СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЮСШ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЮСШ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спорт выступает одним из действенных факторов гармоничного развития личности, совершенствование психологических и физических способностей, формирования необходимых компетенций в повседневной жизни. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высочайшего класса – это достаточно сложный процесс, качество которого зависит от целого ряда факторов. Одной из актуальных проблем – это отбор способных и одаренных детей в младшем школьном возрасте и их физкультурно-спортивная ориентация.

Отбор детей в спортивные школы является важной частью педагогического процесса, а точнее говоря – его первоначальным этапом, во многом предопределяющим весь последующий процесс совершенствования в спорте [4, с. 1837].

Выбор каждым человеком определенного вида спорта, в большей степени, соответствующего его индивидуальным возможностям, составляет сущность физкультурно-спортивной ориентации [1, с. 295].

Физкультурно-спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, которые позволяют определить или наметить направление специализации юного спортсмена в конкретном виде спорта. Физкультурно-спортивная ориентация базируется на оценке возможностей конкретного человека, в ходе чего осуществляется выбор оптимального для него вида спорта или спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и физических способностей применительно к одному виду спорта не может пониматься, как недостаточное проявление или отсутствие спортивных достижений. Мало предпочтительные признаки в одном виде спорта могут быть благоприятными показателями и давать высокую результативность в другом виде [6, с. 75].

Достаточно точное определение физкультурно-спортивной ориентации предложил А.А. Гужаловский, под которой он понимает «вид социальной ориентации, которая направлена на оказание организованной помощи детям в выборе предмета специализации спортивной деятельности с учетом индивидуальных возможностей – склонностей, способностей и интересов» [5, с. 64].

Спортивные способности – это совокупность качеств личности, которая соответствует объективным требованиям и условиям к конкретной деятельности и обеспечивает успешное ее выполнение. В спорте оказывают существенное значение как общие, так и специальные способности, которые необходимы для достижения высоких результатов в определенном виде спорта [2, с. 476].

Таким образом, отбор в спорте решает задачу выявления перспективных младших школьников, из которых можно подготовить высококвалифицированных спортсменов, а физкультурно-спортивная ориентация определяет тактику и стратегию подготовки в системе тренировки и обучения. Физкультурно-спортивная ориентация и отбор тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена.

В отборе юных спортсменов можно выделить три базовых ступени.

На первой ступени с учетом психических и морфофункциональных данных ребенка, выявляется целесообразность его выбора занятий определенным видом спорта.

На второй ступени отбор решает задачу определения у ребенка способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе напряженной спортивной тренировки, физкультурно-спортивная ориентация его под специализации к конкретной спортивной деятельности в дальнейших этапах многолетней тренировки [7, с. 940].

Третья ступень отбора связана с решением задачи выявления целесообразности серьезной тренировки к высоким достижениям. В ходе спортивного отбора и ориентации применяются разнообразные диагностические исследования, позволяющие получить достаточно полную картину о юном спортсмене [3, с. 184]:

- уровень физического развития и состояния здоровья;

- особенности биологического созревания;

- свойства нервной системы;

- перспективы совершенствования и функциональные возможности важнейших систем организма спортсмена;

- уровень развития двигательных качеств и траектория их развития, совершенствования;

- способности к освоению новых спортивных техник;

- способности к перенесению соревновательных и тренировочных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительного процесса;

- трудолюбие, мотивация, настойчивость, мобилизационная готовность и решительность.

Задачи каждого отбора и физкультурно-спортивной ориентации определяют значение и роль информации, полученной по каждому из указанных направлений. Специфика любого вида определяет благоприятное время начала занятий спортом, что определяет особенности системы отбора и ориентации [1, с. 298].

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети по возрастным критериям и показателям физкультурно-спортивной ориентации определенными Федеральным стандартом спортивной подготовки для конкретного вида спорта. Одним из главных моментов, который определяет дальнейшие спортивные успеха ребенка, выступает возраст начала занятий спортом [6, с. 78].

На результат и достижения в спортивной деятельности серьезное значение оказывает телосложение и уровень развития таких физических качеств как мышечная сила, скоростные способности, вестибулярная устойчивость, гибкость, выносливость и координационные способности. Годовой объем работы на этапе спортивного отбора и начальной подготовки составляет 312 часов для групп 1 года обучения и 468 часов для групп начальной подготовки свыше 1 года обучения. Тренировочные занятия, как правило, должны проводиться 3 раза в неделю, продолжительность каждого занятия должна составлять не более двух академических часов [7, с. 939].

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста отличаются друг от друга по ряду психологических и морфофункциональных характеристик, при формировании групп с предварительной подготовкой возможно объединять детей разных возрастов в отельные группы.

В первую очередь, при начальном отборе важно ориентироваться на мало изменяемые и стабильные в малой степени и в процессе развития признаки, которые зависят от тренировочных воздействий. В наибольшей степени данным требованиям соответствуют морфологические признаки. Признаки, которые имеют временный характер и проявляются только при обучении, не могут быть применены в качестве критериев отбора. Привлекать к занятиям в ДЮСШ наиболее правильно и целесообразно с учетом периодов благоприятного развития физических способностей, обращая внимания на те качества, которые преобладают в избранном виде спорта [5, с. 94].

В целом, для реализации физкультурно-спортивной ориентации и качественного отбора детей младшего школьного возраста, требуется большой охват заинтересованных детей в развитии в конкретном виде спорта. Начальная подготовка в том или ином виде спорта имеет как общие, так и специфические требования, которые проявляются по мере освоения технических действий.

Таким образом, главная цель физкультурно-спортивной ориентации – это определение конкретного вида двигательной активности и спортивной деятельности, которая, во-первых, интересна младшему школьнику, а, во-вторых, соответствует его морфофункциональным возможностям и психологическим способностям.

Библиографический список

Бронский, Е. В. Комплекс организационно-методических мер в системе отбора и спортивной ориентации [Текст] / Е. В. Бронский, В. А. Самогородский // Science and education: trends and prospects Collection of scientific articles. – 2018. – C. 294-300.

Вареников, Н. А. Виды спорта и критерии спортивной ориентации [Текст] / Н. А. Вареников, И. Е. Попова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: материалы VII Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 27 апр. 2018 г. – Воронеж, 2018. – C. 475–478.

Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта [Текст]: монография / В. П. Губа. – М.: Советский спорт, 2018. – 302 с.

Драндров, Г. Л. Cущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов [Текст] / Г. Л. Драндров, Г. В. Хворонова, В. А. Бурцев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–8. – C. 1836–1839.

Курченков, А. А.Спортивное ориентирование [Текст]: учебное пособие / А. А. Курченков, В. М. Суханов; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. ун-т инженерных технологий". - Воронеж : ВГУИТ, 2015. - 139 с.

Семенова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 034300 "Физическая культура" / Г. И. Семенова; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Ин-т физической культуры, спорта и молодежной политики. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 101 с.

Шыршыкбаев, С. Е. Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи [Текст] / С. Е. Шыршыкбаев, Ж. С. Айкенов // Современные исследования : материалы международной науч.-практ. конф. ; под общей ред. А. И. Вострецова. – Нефтекамск, 2017. – C. 937–943.

Просмотров работы: 49