ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В ВУЗАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества проблема формирования ценностных ориентаций молодежи очень важна, поскольку эта категория людей склонна к активной деятельности и является движущей силой развития общества.

Свое становление современная молодежь проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества, в период социокультурных перемен. Происходит размытие ценностных основ и традиционной общественной морали, ослабление культурной преемственности. Все чаще наблюдается процесс заимствования современных «демократических западноевропейских ценностных моделей» поведения, тем самым меняя полюса культуры [1, с. 106].

Особая социальная группа (студенты) постоянно привлекает внимание в социологических, психологических, педагогических исследованиях потому, что именно она является индикатором совершающихся перемен и обусловливает потенциал развития общества. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения. В условиях краха сложившихся устоев, конечно неизбежна и переоценка ценностей. Этот кризис более всего проявится в сознании данной социальной группы [2, с.124].

Для того чтобы исследовать понятие «ценностные ориентации», необходимо рассмотреть понятие «ценность». Из социологического словаря ценность-  термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию. [3]

Важным компонентом структуры ценностей личности является ее духовность, которая регулирует поступки человека и является компонентом гуманистического направления ее жизнедеятельности. Гуманистические концепции, ориентирующиеся и по содержанию, и по характеру отражения на приоритетную роль в образовательном процессе воспитания… предоставляют максимальную возможность для раскрытия потенциала личности… [4, с. 46].

Е.Л. Руднева отмечает, что необходимым компонентом жизненного самоопределения студентов, который выражается в ценностном выборе ведущих научных идей, своего образа гражданина, проектировании себя как гражданина и как профессионала являются ценностные ориентации [5, с.78].

Ценностные ориентации личности отражают образ жизни, определяют мотивацию, показывают стиль поведения студента в процессе обучения в вузе и направление его деятельности.

Ценностные ориентации - одна из основ, при помощи которой у студентов формируется: определенная направленность образа жизни, приоритет ценностной шкалы их сознания, развивается комплекс позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жизни общества.

В учебное заведение каждый абитуриент приходит со своими ценностными ориентациями, которые сложились у него еще в школе за время учебы под влиянием семьи. Чаще они имеют узко личностный характер. В меру своих сил профессиональное образование может влиять на ценностные ориентиры учащихся. В это время совершается их отдаление от семьи, возможно даже территориальное (например, переселение в другой город), а там прежние ценностные ориентации не получают привычного подкрепления примером извне и начинают заменяться другими. [6, с.117].

В ценностных ориентациях студенческой молодежи образование относится к инструментальным ценностным ориентациям. Это обусловлено тем, что у многих студентов выработана установка на получение диплома, который даст возможность найти выгодную работу. Хорошо оплачиваемая работа заложит основу материального благополучия, откроет возможности получения более высокого социального статуса, профессионального роста, улучшения качества жизни. Эта позиция поможет охарактеризовать снижение значимости общечеловеческих ценностей, рассогласованность личных, социальных ценностей и норм. Следовательно, высшее образование в молодежной студенческой среде приобретает прагматическую и инструментальную ценность.

Если смотреть с обратной стороны, то не всегда получается, после окончания вуза, найти достойную работу. По данным выборочного исследования Росстата, проведенного в 2019 году, всего 31% (634,5 тысячи) студентов, окончивших вузы в 2016 – 2018 годах, не работают по специальности. Среди окончивших колледжи таковых практически половина – 43% (389,3 тыс. чел.), среди выпускников профессиональных училищ – ровно половина (224,6 тыс. чел.).

Уровень безработицы среди выпускников вузов 2019 года составил 12,9%, тогда как среди выпускников с дипломом о среднем профессиональном образовании безработных уже в первом квартале 2020 года 17,9%.

Ценностные ориентации определяют цели деятельности и средства их достижения: от содержания ценностных ориентаций индивида зависит, как он воспринимает ту или иную ситуацию, какие задачи ставит перед собой, какие действия выберет. Таким образом, ценностные ориентации – это динамическая, иерархическая система ценностей, которая постоянно развивается и отражает те, которые сложились в результате взаимодействия личности и общества. Ценностные ориентации личности выполняют ряд важных функций:

– формируют духовный мир человека, определяя ее социальную значимость; – утверждают неповторимость личности;

– регулируют поведение и деятельность человека в обществе [7, с.71].

Таким образом, ценностные ориентации — это те жизненно важные состояния, явления и процессы, которые становятся ориентирами для человека, направляют формирование его личностных качеств.

В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность, патриотизм, гражданственность и некоторые другие [8, с.89]. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Соответствующим образом на это реагирует студенчество, осознавая, что общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование молодые люди получают для себя, а не для того, чтобы с его помощью приобрести общественное признание и послужить обществу.

Известно, что в традиционной отечественной культуре существует такая иерархия ценностей:

–  терминальные и моральные ценности (нравственность, благотворительность, стремление к добру, забота о других);

– инструментальные и прагматические ценности;

–  гедонистические ценности считаются вспомогательными, обслуживающими высшие уровни ценностной иерархии [9, с 38].

Такая иерархическая структура переживает кризис. Наше настоящее характеризуется упадком искусства, культуры, духовности, кризисом в экономике. Результатом этих негативных процессов становится переоценка ценностей, что приводит к выстраиванию современной молодежью новой пирамиды ценностей. Если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предыдущих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих природных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в обществе породил острый конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, музыку, манеры поведения, а в основном касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития человека, взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия почти отсутствует» [10, с. 124].

Социальные ценности, которыми жило старшее поколение, в новой исторической ситуации утратили свое практическое значение и в силу этого почти не используются, поскольку, как считает современная молодежь, непригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Студенческая молодежь сегодня в достаточно непростых условиях выбирает для себя приоритеты: ограничительные функции прежних нравственных норм, основанные на критериях духовности, исчезли, а появилась свобода межличностных отношений и определение новых ориентиров.

Среди студентов был проведен анонимный опрос, в котором предлагалось описать свое видение структуры ценностей современного человека. Результаты опроса были следующими: подавляющее большинство молодых людей в основе структуры ценностей видят семейное благосостояние, здоровье и материальную обеспеченность, часто фигурировал ответ относительно профессионального становления, молодого человека как специалиста. Обретение высокой квалификации объяснялось необходимостью, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, достичь карьерного роста, обогатиться [11, с 108].

Исследование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза по методике М. Рокича [11, с 108]. позволили сделать следующие выводы: в списке терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

- здоровье (физическое и психическое);

- счастливая семейная жизнь;

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Такие ценности как: активная жизненная позиция, наличие верных друзей, стремление к познанию, выражение ценностного отношения к произведениям искусства, литературы утратили свое значение и не нашли должного места среди ценностей студенческой молодежи. В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

- жизнерадостность (чувство юмора);

- воспитанность (хорошие манеры).

Третье ранговое место разделили такие ценности как: – честность (правдивость, искренность); – аккуратность (чистоплотность) – широта взглядов (умение понять чужое мнение, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

Таким образом, понятие «ценности» и «ценностные ориентации» определяются общественным строем. Изменения в социально-политической и экономической сферах государства соответственно влияют и на систему ценностей и ценностных ориентаций. В современной среде, в том числе и в студенческой, выявлен ряд новых, не характерных для предыдущих поколений, явлений и процессов. Общечеловеческие ценности, такие как познание, творчество, возможность активной жизнедеятельности не находят должного места в ценностных ориентациях студентов. На основании исследования, проведенного в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей ценностных ориентаций студенческой молодежи. Ухудшение во многих аспектах социального положения молодого поколения существенно расширяет зону конфликта молодежи с обществом, нарушение процесса передачи жизненного опыта от поколения к поколению ставит молодых людей перед необходимостью не усвоения, а отрицания опыта предыдущих поколений, изменение механизмов социализации молодежи. Сложившаяся ситуация свидетельствуют о необходимости формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи, направленные на позитивные качества и активно-деятельное участие в жизни общества.

Список литературы

1.Рощина Я. Социология потребления: учебное пособие. -М.: Издательский Дом ГУ-ВШЭ. -2007. -130 с.

2.Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. -С. 124

3.Социологический словарь – Электронный ресурс. - Режим доступа: http://slovariki.org/sociologiceskij-slovar. Дата обращения:1.11.2020

4. Берберян А. С. Гуманистические технологии формирования механизма самоорганизации и самореализации в системе высшего образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. -2011. -№ 2. -С. 46–50

5.  Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 – Кемерово. – 2002. - 178 с.

6.  Воронкова Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. -2011. - № 2. - С. 117

7.Тырнова О.А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. -2010. - № 3. -С. 71

8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. -2012. - № 1. –С.89

9.Григорьева Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н.Г. Григорьева, Н.М. Опарина // Высшее образование сегодня. -2012. - № 4. - С. 38

10. Ядов В.  А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука. – 2013. – 264 с.

11.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб: Питер. -2001. 108с.

Просмотров работы: 41