Роль социальных сетей в социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль социальных сетей в социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями

Барсукова М.С. 1
1Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире с каждым годом увеличивается количество людей с ограниченными возможностями. В России на 2020 год, согласно статистике Министерства труда, зафиксирован резкий рост числа детей-инвалидов.

На первое место в 2020 году вышли детские психические расстройства. Они составляют до четверти всех случаев детской инвалидности в стране. Чуть меньше отводится на поражения нервной системы, в том числе и на ДЦП. Разительно выросло количество детей с врожденными аномалиями и хромосомными патологиями. Их в общем количестве более 17%. Более 7% детей с инвалидностью страдают недугами эндокринной системы, более 4,7% – это поражения слуха. Патологии зрения занимают более 4,6%. Далее примерно в равных количествах (около и чуть более 3%) распределились недуги костно-мышечной системы, органов дыхания [16].

Эксперты видят причины роста детской инвалидности в сочетании нескольких факторов. В первую очередь влияют экология и то, что будущие мамы кушают в период беременности. Тревожит и рост генетических мутаций, и объяснить его еще предстоит специалистам-генетикам, пока же причина видится лишь одна – увеличение количества родов после 36 лет, ведь именно у возрастных женщин выше риски родить ребенка с хромосомными аномалиями [16].

 Приведённая выше статистика показывает нам, насколько важно уметь принимать людей с различными отклонениями от нормы, ведь то, что они не такие как мы, не делает их неправильными или недостойными равных с нами прав, свобод, условий жизни, образования и труда. Благодаря этим данным можно говорить о том, что выбранная тема достаточно остро стоит в современном мире и безусловно является актуальной.

Актуальность исследования обуславливается необходимостью прививать современному обществу толерантное отношение к людям с любыми отклонениями от нормы, содействовать социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями.

Объект исследования – интернет пространство, в частности социальные сети.

Предмет исследования – особенности влияния социальных сетей на жизнь людей с ограниченными возможностями.

Цель научной работы – определить роль социальных сетей в социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями.

Для выполнения представленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

– обозначить права и свободы граждан с ограниченными возможностями, установленные законодательством Российской Федерации;

– изучить степень принятия обществом инклюзии;

– рассмотреть коммуникативные и информативные факторы интернет среды, как платформы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями;

– обозначить возможное развитие взаимоотношений общества и людей с ограниченными возможностями;

- определить основные направления развития социальных сетей в инклюзивном образовании.

Практическая значимость работы заключается в определении перспектив использования социальных сетей как способа социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями.

ГЛАВА 1. ИНКЛЮЗИЯ И ЕЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью[3].

Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению  медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации[2].

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид"[2].

1.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для четкого понимания места инклюзии в обществе, прав и свобод граждан с ограниченными возможностями здоровья, необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации. Ведь Конституция является главным законодательным актом в России и именно она закладывает основу прав, свобод и возможностей граждан.

Конституция Российской Федерации говорит, что:

Статья 17:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[1].

Статья 19:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности[1].

Статья 21:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам[1].

Статья 23:

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения[1].

Статья 34:

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[1].

Статья 37:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом   минимального размера оплаты труда , а также право на защиту от безработицы[1].

Стать 39:

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1].

Статья 41:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию[1].

Статья 43:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования[1].

Из представленных выше статей Конституции РФ можно сделать вывод, что все граждане имеют равные права, свободы, возможности, пребывают в абсолютно равных условиях и могут совершать одинаковые действия и операции вне зависимости от их состояния здоровья.

Также освятить ргулирование прав и свобод людей с ограниченными возможностями на правовом уровне нам поможет федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Статья 2 № 181-ФЗ определяет социальную защиту инвалидов, как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Также в той же статье мы можем увидеть определение Социальной поддержки инвалидов. Это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения[3].

Статья 3.1

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области[3].

Статья 11

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным  перечнем   реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным  перечнем   реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду[3].

Представленные вашему вниманию выше статьи подтверждают положения Конституции и говорят о равенстве прав людей с ограниченными возможностями и иных граждан. Также № 181-ФЗ содержит в себе регулирование обеспечения жизнедеятельности инвалидов, а именно: Медицинская помощь инвалидам, Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, Обеспечение инвалидов жильем, Образование инвалидов, Обеспечение занятости инвалидов и прочее.

1.2 ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СТЕПЕНЬ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕСТВОМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Развитие современного общества определяется не только с экономической точки зрения, но и по отношению этого общества к людям,остро нуждающимся в поддержке. Российское законодательство провозглашает права «особого» человека на социальную интеграцию,образование и развитие, но механизм для реализации отсутствует[7].

Специфика современного этапа развития общества во многом определена информационными технологиями. Гаджеты сегодня стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Прежде всего, они служат средством связи, а также быстрым и удобным способом выхода в мировую информационную сеть – Интернет[4].

Современная тенденция к получению социальным субъектом – человеком, группой, страной большей свободы ведет к трансформации целевых установок личности. Человека больше не удовлетворяют полученные от кого-то знания, он предпочитает самостоятельно добывать информацию и опирается преимущественно на нее. Социальные сети в настоящее время представляютсобой сайты, обеспечивающие взаимодействие между людьми, группами людей и организациями, где связи между этими узлами создает программная составляющая сайта[8].

Интернет появился в 1970 году, и вскоре был применим для индивидуального потребления и удовлетворения культурных и социальных потребностей. Не будет преувеличением утверждение, что Интернет изменил жизнь миллионов людей разных возрастов, профессий, социального положения[4].

За последние несколько лет влияние интернета на нашу жизнь значительно усилилось, а вместе с ним усилилась и роль социальных сетей. Если еще,скажем, лет 5 назад в социальных сетях были зарегистрированы единицы, то сейчас почти каждый, вне зависимости от возраста или положения в обществе. Уходят в прошлое разговоры о пользе и вреде интернета, сейчас обсуждению представляются все больше перспективы социальных сетей. Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети – это уже самое популярное занятие в интернете[6].

Интернет-сообщество ― это не только объединение индивидов, но и взаимосвязь социальных общностей, где обеспечена их анонимность, свобода входа/выхода в сообщество. Это обуславливает большую открытость и психологическое удобство в процессе общения участников[8].

Ежегодно Hootsuite и We Are Social, крупные медиакомпании, публикуют на Datareportal глобальный отчет по количеству пользователей интернета и связанной с этим вопросом статистикой. Большой ежегодный отчет дополняется менее крупными ежемесячными. Есть в этих отчетах и статистика интернета в России. Согласно ей, интернет в России в 2020 выглядит так:

Население: 145 900 000 человек (74% из них живут в городах).

Зарегистрировано сим-карт: 237 600 000 штук (1.63 симки на человека).

Количество пользователей сети интернет в России: 118 000 000 человек (81% популяции).

Из них пользуются смартфонами для входа в интернет: 102 100 000 человек (87%).

Изменение по сравнению с 2019: -0.4%.

Активно пользуются социальными сетями: 70 000 000 человек.

Как менялось проникновение интернета в нацию с 2008 по 2018 годы (Приложение 1)[15]:

Из приведённой выше информации можно сделать вывод, что интернет плотно вошёл в нашу жизнь, он окружает нас в любых наших ействиях, помогает нам во всех сферах и способствует получению различной информации. Он непосредственно оказывает воздействие на наши взгляды, наше мнение и наше отношение к тем или иным социальным группам, в том числе и к людям с ограниченными возможностями здоровья. Именно в интернет пространстве мы можем увидеть неисчисляемое количество историй тех или иных людей, общаться с ними, поддерживать их и вступать на путь включения их в общество, помогть инвалидам проходить социально-экономическую интеграцию. Благодаря социальным сетям мы можем узнавать истории таких людей, истории их успеха или неудач и складывать своё отношение к ним.

Так какое же место инклюзии в обществе? Пока что современное общество Российской Федерации делает только первые шаги для предоставления достойного места в обществе людям с ограниченными возможностями. Однако эти шаги очень важны, ведь люди начинают осознавать насколько важно относиться к инвалидам как к равным, ведь так и есть, мы равны. Также общество прокладывает путь к осознанию важности помощи людям с ограниченными возможностями, обеспечение им образования и трудоустройства.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

2.1 КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, КАК ПЛАТФОРМЫ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Прежде чем перейти к анализу проблемы социальной интеграции инвалидов, обратимся к понятию «интеграция». Слово «интеграция» происходит от латинского integer – целый или integration – восстановление, восполнение. В социологии интеграция рассматривается как процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимосвязи и взаимодействии отдельных специализированных элементов[7].

Применительно к интеграции инвалидов пользуются понятием «социальная интеграция». Процесс социальной интеграции является сложным и многогранным. Он напрямую связан с социализацией и адаптацией. Однако первостепенную важность представляет реабилитация, без которой просто невозможна социальная интеграция. Основной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, правового положения. Конечной целью реабилитации инвалидов является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция[7].

Адаптация инвалидов к окружающей среде может быть успешной и неуспешной. Вживаясь в социальную среду, индивиду приходится отказываться от ранее усвоенного и приобретать нечто новое из окружающей действительности. Если приобретаемое оказывается более ценным и значимым, чем теряемое, то адаптация оказывается терпимой и проходитвесь успешно. Если же инвалиды больше теряют, чем приобретают, то адаптация становится негативной по своему характеру воздействия. Результатом такого процесса часто является отказ индивида от интеграции в общество[7].

Интеграция возможна только благодаря реализации практик общения и активному участию инвалида в общественной жизни.

Несмотря на меры, принимаемые государством, обществом и бизнесом, проблема включения инвалидов всферу занятости, создания оптимальных условий, в том числе устранения стереотипов в отношении данной категории работников, попрежнему требует решения. Важным является принятие и осознание особенных интересов указанных людей, чтобы они не были вытеснены в специальные учреждения и свой отдельный мир. Однако при современных требованиях информационного общества такие сотрудники должны быть готовы к работе в условиях не только высокотехнологичных производств, но и в условиях конкурентного общества, когда работодатели предъявляют высокие требования к качеству персонала и эффективности его работы, в связи с чем может возникать предвзятое отношение к соискателям с инвалидностью. Среди российских работодателей постепенно происходит снижение стереотипного отношения к данной категории сотрудников, появляются вакансии, предназначенные именно для людей с инвалидностью[11]. Наиболее распространенным каналом поиска работы на российском рынке труда на данный момент являются социальные сети[12]. То есть в условиях информационного общества появляются технологические возможности для включения людей с инвалидностью в сферу занятости, что позволяет таким сотрудникам наилучшим образом реализовать свой трудовой потенциал, невзирая на психофизиологические особенности[11].

Активизация трудового потенциала инвалидов становится стратегически важной задачей для Российской Федерации. В стране сокращается численность населения трудоспособного возраста, увеличивается доля населения, страдающего хроническими заболеваниями, что способствует его инвалидизации. Причем, по данным российских исследований, в большей степени хроническим заболеваниям подвержены низкодоходные группы населения. В таких условиях внедрение механизмов, облегчающих трудоустройство инвалидов, – мера, необходимая, с одной стороны, для обеспечения экономики дефицитной рабочей силой, с другой – для повышения уровня жизни людей. Можно выделить несколько причин, которые обу-словливают важность трудоустройства инвалидов:

1) выполнение обязательств перед инвалидами по предоставлению им равных совсеми другими гражданами возможностей;

2) развитие новых рынков товаров и услуг, предназначенных для людей с инвалидностью (появление новых рабочих мест);

3) повышение человеческого капиталаза счет восстановления и развития профессиональных навыков у людей с инвалидностью (улучшение качества рабочей силы);

4) снижение экономических потерь отинвалидизации населения (прирост ВВП, повышение платежеспособного спроса, сокращение затрат на выплату пособий; приток дополнительной рабочей силы, – членов семей инвалидов, ранее занятых ведением домашнего хозяйства и присмотром)[13].

Несмотря на осуществляемые государством мероприятия, анализ сложившейся на рынке труда ситуации позволяет судить о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе самостоятельного трудоустройства и выявляет противоречие между требованиями законодательства к трудоустройству инвалидов и нежеланием работодателей принимать их на работу[14].

Эффективное трудоустройство человека с ограниченными возможностями напрямую зависит от его уровня конкурентоспособности. Иными словами, с позиции работодателей качество работы инвалида и уровень его компетенций должны быть на порядок выше, чем у других претендентов на вакантную должность. Такое преднамеренное завышение работодателями требований к инвалидам является нарушением принципа справедливого трудоустройства, который многие компании закладывают в основу своей трудовой этики. Более того, такое положение на рынке труда приводит к тому, что в процессе поиска работы люди с ограниченными возможностями сталкиваются с рядом психологических проблем.

Во-первых, это проблема необоснованного отказа в приеме на работу. Работодатели отказывают инвалидам I и II групп на основе нетрудоспособности этих групп инвалидности, проявляя тем самым собственную некомпетентность, и развивают у людей с ограниченными возможностями здоровья комплексы социализации. Российское законодательство предоставляет возможность обращения в государственную службу занятости инвалидам всех групп. Единственное условие труда этих людей — сокращение продолжительности рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты груда.

Во-вторых, работодатели отказывают в приеме людям с ограниченными возможностями, поскольку не имеют разработанных и сформированных характеристик содержания и условий труда, которые могли бы учитывать при трудоустройстве инвалидов. Готовность работодателей обеспечивать комфортные условия труда работников, не имеющих ограничений по состоянию здоровья, и неготовность принять меры по обеспечению рабочих мест инвалидов создают представление о том, что люди с ограниченными способностями работают хуже и менее эффективно. Опровергая данное представление, достаточно вспомнить результаты олимпийской сборной на Паралимпийских играх в 2014 г. в Сочи. Не каждый спортсмен с полноценным физическим здоровьем способен достичь таких высоких результатов. Кроме того, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья есть люди, получившие инвалидность вследствие аварии или травмы, но обладающие высокой профессиональной квалификацией. Вместе с тем в обществе бытует мнение, что они теряют свою профессиональную компетентность.

Тем не менее можно утверждать, что человек с ограниченными возможностями здоровья обладает более высоким уровнем мотивации труда уже потому, что имеет собственное рабочее место. Он чувствует себя составной частью большого трудового коллектива и полноценным сотрудником. Эти обстоятельства гарантируют повышенную работоспособность и интерес со стороны сотрудника.

В-третьих, работодатели отказывают в трудоустройстве инвалидам на основании несоответствия уровня их профессионального образования требованиям должности. Это вполне законная причина в отличие от двух предыдущих[14].

Анализ содержания интернет-контента для инвалидов показывает, что наиболее заинтересованы в образовании и переподготовке именно люди с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в России внедряется во все образовательные организации, регулируется Конституцией Российской Федерации. В Законе от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» инклюзивное образование определяется как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений[14].

Такой вид образования позволяет всем людям реализовывать свой потенциал социального развития. Поэтому обучение и переподготовка инвалидов вполне доступна для любого работодателя, к тому же на это выделяются средства из федерального бюджета[14].

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья для работодателя является, скорее, преимуществом, чем недостатком, кроме того, оно не обусловлено повышенными экономическими издержками[14].

Стремительно развивающиеся идеи гуманизации труда подразумевают совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работнику возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. В связи с этим особую значимость приобретает управление человеческими ресурсами[14].

Если касаться интернет-платформ, которые помогают трудоустройству инвалидов, то можно говорить о таких сайтах, как: Dislife[17] и Сообщество людей с ограниченными возможностями[18]. Данные форумы обеспечивают не только возможность инвалидам контактировать между собой, но и возможность к поиску работы и трудоустройству. Также в декабре 2019 годы в России была запущена первая специализированная платформа по трудоустройству инвалидов.

Инклюзивный социальный предпринимательский проект Everland при поддержке Билайн запустил онлайн-платформу для профессионального обучения и последующего трудоустройства специалистов с разными видами инвалидности по всей России. Для интеграции в него  не важен возраст или тип инвалидности – в проекте есть люди с тотальной глухотой и слепотой, нарушениями речи, моторики, проблемами передвижения. Цифровые технологии позволяют работать удаленно и формировать команду для проекта в разных географических точках. О старте разработки платформы было объявлено в марте 2019 года. На текущий момент уже зарегистрировано 175 людей с инвалидностью, большая часть – граждане России, примерно четверть – граждане стран СНГ. К концу 2020 года, по оценкам организаторов, число участников достигнет порядка 1000 человек. Среди профессий, представленных на платформе, – специалисты по текстовому и видеоконтенту, PR, графические и веб-дизайнеры, веб-разработчики, юристы. Все эти профессии востребованы на рынке и позволяют работать удаленно[19].

Платформа состоит из четырех элементов: тестирование и оценка мотивации, «прокачка» профессиональных навыков, тестовые задания с куратором и последующее трудоустройство. Запуск платформы профессиональной онлайн подготовки специалистов с инвалидностью решает сразу несколько задач. Для самих соискателей наиболее очевидными станут возможности изменение социального статуса и большая социальная защищенность[19].

Для бизнеса это, прежде всего, развитие новых ниш и направлений сервиса, участие в создании рынка адаптивных продуктов и услуг, а также получение уникальной экспертизы в части трудоустройства людей с инвалидностью и адаптированных для них HR-решений[19].

Для государства это возможность использовать потенциал людей с инвалидностью в экономике страны, изменение ситуации с трудоустройством, увеличение спроса на развитие сервиса и фактическое изменение задач образовательной системы[19].

 «Глобальная цель проекта – ликвидировать неравенство, связанное с недостаточной доступностью рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья, – говорит руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» Евгения Чистова,  –   Платформа даст возможность работать удаленно - самостоятельно или в команде с другими специалистами, что позволит достичь значимого прогресса в решении этой важной проблемы в масштабах всей страны»[19].

Помимо привычных для рынка направлений трудоустройства, в рамках платформы Everland запущены и планируются к запуску и особенные сервисы, учитывающие уникальную экспертизу людей с инвалидностью. Например, тестирование сайтов и мобильных приложений бизнеса на доступность для людей с ограничениями речи и моторики[19].

Реализация проекта осуществляется АНО «Пространство равных возможностей» при поддержке ПАО «ВымпелКом» и Фонда Президентских грантов[19].

Подходя к завершению обсуждения данной темы, хотелось бы привести некоторые данные, полученные путем опросов. Основным средством общения для большинства опрошенных является мобильный телефон – для 76.3% работающих респондентов и для 76.2% неработающих респондентов (Приложение 2).Следует отметить, что для обеих групп наблюдается низкий уровень использования сети Интернет, хотя доля работающих людей с инвалидностью, использующих Интернет в качестве средства общения, в 2 раза больше, чем неработающих. Повышение уровня компьютерной грамотности в современных условиях является одной из важных составляющих в процессе поиска работы. В настоящее время на сайте Государственной службы занятости населения, на сайтах различных баз вакансий, например, таких, как «Работа в России», HeadHunter и др., размещаются вакансии, которые доступны для людей, имеющих инвалидность. На данных порталах размещена информация о правильном составлении резюме, прохождении собеседования, а также о мерах социальной поддержки и государственных услугах, предоставляемых данной социальной группе. Умея пользоваться компьютерными технологиями, человек с инвалидностью может получить полезную и важную информацию, разместить резюме и найти работу. Важно отметить, что в качестве препятствий(внешних факторов) к трудоустройству выступают не только коммуникативные ограничения, финансовые трудности, но и недоступность транспортной и городской инфраструктуры. Согласно результатам опроса, достаточно частона пути к включению людей с инвалидностью в сферу занятости по-прежнему присутствуетсредовой барьер (Приложение 3).В большей степени с препятствиями сталкиваются неработающие респонденты. Это связано стем, что значительная часть неработающих респондентов (32.8%) имеют более высокую группу инвалидности и ограничения в передвижении[11].

Около трети работающих людей с инвалидностью указали, что не испытывают никаки хпрепятствий – 28.8% опрошенных, а если сталкиваются с барьерами, то прежде всего с коммуникативными ограничениями – 28.8% респондентов. Большинство неработающих людейс инвалидностью среди основных барьеров отметили такие, как коммуникативные ограничения – 34.4%, недоступность транспортной инфраструктуры – 27.9%, недоступность городской инфраструктуры – 21.3%, финансовыетрудности – 13.9%[11].

В заключении подведем итоги. Работающие люди с инвалидностью при трудоустройстве, как правило, испытывают коммуникативные ограничения – 28.8%, однако при этом они же в 28.8% случаев не испытывают никаких инфраструктурных препятствий(более низкая группа инвалидности).

Неработающие люди с инвалидностью в повседневной жизни чаще сталкиваются с коммуникативными ограничениями (34.4%), недоступностью транспортной (27.9%) и городской (21.3%) инфраструктуры, финансовыми трудностями (13.9%). Данные трудности неработающие респонденты, скорее всего, будут испытывать и при устройстве на работу.Полученные результаты говорят о важностив современном информационном обществе такого внешнего фактора, влияющего на мотивацию трудовой занятости работающих и неработающих людей с инвалидностью, как социальные сети. В то же время выявлена проблема низкого уровня использования сети Интернет как у работающих, так и – особенно – у неработающих респондентов. Отчасти это связано с финансовыми проблемами людей с инвалидностью, что является важной характеристикой человеческого потенциала. В этом ключе службе занятости совместно с некоммерческими и коммерческими организациями следует активнее реализовывать проекты по развитию компьютерных и коммуникативных компетенций уданной группы и по их оснащению необходимыми технологическими средствами (на основе фандрайзинговых проектов).На основании выше изложенного стоит отметить, что исследуемая проблема по-прежнему требует внимания социологов и более глубокого изучения мотивации трудовой занятости работающих и неработающих людей с инвалидностью вусловиях не снижающейся актуальности включения людей с инвалидностью в сферу занятости[11].

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ МЕДИЙНОЙ СРЕДЫ

В современном мире, когда Интернет буквально связан с каждой сферой жизни людей и сопровождает большинство наших действий, огромную долю информации мы черпаем именно с сайтов и форумов. Мы можем найти необходимые рецепты, способы лечения, последовательность каких-либо действий, книги, фильмы, определения неизвестных слов и многое другое. Однако не всегда эта информация является достоверной. Так какое же влияние инфармационный фактор социальных сетей оказывает на медицину и людей с ограниченными возможностями?

Новый способ взаимодействия пациентов предоставляет новые возможности, но и создает новые проблемы в повышении доступности и качества медицинской помощи. В России существует движение on-line самоорганизации людей с заболеваниями в социальных сетях и сообществах, в которых они пытаются оказать друг другу информационную и эмоциональную помощь. Социальные сети предлагают пациентам доступ к информации о симптомах и особенностях заболеваний, различных способових лечения, достоинств и недостатков применения лекарств. Но актуальным остается вопрос о качестве и достоверности предлагаемой информации. Социальные сети формируют у пациентов чувство контроля и возможности управления собственным заболеванием, знакомят с принципами управления здоровьем, оказывают эмоциональную поддержку. Кроме того, социальные сети предлагают профессиональное сопровождение и консультации врачей, однако этот способ взаимодействия врачей и пациентов еще только развивается[8].

Реклама в медицине имеет как положительное, так и отрицательное значение. Хорошая реклама внушает доверие и таким образом способствует продвижению медицинских услуг, что обеспечивает выгоду нетолько медицинской компании, но и самому потребителю. Но к минусам рекламы относится, недостаточное регулирование рекламы государством; производитель, повинуясь коммерческой выгоде, позволяет себе продвигать товары или услуги низкогокачества; или преувеличивать пользу того или иного средства[5].

К сожалению распространение недостаточно проверенной информации в сфере медицины может привести к фатальным последствиям. Однако есть и положительные стороны влияния информационного фактора социальных сетей на жизни людей с ограниченными возможностями.

Именно в интернет-пространстве они могут найти необходимую информацию, касающуюся образования и трудоустройства, могут получить дополнительные знания засчёт различных онлайн-курсов, у инвалидов появляется возможность к саморазвитию, усовершенствованию своего профессионализма и обеспечению себя в будущем конкурентоспособности на рынке труда.

Данный вопрос является весьма спорным, ведь можно выделить и положительные и отрицательные стороны влияния указанного фактора. Безусловно, интернет-пространство облегчает людям с ограниченными возможностями здоровья совершение множества действий, как необходимых для жизнидеятельности, так и необходимых просто для улучшения качества жизни. Однако, если неаккуратно использовать информацию и доверять всему, что ты можешь найти в интернет-пространстве, можно навлечь на себя неприятные последствия этого легкомыслия.

2.3 РАЗВИТИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Быстрые темпы распространения и популярность Интернета объясняются мировоззренческими установками информационного общества. Интернет отвечает ценностным ожиданиям современного человека: доступность, неограниченность, вариативность, тиражированность, оперативность. Интернет-коммуникация соответствует современному представлению о свободе общения, включающему в себя независимость от фактического местонахождения, кажущееся отсутствие ответственности, универсализм, открытость, полнота самовыражения, возможность самореализации, анонимность[4].

Велика роль Интернета в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, такой человек часто ограничен в передвижениях. Особенно это касается людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Во-вторых, мир таких людей сужается до размеров дома, а круг общения ограничивается лишь самыми близкими родственниками. Наконец такие люди замыкаются в себе, тем временем растёт неуверенность, падает самооценка. Как известно, замкнутость и одиночество пагубно влияют на человека[4].

Инвалиды зачастую ведут весьма закрытый образ жизни, редко выходят из своей квартиры, общение дается им нелегко. В то же время, у многих людей с ограниченными возможностями имеются компьютеры (по экспертной оценке, которую приводят «Известия», из полутора миллионов инвалидов как минимум половина – регулярные пользователи интернета). В социальных сетях существуют специальные сообщества, где люди с ограниченными возможностями могут общаться с такими же, как они сами, обсуждать насущные проблемы, делиться советами, находить друзей по интересам.

Социальные сети дают дополнительные возможности инвалидам по поиску работы. Для этой категории людей это очень важная проблема. Доля инвалидов, ищущих работу, превышает 80 % от общей численности инвалидов (тогда как доля незанятого населения колеблется от 51 до 55 % от общей численности); продолжительность периода безработицы среди инвалидов значительно выше, чем у остальных безработных. Среди инвалидов трудоспособного возраста доля неработающих более года составляет 85 %(среди остальных незанятых граждан – 8 %)[6].

Так же были созданы программы в социальных сетях для дистанционного обучения через интернет людей с ограниченными возможностями. Через социальные сети они могут получать информацию, материалы и работы,рекомендации для изучаемых предметов. Все это открывает широкие перспективы для образования данной категории людей[6].

Для анализа по текущей теме работы была выбрана популярная в странах СНГ социальная сеть «В контакте» (www.vk.com), являющаяся, по сути,аналогом сети «Facebook», и имеющая около 40 млн. активных пользователей. В этой социальной сети – любой человек с ограниченными возможностями может найти себе группу (структурную часть сайта, где пользователиобмениваются мнениями на конкретную тему) по своим интересам, либосоздать свою[6].

В ходе исследования по данной тематике было найдено около 150 групп, из них было выбрано 20 более усредненных – это дало возможность судить о них в целом. Проанализировав эти группы, мы пришли к следующим выводам. Среди найденных групп можно выделить типы групп, объединяющих людей по интересам:

1) самые распространенные – группы для общения и моральной поддержки;

2) группы знакомств;

3) спортивные, показывающие,что инвалидность – это не приговор;

4) группы по поиску работы;

5) творческие группы, в которых можно делиться своим опытом и перенимать чужой[6].

Чтобы изучить тщательнее вопрос о пользе каждого из выше перечисленных типов групп, мы выбрали по одному самому типичному представителю: «Понимание людей с ограниченными возможностями»; «Знакомства и общение для людей с ограниченными возможностями»; «Спорт для людей с ограниченными возможностями, но не ограниченной волей»; «Работа в интернете, удаленная работа, работа для людей с ограниченными возможностями»; «Творчество людей с ограниченными возможностями». Сделан разбор структуры каждой группы – заглавие, содержание, предлагаемые темы обсуждения, вопросы, волнующие участников групп, возрастные особенности, наличие медиа-контента[6].

Можно заметить, что многие из участников состоят в нескольких типах групп, некоторые – во всех. Не обязательно человек, состоящий в спортивной группе, сам занимается спортом, а в творческой – рисует или вышивает. Общение с такими же, как они сами людьми с ограниченными возможностями, которые не опустили руки и чего-то достигли в своей жизни, помогает поверить в себя другим и начать действовать[6].

Рассматривая сложившиеся группы можно отметить как общие для всех возрастов группы, так и имеющие выраженные возрастные предпочтения. Например, группы знакомств и спортивные выбирает более молодая возрастная категория пользователей[6].

Во всех типах групп пользователей людей с ограниченными возможностями отмечается большая доля медиа-контента позитивной, лирической направленности[6].

Дана оценка влияния и полезности каждого из типов групп:

1. Группы первого типа – самые распространенные, они не направлены на конкретную деятельность, но предоставляют важную психологическую помощь людям с ограниченными возможностями.

2. Направленность второго типа групп – помощь в поиске спутника жизни. Ограниченность инвалидов в общении в реальной жизни снижает вероятности таких встреч.

3. Группы третьего типа можно охарактеризовать как положительные, направленные на развитие активной жизненной позиции. В таких группах освещаются вопросы положительного образа жизни и морально культурных ценностей.

4. Группы четвертого типа направлены на облегчение поиска работы для определенной категории людей.

5. Пятый тип дает возможности духовного и творческого развитияличности, что часто является определяющим для социальной и личностной реабилитации инвалидов[6].

Так что же можно сказать о социальной интеграции людей с ограниченными возможностями посредством социальных сетей? Социальные сети непосредственно положительно влияют на людей с ограниченными возможностями, помогают им в общении, личностном и духовном росте. Это значительная морально-психологическая поддержка для людей с ограниченными возможностями. Данное направление в социальных сетях находится в начале своего развития, но стремительно растет. В настоящее время и официальные реабилитационные центры для инвалидов используют социальные сети в своих программах жизненной адаптации пациентов.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК СПОСОБА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

3.1 РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Как уже упоминалось ранее социальная интеграция инвалидов – это достижение целостности, единства инвалидов и иных граждан внутри общества в ходе общения, образовательного процесса и процесса труда. Это весьма сложный и многогранный процесс, который находится только в начале реализации в России и к которому власть Российской Федерации стремится прийти в ближайшем будущем.

Социальные сети являются важным фактором в процессе интеграции, ведь именно они часто могут объединить совсем разных и незнакомых людей и упростить процесс знакомства, общения и создания комфортных взаимоотношений.

Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, – это члены общества, которые ввиду ограниченности своих физических, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состояниемз доровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования. Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации данной группы населения, то следует заметить, что в настоящее время лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью и реализовать себя как личность[7].

В своей работе Г.Зиммель подчеркивает что, интеграция возможна только благодаря реализации практик общения и активному участию инвалида в общественной жизни. Благодаря такому взаимодействию человек развивается как личность, избавляется от комплекса неполноценности, приобретая уверенность в себе. Таким образом, можно прийти к выводу, что социальные группы и общество в целом, являются важнейшим фактором социализации индивида[7].

Рассмотрим факторы, влияющие на процесс социальной интеграции людей с инвалидностью в современном российском обществе.

1. Личностные проблемы

Первостепенную важность представляет непосредственно желание индивида быть интегрированным в общество. Без стремления и желания человека, процесс социализации и адаптации сложно представить. Однако даже если индивид сам пытается включиться в среду, это может принести ему разочарование. Парадокс вызван тем, что попытка жить наравне со здоровыми людьми вызывает у инвалидов стресс. Пытаясь наладить коммуникацию с обществом, индивид формирует завышенные ожидания, а на деле сталкивается с неприятием отдельных лиц в обществе, что может вызвать в дальнейшем потерю интереса к повседневной жизни. Здесь социальные сети могут иметь непосредственное влияние. Если подумать, то в социальных сетях легче раскрываться, легче заводить знакоство и поддерживать общение. Для более четкого формирования мнения о себе можно начать включаться в ту или иную часть общества посредством социальных сетей, чтобы облегчить дальнейшие контакты в реальной жизни[7].

2. Семейная поддержка

Семьи бывают разные, и каждая по-своему реагирует на появление всоставе человека с ограниченными возможностями и неважно ребенка или взрослого. В российском государстве за последние десять лет произошли существенные изменения в семейной социальной политике. Теперь семья несет ответственность за решение важных для нее вопросов. На сегодняшний день семья должна обеспечить материальную, педагогическую, психологическую поддержку инвалиду. Именно семья является одним из основных ресурсов для интеграции инвалида в обществе. Здесь также могут повлиять социальные сети, но уже непосредственно на членов семьи. У семьи, в которой появился инвалид есть возможность почерпнуть множество информации о правильном поведении, формировании правильной атмосферы и психологической поддержки, а также означиться с аналогичными историями других семей[7].

3. Отношение общества

Одним из важнейших социально-психологических факторов интеграции является отношение к инвалидам здоровых людей. Даже если у инвалида появляется возможность активного участия в жизни общества, он не всегда может реализовать её просто потому, что здоровые люди неохотно вступают с ним в контакт. Зачастую, общество ставит клеймо таким людям,особенно ярко это выражено в детских учреждениях, где ребёнок с какими либо нарушениями здоровья становится поводом для насмешек и издевательств. И даже здесь значительную роль играет интернет-пространство. Ведь оно может привить обществу толерантное отношение к таким лдям, примеры достижений, невероятной силы воли и успешной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, которые мы наблюдаем в социальных сетях, могут сформировать у нас мнение, что инвалиды весьма мотивированные и сильные люди, что они такие же как и все остальные и им нужна моральная и физическая поддержка, тогда они добьются успехом[7]. Примером таких социальных сетей может сслужить страница в Инстаграмме: https://www.instagram.com/sega_kutove/?igshid=waf8gvrubciu. Он может послужить мотиватором для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также изменить отношение общества к этим людям.

4. Нормативно-правовой аспект

Законодательная база Российской Федерации выделяет особые права инвалидов. К таким правам относится: право на первоочерёдное получение земельного участка, обеспечение средствами передвижения, право на бесплатную юридическую помощь, люди с инвалидностью имеют право на поступление в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов. Однако на сегодняшний день осуществление большинства законов проходит формально, основная часть льгот заменены компенсационными выплатами, безбарьерная среда существует только в многочисленных проектах, программах и отчётах. Здесь можно говорить о такой роли социальных сетей, как облегчение получения юридической помощи, поступления, трудоустройства и выполнения прочих действий онлайн[7].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социальной интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которых наиболее важными являются: несовершенство законодательной базы, нежелание индивида быть интегрированным или принять ситуацию, в которой он находится, зависимость процесса интеграции от личностных особенностей ииндивида и опыта семейных взаимоотношений. Развитие и усовершенствование системы реабилитации, расширение возможностей среды и использование средств массовой информации, все это поможет преодолеть трудности. Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе. Однако социальные сети могут внести свой вклад в более успешную реализацию перечисленных факторов. В этом и заключается роль социальных сетей в социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья[7].

3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

На сегодняшний день процесс создания инклюзивной образовательной среды в нашей стране сопряжен с рядом противоречий и еще не завершен. Несмотря на то, что Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» был принят в России в 2012 г., реализация положений Конвенции осуществляется еще не достаточно эффективно. В России, несмотря на то, что существуют специализированные, коррекционные учреждения, они не соответствуют принципу инклюзии, а значит и принципам ООН о правах инвалидов. Этот факт указывает на необходимость создания условий для обучения лиц с инвалидностью, включая подготовку специалистов, разработку и апробирование методик, позволяющих обеспечить совместное обучение лиц с ограничением и без ограничения здоровья, а также предоставление соответствующей материально-технической базы[9].

В этих условиях, когда активно идет процесс информатизации образования, большую роль в процессе включения людей с инвалидностью в образовательное пространство играют социальные сети. Несмотря на то, что их использование в образовании не формализированно, они активно используются всеми акторами образовательного процесса как средство коммуникации и обмена информацией. Таким образом, образовательное пространство, рассматриваемое не только в рамках института образования, но и как набор социальных практик, оказывается в процессе трансформации под влиянием социальных сетей, что создает эффект инклюзии, возникающий во многом стихийно и на полуформальном уровне[9].

Анализ исследований по данной теме включает несколько групп работ и позволил выделить ключевые аспекты данной проблематики. Несмотря на то, что развитие социальных сетей привело к созданию на их основе новых форм коммуникации для людей с инвалидностью, сохраняется определенная сегментированность данной социальной группы в сетевом пространстве. В целом положительно оценивая данный процесс, в работе А. Ю. Домбровской отмечается, что доля инвалидов, игнорирующих возможности сетевой коммуникации, остается значительной. С другой стороны, И. Н. Бухтиярова предполагает, что интернет-аддикции люди с ограниченными возможностями будут подвержены больше, в силу дефицита общения. Общение в социальных сетях людей с инвалидностью, как отмечает А.О.Ерофеева, зачастую ограниченно представителями своей социальной группы. Это обусловлено несколькими факторами,в числе которых специфика обсуждаемых тем, а также степень обособленность данной группы в«реальной» жизни. Английский исследователь М. Холл показывает на примере обсуждения темы сексуальности на специализированных форумах, что стигматизация инвалидов не позволяет им выносить ряд вопросов на обсуждение за пределы группы, поскольку они резко контрастируют с доминирующими общественными нормами. Объединенные на базе социальной сети, люди с ограниченными возможностями воспроизводят свою ценностную среду, требующего «порога вхождения». В работе британских ученых, авторы опираясь на данные анализа группы диабетиков в сети Facebook, описывает их как «единый коллектив, разделенный внутри по собственным категориям»[9].

Подводя промежуточный итог, можно выделить несколько аспектов использования социальных сетей как фактора формирования образовательного пространства для людей с инвалидностью. Во-первых, существует определенное противоречие, заключающееся в том, что социальные сети являясь средством электронное коммуникации упрощает социальные практики как инвалидов, так и обычных пользователей, но при этом использование данных ресурсов происходит стихийно и регламентируется в большей степени самими пользователями. Во-вторых, в социальном плане несомненно противоречие между сегментацией социального и виртуального пространства и формирование инвалидов в отдельные группы и необходимостью преодолевать данную дифференциацию в рамках формирования образовательной среды[9].

С целью исследования данной темы в 2014 и 2018 годах были проведены опросы, касающиеся использования социальных сетей в повседневной жизни и их использования в образовательной среде. Важно отметить, что используя социальные сети, все респонденты обращают внимание на их негативные стороны и считают традиционное социальное взаимодействие важным и необходимым в их повседневной жизни.

– «Я хочу сказать, что сейчас в интернете стало очень много рекламы, и иногда не совсем понятно, хорошего в нем больше, или плохого; я бы сказал, что это просто мусор, которого стало очень много». Вопрос об образовательных возможностях социальных сетей получил разные отклики от участников фокус-группы. Во-первых, пользуясь социальными сетями, респонденты слабо представляли себе, в какой мере государство может регламентировать их использование в образовательной сфере, поскольку не сталкивались с подобными практиками:

–«Государство могло бы использовать социальные сети в образовательной деятельности, но важно, чтобы это не превратилось в подобие рекламы, и тогда все усилия будут напрасны. Я сама создаю группы и распространяю всю нужную информацию, но насколько мне известно в государственных организациях также создают свои группы в “ВКонтакте” и “Одноклассниках”»[9].

Важным для респондентов были возможности социальных медиа для самообразования:

– «Можно было бы сделать больше в области распространения электронных библиотек. Например, не только книги распространять, но и документы, чтобы было понятно, откуда все это взято, поскольку в социальных сетях много недостоверной информации, а если создать больше официальных групп образовательных учреждений, музеев, но главное, чтобы они действительно работали, чтобы была обратная связь, а не для вида»[9].

К особенностям формирования образовательного пространства инвалидов в можно отнестипотребн ость в общении со специалистами и экспертами:– «Необходимо больше конференций или мероприятий в социальных сетях, но чтобы там присутствовали именно специалисты поскольку по многим причинам посещать лично эти мероприятия очень сложно». Одним из особенностей создания образовательной среды через социальные сети для инвалидов становится отсутствие упоминаний об систематическом проявлении агрессии в отношении данной социальной группы, что позволяет говорить о возможности создания благоприятной среды для реализации образовательных задач. Предполагается, что данный эффект является обратной стороной закрытости социальной группы и ее сегментации в социальных сетях[9].

Подводя итог, мы можем сказать, что социальные сети выступают значимым фактором формирования образовательной среды для инвалидов. Особенностями данного процесса в России выступает стихийность и слабая институционализированность данных практик, в том числе по причине того, что процесс внедрений технологий в общество опережает его государственное регулирование. Результаты исследования показывают, что респонденты умеют пользоваться социальными сетями, понимают их достоинства и недостатки, используют их с целью досуга, общения и как экономически выгодное средство коммуникации. Люди с инвалидностью в социальных сетях формируют сообщества, дистанцированные от других пользователей. С одной стороны, это порождает сегментированность сетевого пространства, а с другой – формирует внутри данных групп комфортные условия для внедрения образовательных практик[9].

Так какие же перспективы социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями посредством социальных сетей? На данный момент власть России заинтересована в улучшении качества жизни инвалидов, облегчении им жизнедеятельности и процесса социально-эономической интеграции. Действия по осуществлению задуманного только на начальных стадиях, но современной российское общество уверенно идёт дальше. Это значит, что в скором времени возможно будет пронаблюдать положительные тенденции в социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями, а социальные сети сыграют в этом огромную роль, ведь именно они являются источником упрощения данной интеграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно современное российское общество находится в самом начале пути принятия людей с ограниченными возможностями и обеспечения им полноценной жизни. Однако, в Российской Федерации усиленно проводится политика, касающася социально-экономической интеграции инвалидов. Это означает, что и Правительство России и большая часть общества осознает стоящую проблему, её значимость и готовы приложить усилия для её разрешения.

В данной научно-исследовательской работе были реализованы следующие задачи:

– обозначить права и свободы граждан с ограниченными возможностями, установленные законодательством Российской Федерации;

– изучить степень принятия обществом инклюзии;

– рассмотреть коммуникативные и информативные факторы интернет среды, как платформы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями;

– обозначить возможное развитие взаимоотношений общества и людей с ограниченными возможностями;

– определить основные направления развития социальных сетей в инклюзивном образовании.

Для дальнейшего развития в этом направлении необходимо:

1. В сфере трудоустройства:

– Обеспечить наличие специализированных платформ для поиска работы людям с ограниченными возможностями;

– Обеспечить возможность прохождения собеседования онлайн для инвалидов;

– Обеспечить наличие разноплановых онлайн курсов по повышению квалификации, усовершенствованию своих профессиональных знаний и умений.

2. В сфере образования:

– Обеспечить наличие интернет-платформ, предоставляющих информацию об учебных заведениях, адаптированных для людей с ограниченными возможностями;

– Обеспечить наличие разноплановых онлайн курсов, способствующих получению знаний по различным предметам, подготовке к поступлению и к сдаче экзаменов;

– Обеспечить наличие интернет-платформ, освещающих план действий для поступления инвалида в то или иное учебное заведение;

3. В сфере социальной интеграции:

– Обеспечить наличие форумов для общения людей с ограниченными возможностями между собой и с остальными членами общества в зависимости от их интересов, хобби, увлечений, места проживания;

– Проконтролировать интернет-площадки, которые предоставляют информацию о людях с ограниченными возможностями, регулируют формирование представления об этих людях у общества;

– Организовать онлайн уроки по психологии, направленные на толлерантное отношение к инвалидом, помощь им и поддержку их, формирующие понимание правильного поведения.

4. В сфере медицины:

– Проводить контроль информации, поступающей в социальные сети о различных заболеваниях и их лечении;

– Проводить контроль информации о симптомах, лечении, которую выкладывают пользователи сети на открытых форумах;

– Проводить онлайн-уроки по формированию осознания ответственности за публикуемую информацию медицинского характера у пользователей сети, и по формированию разделения получаемой медицинской информации на достоверную и фальшивую;

– Обеспечить онлайн-консультации с квалифицированными врачами;

– Регулирование работы шарлатанов, выдающих себя за квалифицированных врачей в социальных сетях.

Таким образом, России и современному российскому обществу предстоит большой и нелёгкий объем работы в данном направлении. Однако, наблюдая, как развивается эта область в настоящее время, можно предположить, что в скором времени мы сможем пронаблюдать прорыв и облегчение социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями посредством социальных сетей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Компания «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 25.12.2020)

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // Компания «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ (Дата обращения: 25.12.2020)

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (Ред. от 08.12.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Компания «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 25.12.2020)

Александрова М., Живайкина А.А Роль Интернета в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Статья в журнале. 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28838830 (Дата обращения: 25.12.2020).

Алимлиева Д.А., Анохина Е.А., Ермолаева Е.В. Реклама в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. № 6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-meditsine (Дата обращени я: 25.12.2020).

Анпилогова К. А. Положительное влияние социальных сетей на социализацию и развитие людей с ограниченными возможностями // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhitelnoe-vliyanie-sotsialnyh-setey-na-sotsializatsiyu-i-razvitie-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 25.12.2020).

Березовская Д.А. Социальная интеграция инвалидов в российском обществе. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58983/1/978-5-91256-403-1_2018_142.pdf (дата обращения: 25.12.2020).

Горнов Д., Ермолаева Е.В. Социальные сети как пространство взаимодействия субъектов медицины // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-prostranstvo-vzaimodeystviya-subektov-meditsiny (Дата обращения: 25.12.2020).

Ефимов Е.Г., Хорошунова Е. Е. Социальные сети как фактор формирования образовательной среды людей с инвалидностью // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. №3 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-faktor-formirovaniya-obrazovatelnoy-sredy-lyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 26.12.2020).

  Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. – М.: РУСАКИ,   2010.

Кудринская Л.А., Клепинина Ю.В. Социальные сети как внешний фактор, влияющий на мотивацию трудовой занятости работающихи неработающих людей с инвалидностью [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-vneshniy-faktor-vliyayuschiy-na-motivatsiyu-trudovoy-zanyatosti-rabotayuschihi-nerabotayuschih-lyudey-s (Дата обращения: 25.12.2020)

Лаврусевич П.Е. Социальные сети в стратегиях трудоустройства на российском рынке труда // Экономическая социология. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-strategiyah-trudoustroystva-na-rossiyskom-rynke-truda (дата обращения: 25.12.2020).

Нацун Л.Н. «Поддерживаемое трудоустройство» инвалидов: обзор мирового опыта [Электронный ресурс] // Экономика труда. 2017. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/66379/1/vestnik_2017_4_010_.pdf (Дата обращения: 25.12.2020)

Семенова И.Н, Борисова Н.С. Проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Статья в газете: Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. URL: https://studref.com/451034/menedzhment/problemy_trudoustroystva_lyudey_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya#aftercont (Дата обращения: 25.12.2020)

https://rusind.ru/polzovateli-interneta-v-rossii.html (Дата обращения: 25.12.2020).

https://45jurist.ru/ugolovnoe-pravo/statistika-detej-s-ovz-v-rossii-2020.html (Дата обращения: 25.12.2020)

https://dislife.ru/ (Дата обращения: 25.12.2020)

https://www.invaforum.ru/ (Дата обращения: 25.12.2020).

https://spb.aif.ru/society/v_rossii_zapushchena_pervaya_platforma_dlya_trudoustroystva_lyudey_s_ovz (Дата обращения: 25.12.2020).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Как менялось проникновение интернета в нацию с 2008 по 2018 годы

Приложение 2

Варианты ответа

Группа А (%)

Группа Б (%)

Коммуникативные ограничения

28.8

34.4

Никаких препятствий

28.8

0

Недоступность городской инфраструктуры

8.8

21.3

Недоступность транспортной инфраструктуры

7.5

27.9

Проблемы в сфере трудоустройства

2.5

2.6

Финансовые трудности

0

13.9

Безразличие

0

2.5

Другие проблемы

3.7

3.9

Затрудняюсь ответить

20.0

3.3

Итого ответов

100.1

109.8

Распределение ответов работающих респондентов на вопрос:«Какие препятствия Вы встречаете при устройстве на работу?» –и неработающих респондентов на вопрос: «С какими проблемами Вы чаще всегосталкиваетесь в повседневной жизни?» (возможно несколько вариантов ответа), где Группа А- работающие респонденты, Группа Б- неработающие респонденты.

Приложение 3

Варианты ответа

Группа А (%)

Группа Б (%)

Мобильный телефон

76.3

76.2

Интернет

26.3

13.1

Стационарный телефон

7.5

20.5

Личное общение

5.0

5.7

Итого ответов

115.1

115.5

Распределение ответов респондентов на вопрос:«Какие средства связи Вы чаще всего используете для общения?»(возможно несколько вариантов ответа), где Группа А- работающие респонденты, Группа Б- неработающие респонденты.

Просмотров работы: 95