Казани. «Казань-Арена» не была задействована в данном туре, в отличие от других стадионов Чемпионата Мира 2018 года, так как на ней в это время проходил чемпионат профессий WorldSkills: конструктивные изменения арены привели к тому, что организация выступления петербургского коллектива на ней стала невозможной.

Однако экономические факторы не способствуют постоянной загрузке стадионов концертами. По словам президента корпорации «PMI» («Петербургская Музыкальная Индустрия») Евгения Финкельштейна, концерты и фестивали будут более востребованы, когда в регионе и в стране сложится благоприятная экономическая ситуация. «Я, как промоутер, понимаю, что происходит в Екатеринбурге и в Ростове, а вот Саранск и Калининград — в очень спорной ситуации. Да и в некоторых больших городах, например, в Волгограде и Нижнем Новгороде, ситуация с доходами жителей — не самая лучшая, и собирать там стадионы сложно», — говорит Е. Финкельштейн [3]. Кроме того, мировые звезды, которые могут собрать такие площадки, редко доезжают до регионов страны. Из-за больших расстояний делать гастрольные туры в нашей стране не очень удобно. Артисты не готовы терять много дней в дороге, им проще дать один большой концерт в Москве.

В итоге концертная загрузка новых стадионов, по оценкам экспертов, составит всего несколько крупных выступлений в год, преимущественно в Москве и Петербурге. В условиях отданного под снос спортивного комплекса «Олимпийский» в Москве и закрытого на ремонт спортивно-концертного комплекса «Петербургский» в Санкт-Петербурге, площадкой под крупные концерты становятся построенные к ЧМ стадионы.

Тем не менее, регионы также пытаются использовать стадионы под развлекательные мероприятия. Например, 9 августа 2019 года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в своем Instagram-аккаунте опубликовал новость о возвращении фестиваля «Рок над Волгой», который проводился с 2009 по 2013 годы на территории Самарской области и был крупнейшим музыкальным фестивалем на территории Европы: за пять лет проведения его посетило более 1 639 000 зрителей. В 2020 году фестиваль должен был пройти на стадионе «Самара Арена», однако, из-за пандемии коронавируса мероприятие было перенесено на следующий год. Пример Самары может быть использован другими городами-участниками чемпионата, которые также могут проводить какие-либо крупные мероприятия всероссийского уровня на стадионах.

Мероприятия — хороший вариант для загрузки стадионов в свободные от матчей дни, однако, даже в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург они не проходят каждый день. Соответственно, нужно искать и другие способы решения проблемы ежедневной загрузки таких крупных спортивных объектов.

Так, при строительстве «Казань-Арены» около 20 тысяч квадратных метров площади, предназначенной для коммерческого использования, были оставлены в черновой отделке, чтобы будущие арендаторы могли приспособить помещения под свои нужды. Руководству «Казань-Арены» удалось привлечь производителя мотоциклов «Harley-Davidson». По словам Булата Литвинова, максимальный доход от аренды коммерческих площадей может компенсировать до 25% затрат на эксплуатацию стадиона, однако все это возможно только в случае налаженного диалога с местной властью [4].

Музей футбола или футбольного клуба, если такой есть в городе, также может быть размещен на территории стадиона, обеспечивая таким образом туристский интерес. Например, первый в России общественный музей футбола — «Музей-центр самарского футбола» расположен довольно далеко от здания стадиона. Основная часть экспозиции музея посвящена футбольному клубу «Крылья Советов», который играет свои матчи на «Самара-Арене». Таким образом могут поступить и руководства стадионов в других городах: создать или же договориться о переносе уже существующего музея на территорию стадиона [5].

По результатам исследования мы убедились, что проблема ежедневной загрузки крупных спортивных объектов действительно актуальна для России, особенно после Чемпионата мира по футболу 2018 года, после которого осталось большое наследие в виде новых стадионов, которые после 2023 года останутся без государственного финансирования и должны будут выйти на самоокупаемость. Был изучен зарубежный и российский опыт решения данной проблемы, в связи с этим мы можем дать следующие рекомендации по решению проблемы ежедневной загрузки крупных спортивных объектов:

— проведение крупных спортивных соревнований и мероприятий;

— проведение мероприятий для бизнес-партнеров,

— проведение спонсорских турниров,

— проведение городских праздников на пристадионной территории;

—проведение всероссийских крупных культурно-зрелищных мероприятий (музыкальные фестивали, концерты);

— организация обзорных экскурсий на стадион.

Также на территории стадиона могут функционировать следующие объекты:

— предприятия торговли и сферы услуг спортивной и оздоровительной направленности

— музеи истории спорта, тематические музеи по видам спорта.

Литература

Операция «Наследие»: что будет со спортивными объектами после ЧМ. URL:https://www.rbc.ru/society/21/07/2018/5b51f8c79a79470df8d82c46 (дата обращения 24.12.2020)

Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р «Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71909238/ (дата обращения 24.12.2020)

Построенным к чемпионату мира стадионам грозит «запустение» URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/07/01/2019/5c33280f9a79477567be6e2c (дата обращения 24.12.2020)

Шоу начинается: как правильно использовать стадионы чемпионата мира — 2018. URL: https://www.forbes.ru/biznes/365655-shou-nachinaetsya-kak-pravilno-ispolzovat-stadiony-chempionata-mira-2018 (дата обращения 24.12.2020)

Музей самарского футбола URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_самарского_футбола (дата обращения 24.12.2020)

Просмотров работы: 42