Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья

Чвала С.Ф. 1
1Российский Университет Дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обеспечения здоровья медицинских работников требует поиска путей оптимизации и сохранения здоровья. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятие «здоровье» определяется как «… состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням:

- физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);

- психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);

- социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру).

Психическое здоровье тесно связано с базисными характеристиками, в том числе наследственно обусловленными и описанными в литературе явлениями, темпераментом, личностными особенностями, духовным миром, самопониманием. На него обязательно будут влиять проявления аффективных состояний, которые невозможно избежать в профессиональной сфере для медицинской сестры, например, расстройств депрессивного спектра. Крайне важно понятие удовлетворенности своим состоянием, мотивация к успеху как на работе, так и в семейных делах, философское понимание жизни, медицины и своей роли в ней, действия, которые осуществляет медицинская сестра для поддержания и укрепления своего здоровья.

Для того, чтобы медицинская сестра профессионально работала на высоком уровне, необходимо физическое и психическое здоровье, положительные эмоции и адаптационные возможности: как физиологические, так и поведенческие. В связи с тем, что среда для медицинской сестры часто меняется, а условия работы предполагают постоянную встречу с непредвиденными ситуациями, болезнями пациентов, критическими состояниями, то и адаптация может быть разноплановой. В зависимости от соотношения резервных возможностей и режима работы функциональных систем выделяют три состояния адаптации:

физиологическое;

напряженное;

патологическое.

Истощение резервов приводит к состоянию истощения и дезадаптации, которая также может быть как физической, так и психоэмоциональной.

Медицинская сестра - это медицинский работник, который больше всего времени уделяет непосредственной работе с пациентами, часто дежурит без права ночного сна в период дежурства и первым встречается с больными, в том числе с тяжелобольными в стационаре.

Медицинские сестры в профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. В большей степени профессиональные риски среднего медицинского персонала присутствуют в повседневном труде сестер онкогематологических, онкологических, реанимационных, инфекционных, реабилитационных, психиатрических отделений, а также скорой помощи.

Научные исследования в сфере рисков здоровья среднего медицинского персонала, возникающих в процессе профессиональной деятельности, позволяют выделить определенные группы факторов риска:

1. Социально-психологический фактор характеризуется наличием утомления, напряженности во время трудового процесса; в результате появляется снижение работоспособности, что приводит к эмоциональному выгоранию и иногда к деформации личности.

2. Санитарно-эпидемиологический фактор (лекарственные препараты, моющие и дезинфицирующие вещества, загрязнение воздуха в помещениях для работы).

3. Химический фактор связан с взаимодействием с различными химическими веществами, что приводит к физиологическим изменениям в организме.

4. Биологический фактор (риск заражения различными инфекциями).

5. Физический фактор (несчастные случаи, травмы, порезы, проколы).

6. Преформированный фактор связан с облучением медицинских сестер электромагнитными токами и полями.

7. Постуральный фактор (нарушения, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).

Высокая степень утомляемости среднего медицинского персонала, трудовая деятельность в условиях эмоциональной напряженности приводят к истощению нервной системы и, как следствие, развитию синдрома профессиональной деформации личности, «невозможности сострадать».

Профессиональный стресс снижает качество работы, удовлетворение профессиональной деятельностью и благополучие работника, увеличивает количество дней нетрудоспособности и порождает личностную профессиональную стагнацию. В медицинских организациях профессиональный стресс является определяющим фактором снижения качества медицинской помощи, увеличения медицинских ошибок и финансовых затрат. Стресс является одним из главных факторов психосоциального риска, специфика которого связана с повышенной напряженностью профессиональной деятельности, постоянным характером взаимодействия с пациентами, особенностями профессионального положения и организации процесса сестринского труда. Профессиональная группа среднего медицинского персонала, как отмечают многие исследователи, подвергнута высокому уровню давления и стресса.

Комплексное междисциплинарное изучение профессиональных рисков среднего медицинского персонала возможно при условии интеграции теоретических и эмпирических данных как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. При этом как на этапе оценки, так и этапе управления риском необходимо осуществление социологической оценки риска здоровью (специфики профессии, социально-демографических и социально-экономических условий осуществления труда); психологического анализа личностных качеств и подверженности сотрудника стресс-факторам; эпидемиологической оценки внешних условий трудовой деятельности; медико-биологического анализа риск-индикаторов потенциальной угрозы здоровью.

Понимание человеком собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, способность регулировать свои эмоциональные состояния, контролировать их внешние проявления, влиять на интенсивность эмоций и актуализировать те или иные эмоции в ситуациях взаимодействия лежат в основе эмоциональной компетентности личности.

Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности сестринского персонала, указывает на ряд имеющихся у медицинских сестер трудностей: недостаток психических и физических ресурсов, дефицит коммуникативных умений, высокую напряженность рабочей смены. Все это приводит к нестабильности психоэмоционального состояния медсестры, негативно отражается на ее общении с пациентами и качестве выполняемых медицинских манипуляций. Действенной помощью медицинской сестре в направлении профилактики стресса и повышения качества профессиональной деятельности является обучение ее навыкам управления своим психологическим состоянием, здоровьесберегающему (саногенному) поведению.

Профилактика психического стресса (психопрофилактика) заключается в следующих мероприятиях:

- повышении устойчивости к стрессу заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, приобретение навыков управления состоянием психики;

- отреагирование отрицательных эмоций может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. Формы реагирования: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

Среди основных средств и методов саморегуляции психических состояний можно выделить:

методы прямой регуляции психического состояния;

трудотерапию, деловые игры как методы опосредованной регуляции;

методы психического самоуправления - нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация; аутогенная тренировка; идеомоторная тренировка; сенсорная репродукция (метод образных представлений).

Техники психической регуляции для поддержания психологической устойчивости и оптимальной активности - это метод отвлечения, метод самоубеждения, метод самоприказа, метод самовнушения.

К первой группе методов можно отнести различные фармакологические средства, имеющие успокоительный эффект; музыкотерапия, чтение литературы или библиотерапия; ароматерапия; цветотерапия.

Во вторую группу методов входят имитационные игры: ролевые, деловые. Их суть заключается в проигрывании человеком определенных ролей и ситуаций, благодаря чему снижается уровень напряжения, человек прорабатывает возможные варианты действий в разных ситуациях. Также в эту группу относят трудотерапию или физические нагрузки.

В третьей группе методов особое значение принадлежит аутогенной тренировке, прогрессивной релаксации из-за их нарастающей популярности. Наряду с аутогенной тренировкой большую популярность приобрела так называемая «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление) для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы.

В четвертую группу методов входят метод отвлечения, самоубеждения, самоприказа и самовнушения. Метод отвлечения заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к проблемным ситуациям; метод самоубеждения основан на представлении человеком предстоящей ситуацию и мысленной проработке вариантов действий.

Для успешного выполнения профессиональной трудовой деятельности должна быть развитой способность к актуальному «включению» адекватных конкретных рабочих ситуаций, способствующих формированию профессионально важных качеств в процессе обеспечения профессиональной деятельности. Такая возможность возникает благодаря эффективному функционированию системы, состоящей из средств саморегуляции, что и способствует формированию соответствия человека самым объективным требованиям профессиональной должности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акимова, Н.А. Психосоциальные факторы риска профессиональной деятельности среднего медицинского персонала / Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н Медведева. // Вестник. – 2018. - №4. – С. 420–438.

Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье сестры стационара / Е.Е. Липатова, Э.Н. Ахмадеева, Л.Р. Ахмадеева. // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". – 2018. – № 7. – С. 57–61.

Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие / В.Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 259 с.

Масляков, В.В. Организация создания благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер с целью предупреждения конфликтных ситуаций / В.В. Масляков, В.А. Левина, И.В. Романова, Н.М. Нехотящая. // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – № 1. – 168 с.

Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Овчинников Б.В, Профессиональный стресс и здоровье. Психология профессионального здоровья. / Б.В. Овчинников, А.И. Колчев. – СПб.: Речь, 2015. – 437 с.

Покровский В.И Энциклопедический словарь медицинских терминов / В.И. Покровский. - М.: Медицина, – 2005. – 960 с.

Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 –2020 годы [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901786320 (дата обращения: 20.12.2020).

Скворцов, В.В. Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры. / В.В. Скворцов, А.В. Тумаренко, Е.М. Скворцова, А.А. Луговкина. // Медсестра – 2017. – № 2. – С. 10–13.

Спивак, И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему (саногенному) поведению / И.М. Спивак, Е.Г. Бирюкова, И.Л. Артамонова. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №43. – С. 139–148.

Шилова, Л.С. Ресурсы модернизации здравоохранения // Риск исследования и социальная практика. - М.: ИС РАН, 2011. – С. 69–89.

Просмотров работы: 579