ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА В УСЛУГАХ АВТОКИНОТЕАТРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА В УСЛУГАХ АВТОКИНОТЕАТРА

Терещенкова А.А. 1, Карфидова Т.Н. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, студент очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современныйритмжизнивпоследнеевремяоченьинтенсивный. Напряжённый режим учёбы или работы, постоянные стрессы, высокие нагрузки – это причины, вызывающие у населения утомление и переутомление, что ведет к снижению потенциала здоровья людей. В целях предотвращения такого состояния рекомендуется отдых.

К сожалению, наши запасы энергии далеко не безграничны. Только отдыхая, мы можем расслабиться, оставаться продуктивными, счастливыми и в хорошем настроении. Но включен ли отдых в наше повседневное расписание? Зачастую мы активно планируем отпуск, но забываем о том, что важно порой среди серых и монотонных будней остановиться и дать себе выдохнуть. Необходимым условием полноценной жизни, восстановления сил, здоровья, запаса энергии, а также всестороннего развития духовного мира человека, является такой вид деятельности как рекреация

Исторически этот термин ассоциировался со здоровьем человека, но важно заметить, что понимание здоровья ограничивалось только состоянием организма. Сегодня же это рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое, биологическое, климатогеографическое и другое содержание.

В учебнике конца ХХ века, ставшем классическим по рекреационной географии, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов определяют рекреацию как совокупность явлений и взаимосвязей, возникающих при использовании людей свободного времени для оздоровительных, познавательных, спортивных и культурно-развлекательных мероприятий, именно за пределами их постоянного места проживания [6].

Исследователь Д. В. Николаенко в учебнике «Рекреационная география», не согласен с этим. Автор отождествляет «рекреацию с отдыхом, определяет ее как любую деятельность (или состояние бездеятельности), направленную на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами» [7].

Исследуя туризм и анимацию Е. В. Кулагина, определяет рекреацию как систематизированные процессы восстановления жизненных сил, особенно физического, эмоционального, интеллектуального потенциала человека, который снижается или теряется в течение жизни под воздействием негативных факторов окружающей среды. Не обозначая территорию постоянного проживания [4].

В Энциклопедии туризма рекреация определяется как: « 1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды» [8].

Рекреация характеризуется временем, в течение которого силы человека (физические, интеллектуальные и эмоциональные) восстанавливаются, и деятельностью, которая сознательно или инстинктивно направлена на восстановление. Говоря другими словами, количество этого времени зависит от производительности общественного труда, а величина рабочего времени зависит от «продуктивности» досуга и от эффективности использования нерабочего времени.

Обозначим основные признаки рекреации: нацеленность на восстановление организма человека, отсутствие связи с производственной деятельностью, отсутствие связи с удовлетворением насущных потребностей.

Выделим наиболее популярные классификации видов рекреации:

С пространственной точки зрения выделяют: пассивная (с возвращением к месту постоянного проживания на ночлег) и активная (без возвращения к месту постоянного проживания на ночлег) рекреация [3];

В зависимости от повторяемости выделяют: суточный отдых (цикл 24 часа), недельный отдых (цикл 7 суток), квартальный отдых (цикл 65-90), ежегодный отдых (цикл 365 суток), жизненный отдых (цикл 10-15 лет) [7];

По характеру организации выделяют: регламентированная (запланированный тур) и самодеятельная (организованный человеком самостоятельно) рекреация;

От соотношения количества участников выделяют: индивидуальная (включая семейную) и групповая рекреация [1];

В зависимости от функциональной направленности выделяют: лечебно-оздоровительная и профилактическая (бальнеологические и грязелечебные процедуры, методы талассотерапии), интеллектуально-познавательная (посещение объектов туристского интереса), спортивная и активная (участие на состязательных и любительских занятиях), туристская рекреация (походы, сплавы).

Рекреационная деятельность ориентирована не только на отдых и физическое восстановление, но и на развитие личности, раскрытие творческого потенциала человека, удовлетворение его духовных и культурных потребностей, обучение и развитие коммуникативных навыков, восприятие природы. На самом деле, разграничить все виды рекреации очень сложно: все они дополняют друг друга и переплетаются между собой [2].

С точки зрения нашего исследования нас интересует именно интеллектуально-познавательная рекреация. Деятельность в рамках данного вида рекреации относится практически ко всем другим видам как «встроенный» элемент. В тоже время есть и новые познавательные ее виды, например, осмотр культурно-исторических, архитектурных памятников и достопримечательностей; ознакомление с жизнью других стран и городов с их этнографией, экономикой, культурой, природой; посещение экскурсий, выставок и музеев. Особое место занимают также конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, всевозможные фестивали и паломничество к святым местам и пр.

С повышением образовательно-культурного уровня людей, в связи с развитием транспортного обеспечения и информационных технологий потребность в такой деятельности постоянно возрастает. По этой причине мы задумались о поиске нового, нетрадиционного способа восстановления сил человека в рамках познавательной деятельности.

При анализе разных форм досуга, особую популярность в 2020 году набирает услуга драйв-ин. Драйв-ин или автокинотеатр – временный (сезонный) кинотеатр, в котором фильмы смотрят зрители в автомобилях.  Разновидность такого кинотеатра является прекрасной возможностью дополнительного использования парковочных мест торговых центров в коммерческих целях. Кроме того, создание «социально удаленных» кинотеатров (где нет взаимодействия между зрителями) имеет особое значение после пандемии COVID-19. Автомобильный кинотеатр можно также разместить и на других участках, при условии, что это не противоречит требованиям законодательства – санитарным нормам, правилам землепользования и т. д.

Первые попытки изучить подобный формат были сделаны в городе Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, в 1915 году. Один из владельцев Theatre de Guadalupe решил показать фильм под открытым небом. Кинотеатр уместил 700 человек на площадке, за рядами зрителей самые находчивые припарковались на своих автомобилях и смотрели фильм, не выходя из машины. В те годы искусство кино только начало набирать популярность, идея не особо прижилась, и кинотеатр через год закрылся.

Но Америка по-прежнему оставалась страной возможностей, и почти 20 лет спустя молодой предприниматель из Камдена, штат Нью-Джерси, выходит на сцену, чтобы осуществить капиталистическую мечту.

Ричард Мильтон Холлингсхэд был менеджером по продажам компании своего отца, ему не нравилась его работа. Зато он очень любил свою маму, которая, в свою очередь, обожала кино, но ненавидела узкие и неудобные кресла в кинотеатре. Любящий сын быстро понял, что его матери нужна помощь и решил организовать собственный кинотеатр. Для этого он купил: проектор Kodak, дюжину белых простыней, четыре динамика – и начал экспериментировать в собственном саду. Прибитые к деревьям простыни были экраном, позади него Ричард установил колонки, а проектор был установлен на крыше дома. Спустя несколько лет, после бесчисленных проб и ошибок, Холлингсхед подал заявку в патентное бюро. Положительный отклик пришел 16 мая 1933 года, а 6 июня в Камдене открылся первый официальный кинотеатр для автомобилей [9].

Проект получился отличный. Кинотеатр имел 400 парковочных мест, с каждой точки был виден экран размером 12 на 15 метров, динамики были размещены в специальных башнях, что значительно улучшило слышимость. Полученный патент на 17 лет позволил Холлингсхеду стать монополистом, и продавать права на строительство таких кинотеатров, за которые были получены гонорары [11].

В развитии автокинотеатров было много взлетов и падений, но такая услуга прочно вошла в Американскую культуру. По данным 2013 года, в США функционировало около 400 автокинотеатров, что составляло 1,5% общего числа. Большинство из них в штатах Западного побережья.

Сегодня же востребованность автомобильных кинотеатров снова возросла. По данным издания New York Post, количество гостей в таких заведениях значительно увеличилось с момента начала пандемии. Поскольку в нынешней ситуации очень важно поддерживать социальную дистанцию, которую легко могут сделать кинотеатры данного формата. Билеты продаются в онлайн-режиме, что обеспечивает дополнительную безопасность. Как заявляют сами владельцы автокинотеатров, сейчас за один вечер гостей больше, чем когда-либо за неделю.

Кинопрокатчики по всему миру от Китая до Португалии быстро подхватили идею. И начали организовать подобные кинотеатры в своих странах. Россия также не осталась в стороне, первые автокинотеатры появились в Калининграде и Новосибирске еще в мае. В середине июня к списку городов присоединились Москва, далее Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Волгоград.

Не будем вдаваться в подробности окупаемости и технические нюансы. Нам важно понять насколько реально создание услуги автокинотеатра, не только как временной услуги, но и как достойной альтернативы стандартным киноцентрам.

Среди экспертов нет единой позиции насчет будущего развития драйв-ин в нашей стране. Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в беседе с «Известиями» сообщил, что культуры автокинотеатров не приживется в России. Так как этот способ просмотра фильмов не слишком комфортен, и сейчас он пользуется спросом лишь временно, как антикризисная мера. Для крупных сетей кинотеатров это чисто имиджевая история, напоминающая зрителям о важности походов в кино [10]. 

С целью изучения популярности данной услуги авторской группой было проведено исследование граждан. Анкетирование проводилось с 17.11.20 по 24.11.20 в online-режиме. Участие мог принять любой желающий, имеющий выход в интернет. Респондентами являлись граждане разных возрастных категорий и полов.

В анкетировании приняли участие 130 человек, из которых 93 женщины и 37 мужчины. Основная часть опрошенных – учащиеся, студенты, активная молодёжь, самостоятельная аудитория работающих и молодые семьи (около 80%). Данные по возрасту респондентов представлены на рисунке 1.

Значительное большинство респондентов (89%) проживает в городе Екатеринбурге, также по 5,5% проживает в пригороде Екатеринбурга или в населенном пункте Свердловской области.

Рис. 1. Возраст респондентов

Анализируя данные вопроса: «Как Вы любите проводить свободное время?» (респондентам разрешалось выбирать несколько позиций), мы выяснили, что наиболее приоритетными занятиями опрошенных респондентов является: общение с семьей и (или) друзьями (около 75%), просмотр телевизора и видео (63%), в равном соотношении выбирают посещение культурных заведений и провождение времени в интернете (около 54%). Остальные варианты набрали незначительное количество ответов (рис. 2).

Рис. 2. Любимый вид досуга респондентов

На вопрос «Где Вы любите смотреть фильмы?» большинство респондентов ответили – дома 85% и в кинотеатре 73%. И даже несмотря на последние события в мире, люди продолжают посещать киноцентры (рис. 3).

Рис. 3. Приоритетное место для просмотра фильма у респондентов

Вопрос: «Как часто Вы посещаете кинотеатр?» даёт понять, что около 52% респондентов посещают кинотеатр хотя бы один раз в месяц. Исходя из этого можно сделать вывод, то данная услуга на рынке достаточно востребована (рис. 4).

Рис. 4. Частота посещения кинотеатра респондентами

Наиболее популярными из предложенных жанров фильмов, которые респонденты предпочитают смотреть, оказались: комедии, фантастические фильмы, приключенческие фильмы и детективы (рис. 5).

Рис. 5. Предпочтительный для респондентов жанр фильма

Большая часть опрошенных около 72% знают, что такое автокинотеатр. Еще 20 % слышали что-то подобное и лишь 8% не имеют представления об данной услуге. Это дает нам понять, что население знакомо с данной услугой (рис. 6).

Рис. 6. Осведомленность респондентов об услуге автокинотеатра

Следующий вопрос был предложен в такой формулировке: «Из каких источников Вы узнали об услугах автокинотеатра?». Почти в равном соотношении респонденты либо видели подобную услугу в кино (45%), либо

прочитали о ней в книгах, журналах, интернет-источниках (42%). Результаты анкетирования представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Источники информирования респондентов об услугах автокинотеатров

Около 66% опрошенных скорее бы воспользовались услугой такого формата кинотеатра. У 26% опрошенных присутствует доля сомнения, и они скорей бы упустили возможность посещения автокинотеатра. И только лишь 8% из общего числа категорично отказались пользоваться предложенной услугой (рис. 8).

Рис. 8. Востребованность услуги автокинотеатра респондентами

Если бы была создана такая услуга в городе Екатеринбурге, то приоритетными районами расположения автокинотеатра, которые выделяют опрошенные респонденты были бы: Кировский район, Ленинский район, Верх-Исетский район (рис. 9).

Рис. 9. Предпочтительные для респондентов районы расположения автокинотеатра

Наиболее удобными днями недели для посещения автомобильного кинотеатра респонденты считают пятницу (56%), субботу (74,6%) и воскресенье (56%). Результаты анкетирования представлены на рисунке 10.

Рис. 10. Предпочтительные для респондентов дни недели для посещения автокинотеатра

Доступной стоимостью билета для большинства опрошенных, а именно 72% является цена билета до 300 рублей, остальные готовы заплатить до 500 рублей за билет (рис.11).

Рис. 11. Доступная для респондентов стоимость билета

Следующий вопрос звучал так: «Какими бы Вы дополнительными услугами пользовались в формате такого кинотеатра?». Почти все опрошенные готовы воспользоваться услугой – продажа еды и напитков (88%). Также около 18% готовы воспользоваться продажей сопутствующей продукции и 20% с удовольствием воспользовались бы услугами автомойщика (рис. 12).

Рис. 12. Дополнительные услуги

Заключительный вопрос: «Если у Вас нет собственного автомобиля для посещения автокинотеатра, воспользовались бы Вы услугами каршеринга (краткосрочная аренда машин)?» – показал, что почти 74 % не готовы были бы пользоваться такими услугами (рис. 13).

Рис. 13. Актуальность услуг каршеринга для респондентов

Подводя итоги результатов анкетирования, можно сделать следующие выводы, что жители Свердловской области, а именно студенты, активная молодёжь и молодые семьи считают наиболее приоритетными видам досуга являются: общение с семьей и (или) друзьями, просмотр телевизора и видео, посещение культурных заведений и провождение времени в интернете. В связи с этим при выборе места для просмотра фильма, респонденты чаще всего выбирают либо просмотр дома, либо кинотеатре.

Больше половины опрошенных посещают кинотеатр хотя бы один раз в месяц, остальные не реже одного раза в полгода, что показывает нам высокую востребованность услуг кинотеатра на рынке развлечений и досуга. При выборе жанра фильма респонденты обычно останавливаются на комедиях, фантастических и приключенческих фильмах, а также на детективах.

Почти все из опрошенных, знают или слышали об услугах автокинотеатра из таких источников как: кино, книги, журналы и интернет. Основная часть жителей, а именно 66%, скорее бы воспользовались услугой такого формата кинотеатра. Исходя из этого можно уже сейчас сделать вывод, что актуальность реализации услуг автокинотеатра очень высока.

Приоритетными районами для расположения автокинотеатра в Екатеринбурге являются Кировский район, Ленинский район и Верх-Исетский район. Самыми удобными днями недели для посещения респонденты выбирают пятницу, субботу и воскресенье. Доступная стоимость билета варьируется до 300 рублей. Дополнительными услугами, которыми бы пользовались жители при посещении были бы: продажа еды и напитков, продажа сопутствующей продукции, услуги автомойщика

Сегодня, когда человечеству приходится находиться в жестких санитарно-эпидемиологических условиях услуги автокинотеатра вновь набирают былую славу. Во-первых, это позволяет людям комфортно разместиться в собственной машине. Во-вторых, не контактировать с другими людьми, соблюдая режим социального дистанцирования. В-третьих, такой давно забытый формат кинотеатра разбавляют стандартные и скучные формы развлечений.

Резюмируя все вышесказанное, мы убеждаемся в том, что услуги автокинотеатра очень востребованы. Новый формат кинотеатра интересен для опрошенных респондентов. При реализации данной услуги нужно обязательно учесть пожелания потенциальных клиентов. И возможно только тогда, услуги автокинотеатров смогут стать достойной альтернативой стандартным киноцентрам.

Список используемой литературы:

Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций / М.М. Журавлева. – Иркутск: 2011. – 159 с.

Зорин И. В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин. В. А. Квартальнов. – Москва: Финансы и статистика, 2000. – 205 с.

Исаченко Т. Е. Рекреационное природопользование: учебник для вузов / Т. Е. Исаченко, А. В. Косарев. – Москва: Изд-во Юрайт, 2019. – 268 с.

Кулагина Е. В. Технологии рекреации и анимации: учеб. пособие / Е. В. Кулагина, Ю. В. Сливкова; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. – 96 с.

Кусков А.С. Рекреационная география Учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – Москва: МПСИ, Флинта, 2005. – 496 с.

Мироненко Н. С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохоебов. – Москва: Изд-во Московского университета, 1981 г. – 207 с.

Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.В. Николаенко – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.

Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://bse.sci-lib.com/article096348.html (дата обращения: 13.11.2020).

Журнал «365» (365mag.ru) — интернет-издание о современной культуре и стиле жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://365mag.ru/cinema/kino-pod-otkry-ty-m-nebom-e-poha-drive-in (дата обращения: 15.11.2020).

Сайт издания «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.kommersant.ru/doc/4349990 (дата обращения: 15.11.2020).

Сайт для автолюбителей «DRIVE2» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.drive2.ru/b/3102067/ (дата обращения: 15.11.2020).

Просмотров работы: 13