Психологические и эмоциональные аспекты подготовки спортсменов по легкой атлетике. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Психологические и эмоциональные аспекты подготовки спортсменов по легкой атлетике.

Власова О.Н. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подготовка высокоэффективных спортсменов, нацеленных на получение максимально высоких результатов, является первоочередной задачей тренера. Огромную роль в такой подготовке, помимо спортивной, играет эмоционально-психологическая подготовка спортсмена, в том числе, к соревнованиям разного уровня. Целью данной статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию психолого-эмоциональной подготовке легкоатлетов, направленных на активизацию процесса включения спортсменов в успешную соревновательную деятельность. Изучен, проанализирован и систематизирован опыт использования психологических приемов и методов стабилизации и улучшения эмоционального состояния человека в стрессовых условиях, к которым, несомненно, можно отнести спортивные состязания.

Эмоциональная подготовка спортсмена представляет собой совокупность психолого-педагогических влияний, которые применяются для того, чтобы сформировать и усовершенствовать у спортсменов качества личности и эмоциональные свойства, которые в свою очередь, обязательны для отличного выполнения тренировочной деятельности, а также подготовки к состязаниям и уверенного участия в них. Важным фактором победы в условиях одинаковых уровней физической и технико-тактической подготовки считается эмоциональная готовность спортсмена к участию в состязании, формируемая в процессе психической подготовки личности [2].

Учитывая то, что эмоциональные состояния являются фоном, который оказывает соответствующее влияние на действия человека, состояние эмоциональной готовности следует охарактеризовать как уравновешенную, сравнительно устойчивую совокупность характеристик личности спортсмена, благодаря которым появляется динамичность психических процессов, которые направлены на ориентирование личности на успех как в предсоревновательных ситуациях, так и в обстоятельствах соревновательного поединка. Спортсмен должен обладать адекватными навыками самоконтроля своих действий, ощущений, мыслей, а также и поведения в целом, для успешного решения внутренних соревновательных задач, которые ведут к получению желаемого результата.

По нашему мнению, и в повседневной деятельности и при подготовке к соревнованиям можно выделить ряд эмоционально-психологических проблем спортсмена, с которыми сталкивается тренер. К ним относятся: страх спортсмена перед неудачей, неумение сосредоточиться и выдать максимальный результат в стрессовых условиях, определенные психологические барьеры конкретной личности, низкая самооценка и т.п. Поэтому тренер должен обладать умениями и навыками применения определенных психологических методик, помогающих преодолеть непродуктивное состояние спортсмена.

В связи с вышеизложенным, выделим два аспекта деятельности тренера: психолого-эмоциональная подготовка к длительному процессу тренировок в целом, и подготовка к конкретным соревнованиям. В зависимости от этого применяются различные методики такой подготовки.

Эмоциональная подготовка спортсмена к длительному процессу тренировок происходит благодаря постоянному развитию и улучшению мотивации спортсмена, а также благодаря возникновению положительного отношения к самому тренировочному процессу. До наступления времени предсоревновательной подготовки тренер должен целенаправленно и регулярно применять методики, направленные на улучшение условий тренировочной деятельности по установлению умений своевременного решения задач; формированию волевых и эмоциональных качеств, регуляции психических состояний спортсмена [1]. По мнению А.Ц. Пуни, П.А. Рудик основными волевыми качествами в спорте являются целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание. Мы считаем, что эти качества можно усилить благодаря ежедневному упорному труду, установлению более высоких целей, изучению истории спортивных побед и достижений. Кроме этого, для повышения мотивации спортсмена, по нашему мнению, необходимо создавать у него ощущение нужности, причастности и вовлеченности в процесс. Считаем, что важнейшей задачей тренера, в том числе, является снижение уровня стресса спортсмена. Авторы предлагают следующие рекомендации:

1. Необходимо оценить способности, потребности и склонности спортсмена, определить его соматотип и физиологические особенности, выбрать объем и тип нагрузок, соответствующих этим факторам. Как только продемонстрированы успешные результаты при выполнении установленных задач, необходимо повысить рабочую нагрузку.

2. Необходимо конкретно и четко ставить задачи перед спортсменом, определять время их выполнения и ожидаемый результат. Эффективно использовать двустороннюю коммуникацию (обратную связь).

3. Использовать стиль взаимодействия со спортсменом, соответствующий требованиям данной ситуации.

4. Обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

5. Выступать в роли наставника, постоянно развивать способности спортсмена, ставя перед ним все более сложные и амбициозные задачи.

6. Разрабатывать рекомендации по надлежащему питанию, поддержания спортсмена в форме с помощью режима труда и отдыха и достижения общего равновесия в жизни.

Авторы считают, что применение вышеизложенных рекомендаций позволит повысить результативность тактических, технических и функциональных способностей спортсмена, приобрести наиболее высокую работоспособность в процессе тренировок.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании.

В этом случае важным моментом является настрой и сохранение «нервно-психической свежести» к началу соревнований и во время их проведения. Для решения этой задачи спортсмен должен уметь использовать словесно-образное моделирование, обладать навыками аутотренинга. С помощью тренера или психолога проводят работу по формированию «внутренних опор», преодолению психологических барьеров личности, акцентируют сильные стороны спортсмена. Использование таких методик направленно на развитие умения спортсмена овладевать собой, своими чувствами, волнениями, на умение отвлекаться от различных раздражителей, осознанно замедлять негативные виды психологических состояний, которые возникли при наличии определенных факторов соревнований, а также применять в различных внешних обстоятельствах максимальные усилия, не нарушая при этом координацию и динамику движений и т.п.

И в обоих аспектах важное значение имеет самовоспитание легкоатлета, которое настраивает на бескомпромиссное состязание, на выявление собственных сил и возможностей. Спортсмены обязаны доверять своим силам и уметь преодолевать всевозможные психологические барьеры. Внушения тренера не смогут помочь, если спортсмен не будет обладать убежденностью в собственных возможностях увеличения улучшения результатов [3].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что эмоционально-психологическая подготовка спортсмена является неотъемлемой частью всего тренировочного процесса, а применение разработанных рекомендаций по совершенствованию психолого-эмоциональных процессов подготовки легкоатлетов, позволит активизировать процесс включения спортсменов в успешную соревновательную деятельность.

Список литературы:

Ильин Е. П. Психология физического воспитания 2018. 287 с.

https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80(дата обращения к источнику 28.10.20)

«Педагогика как наука. Система педагогических наук» http://vaniorolap.narod.ru/theme1.html (дата обращения к источнику 28.10.20)

List of references:

1. Ilyin E. P. Psychology of physical education 2018.287 p.

2.https: //www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80 (date of reference to the source 28.10 .20)

3. “Pedagogy as a science. System of Pedagogical Sciences "http://vaniorolap.narod.ru/theme1.html (date of reference to the source 28.10.20)

Просмотров работы: 218