Перспективы и проблемы электронной коммерции - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Перспективы и проблемы электронной коммерции

Зенченко М.Е. 1
1Томский экономико юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время электронная коммерция (E-commerce) охватывает абсолютно все виды покупок, продаж, платежей, производящиеся через глобальную сеть интернета. Этот вид бизнес стал огромной системой, охватывающей практически все страны, а потому он по праву стал отдельной частью мировой экономики. Россия входит в десятку ведущих стран Мира по объёму совершаемых сделок на просторах сети Интеренета.

Существует 5 основных форм, составляющих электронную коммерцию. Каждая из них уже стала чрезвычайно популярна и используется во всем Мире. К указанным формам относятся:

1. Интернет-торговля, включая онлайн-магазины;

2. Электронный обмен информацией, например, информационные сайты;

3. Интернет-банкинг и предоставление страховых услуг через сеть;

4. Денежные переводы и электронные кошельки;

5. Маркетинг в виде сбора информации, которая может использоваться для создания клиентской базы.

Одинаково успешно и одновременно могут использоваться интернет-торговля и Интернет-банкинг, страховые услуги и денежные переводы.

Электронная коммерция в сети интернет реализуется за счёт моделей торговых площадок (систем или типов), охватывающие важнейшие стороны современного бизнеса.

Основной и наиболее известной оптовой площадкой выступает модель «В2В». Она предназначена для осуществления коммерческих сделок между организациями (юридическими лицами). Для удобства совершенствования сделок используются:

аукционы – применяются для продажи уникальных дорогостоящих товаров. Часто их участниками становятся представители государственных фирм;

биржи – популярны для сбыта распространенных и простых вещей. Основная особенность этого варианта заключается в частом колебании ценовой политики;

интернет-каталоги – нужны для реализации недорогих, но необходимых или популярных товаров, отличающихся стабильной ценой.

Выбор той или иной площадки зависит от специфики компании. Иногда продажи совершаются и другими способами, менее популярными, но тоже эффективными.

Модель «В2С» является еще более распространенной, чем «В2В». Она предполагает, что сделка совершается между компанией и конечным потребителем. Реализовывать таким способом можно практически что угодно: технику, программное обеспечение, книги, продукты питания, одежду, услуги и так далее. Даже продажа музыки и видеофайлов является таким типом торговли. При этом сделки очень часто совершаются международного характера, а значит, продавец с покупателем находятся в разных странах.

Такое приобретение товара подходит не каждому клиенту, поскольку не позволяет получить достаточное количество информации, потрогать и осмотреть покупаемую вещь, но зато оно гарантирует сниженную цену, поскольку не приходится тратить деньги на аренду торгового зала, зарплату продавцов и многое другое.

Модель «С2С» представляет собой сделку между двумя людьми, не связанными предпринимательской деятельностью. В качестве площадок для совершения покупки выступают такие знаменитые сайты как Авито или Юла, реже используются социальные сети. Продавать здесь можно не только товары, бывшие в употреблении, но и вещицы, изготовленные самостоятельно. Уровень продаж по этой схеме значительно ниже, чем перечисленных выше моделей электронной коммерции. Это связано, в том числе, с небольшим выбором.

Модель «С2В» специализируется на определенной группе проектов, а именно – на краудсорсинге. Ее суть заключается в том, что простые люди предлагают свои товары или услуги компаниям, которым это требуется. Такая система широко распространена среди дизайнеров, фотографов, художников. Они выставляют на торговых площадках свои готовые работы, а организации могут приобрести их для создания своего уникального бренда. Иногда такие проекты создаются по персональным заказам.

Модель «В2А» охватывает интернет-транзакции, проводимые между бизнесменами и государственными службами. К ним относятся фискальные операции, социальное обеспечение, передача юридических и налоговых документов. Нередко для работы внутри площадки требуется приобретение электронной подписи, с помощью которой директор компании может совершать огромное количество операций. В том числе – становится участником госаукционов.

Модель «С2А» отличается от всех представленных выше. Она предполагает совершение сделок не в классическом понимании торговли, а между физическим лицом и одной из государственных служб. Это может быть подача налоговых деклараций, оплата социальных платежей, медицинских услуг. Такой способ взаимодействия с госструктурами эффективен, удобен, не требует траты большого количества времени. В последние годы он становится все более популярным в нашей стране, в том числе благодаря внедрению площадки Госуслуги и Налог.ру.

Несмотря на большое количество преимуществ электронной коммерции, существуют и проблемы. Причём многие из них требует скорейшего решения, так как они существенно сдерживают прогресс в этой области бизнеса. Перечислим основные из них:

зависимость от современных информационно-коммуникационных технологий, а говоря проще – стабильно работающего высокоскоростного интернета;

отсутствие грамотно разработанной законодательной базы, позволяющей регулировать процессы, связанные с электронной коммерцией;

потеря части потенциальных клиентов, которым не нравится совершение покупок онлайн. Для них привычными остаются обычные магазины;

опасность потери конфиденциальности при совершении сделок через интернет. Покупатели серьезно рискуют потерять свои деньги, даже при постоянном развитии технологий, обеспечивающих безопасность;

недостаточно проработанный вопрос с доставкой товара до потребителя, а также возврат некачественной продукции;

высокая конкуренция. Только самые «ленивые» предприниматели еще не начали осваивать интернет, как место для поиска покупателей и продаж, а значит, приходится буквально бороться за каждого «своего» покупателя;

недоверие со стороны потребителей. Ему способствует большой процент мошеннических схем, используемых во всемирной сети;

кадровые проблемы. С одной стороны, фриланс сейчас становится все более популярным, но обучить сотрудников будет сложнее;

необходимость защиты информации. Эта сторона системы должна быть развита очень хорошо, а значит необходимо использовать современное программное обеспечение, порой достаточно дорогостоящее.

Несмотря на перечисленные проблемы, объем всех виртуальных продаж на сегодня составляет около трех триллионов долларов в год и продолжает расти. Эта внушительная сумма лучше всего прочего доказывает, насколько выгодно и перспективно вести сегодня бизнес в сети интернет.

Использованная литература

1. Авторские публикации по электронной коммерции [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://ecommercelaw.ru/jelektronnaja-kommercija-v-internete.html : 2013-2015. (дата обращения 19.11.2020)

Просмотров работы: 45