ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является одним из самых важных социальных институтов общества, который влияет не только на формирование личности, но и на ее развитие, социализацию и социальное становление ребенка.

На данный момент особую актуальность имеют проблемы многодетных семей. Сущность многодетной семьи способствует реализации общественных и личностных потребностей. Поскольку дети в многодетных семьях растут в тесных условиях, это как правило, способствует большей самостоятельности детей, многодетные родители приучают детей выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане, многодетная семья больше подвержена проблемам, нежели семьи с меньшим количеством детей. Поскольку, как правило, в таких семьях мать не работает, а отец в достаточной мере не может обеспечить приемлемые условия существования семьи. Нередко наблюдается негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям. [1, с. 262]

Наиболее важной проблемой в многодетных семьях является психолого-педагогическая. Трудность заключается в достойном воспитании детей. В таких семьях дети чаще всего недополучают достаточного родительского внимания и воспитательного воздействия из-за большой загруженности родителей делами. Социальных возраст старших детей в такой семье увеличивается, они раньше взрослеют и зачастую не связанны с родителями доверительными отношениями. Из-за отсутствия уединения и территориальных границ, дети часто между собой ссорятся. Также, для детей из многодетной семьи характерны низкая успеваемость в школе и частые пропуски занятий. Но дело не в умственных способностях детей, а в том, что они не имеют возможности получить то образование, которое могут дети из семей с большим доходом, где с ребенком с самого рождения занимаются родители, воспитатели и педагоги, обеспечивая посещение различных кружков и секций.

В данной семье наиболее преобладает сложных психологический климат, а т.е низкий уровень взаимопонимания в сочетании с недостаточным вниманием к себе детей своих родителей.

Семьи такой категории предпочитают создавать свой круг общения и в недостаточной мере уделяют внимание на организацию совместного отдыха. [2, с. 167]

Психосоциальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика, социальная терапия.

Подробнее остановимся на социальной терапии.

 Социальная терапия рассматривается как разновидность деятельности социальных служб, являющаяся проводником между индивидом, группой людей и социальной средой, прямое назначение которой - помощь людям в решении их социальных проблем и конфликтов.

Социальный работник в процессе работы с многодетными семьями постоянно сталкивается с семейными проблемами, о которых многодетные родители зачастую имеют неверные представления. Чаще всего проблема возникает в вопросе воспитания детей, в финансовом и бытовом плане, а внешние факторы, такие как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, только ухудшают конфликтную ситуацию и становится причинной постоянных конфликтов.

Работа с проблемой многодетной семьи начинается с обращения одного из супругов, но зачастую поводом для наблюдения является обращение школьного социального педагога или детского врача. [3, с. 264]

В первую очередь социальный работник при работе с данной категорией семей проводит терапевтическую беседу, консультацию. Основная цель которой состоит в выявлении причин и условий возникновения конфликтной ситуации в семье, а также в предупреждении и уменьшении вероятности возникновения ее повторно. Терапевтическая беседа направлена на сохранение и поддержание здоровых отношений в многодетной семье.

Холостова Е.И. определяет терапевтическое консультирование как «квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения». Цель терапевтической беседы – обучение супругов навыкам неконфликтного общения при возникновении проблемы в семье.

В психосоциальной работе с многодетными семьями можно выделить два типа семей. Первый тип – семьи которые еще могут сами справиться с проблемами и второй тип – семьи, которые не могу сами справиться со своими проблемами и им нужна помощь специалиста. Для этих типов семей оказываются разные виды социальных услуг. Для первого типа – поддерживающие, а для второго – защищающие услуги. [4, с. 257]

В первую очередь при работе социального работника с многодетными семьями необходимо сконцентрировать внимание родителей на здоровом образе жизни семьи, на проблемах детей в школе и в семье. В качестве такой формы работы могут выступать: конференции, лекции для многодетных семей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Но не стоит забывать при работе с многодетной семьей, что такая семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при организации работы с данной семьей, необходимо направить силы на устранение слабых сторон и укреплении сильных.

Инновационной технологией социальной терапией с многодетными семьями является создание и сопровождение семейных групп с детьми. Эта технология не только способ приобретения семьей социального опыта, но и доступный механизм решения их проблем. Но стоит помнить, что семья – первичная социальная группа, в которой члены семьи взаимозависимы и взаимосвязаны, а, следовательно, работа с этой категорией семьи не может ограничиваться только консультативными беседами с родителями. [6, с. 359]

Методы социальной терапии с многодетной семьей:

Сказкотерапия. Этот метод позволяет решать психологические проблемы как у детей, так и у взрослых. Его можно использовать в каждодневной жизни при решении бытовых проблем родителей и детей.

Зачастую родителем приходится сталкиваться с ситуацией, когда просто опускаются руки и в этом случае приходит метод-сказкотерапия, который поможет без конфликтов преодолеть: агрессию, страх, капризы, ночные кошмары, стеснительность и нежелание идти в садик или к врачу. Он так же позволяет снижать тревожность, поднимает настроение, раскрывает творческие способности и устанавливает с ребенком прочный эмоциональный контакт.

Семейная арт-терапия. Она позволяет проявить особенность взаимодействия между членами семьи и способствует перестройке их отношений.

Диагностика основана на выполнении членами семьи заданий изобразительного характера.

Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии.

Некоторые задания могут выполняться как совместно членами семьи, так и индивидуально.

При выполнении заданий взаимодействие членов семьи является ценной информацией для социального работника. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Музыкотерапия. Эта терапия подразумевает прослушивание определенных композиций. Помогает избавлению от депрессивных состояний, способствует поднятию настроения и оказывает тонизирующее влияние на человека. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющем в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Библиотерапия. Этот метод психотерапии, основан на педагогических дидактических принципах и осуществляется при помощи чтения книг, в первую очередь художественной литературы. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному. [5, с. 97]

Таким образом, социальная терапия, направлена на коррекцию психологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата в семье.

Список литературы.

1.Болдина, М. А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // Социальноэкономические явления и процессы. – 2013. - №5. – С. 261-266.

2.Белобородова Е.А. Теория и практика психосоциальной работы. Учебное пособие: Высшее образование. Бакалавриат / Т.И. Целевич, Е.А. Белобородова.- издательство: Инфра-М/Форум, 2017 г. -352 с.

3.Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб., 2014. – 624 с.

4.Кононова Л. И.  Технология социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; под редакцией Л. И. Кононовой, Е. И. Холостовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 503 с.

5.Копытин, А.И. Техники семейной арт-терапии / А.И. Копытин // Вестник практической психологии образования. – 2010. – №1 (22). – С. 97-103.

6.Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кузнецова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 478 с.

Просмотров работы: 453