X5 Retail Group – одна из лидирующих российских компаний, осуществляющая свою деятельность в сфере розничной торговли. X5 управляет магазинами нескольких торговых сетей:
бренд «Пятёрочка», широко представленный в форматах дискаунтер и «магазинах у дома»;
бренд «Перекрёсток», представленный супермаркетами классического формата;
бренд гипермаркетов «Карусель».
Целью данной работы является анализ текущего положения компании X5 Retail Group на рынке розничной торговли, выделить ключевые факторы конкурентоспособности компании.
X5 Retail Group ежегодно увеличивает свое присутствие на российском рынке продуктовой розничной торговли. Главными конкурентами являются крупнейшие федеральные торговые сети: Ашан, METRO, Магнит, О’КЕЙ, ЛЕНТА.
Рассмотрим наиболее крупных конкурентов X5 Retail Group.
ООО «Ашан»
Ашан руководствуется стратегией массового маркетинга. Её отличают такие черты, как: низкие производственные затраты, низкий уровень цен, который возможно поддерживать благодаря массовому производству, широкий охват целевого рынка, то есть товар предлагается как можно большему числу покупателей. В качестве конкурентных преимуществ следует выделить: большие размеры торговых площадей, выгодное расположение в крупных торговых центрах, не требующее дополнительных затрат на рекламу, наличие продукции, выпускаемой под собственным брендом.
ООО «METRO»
Для Метро характерна стратегия нишевой сегментации. Целевой аудиторией данной компании являются собственники малого и среднего бизнеса. Компания имеет отличительную особенность: покупки в магазине могут делать только владельцы карт Метро, которые выдаются членам малых организаций. Ассортимент товаров огромен, при этом уровень цен низок, что создает благоприятные условия для покупателей. Как было сказано, компания нацелена на представителей небольшого частного бизнеса, поэтому можно заключить, что Метро использует позиционирование на основе рыночной ниши. Конкурентными преимуществами является высокая рентабельность и наличие больших торговых площадей.
ПАО «Магнит»
Магнит придерживается стратегии охвата большого сегмента. Стремясь распространить свое влияние и привлечь больше покупателей, компания постепенно расширяет географию своей деятельности, беря под свой контроль микрорайоны. Такие конкурентные преимущества, как низкий уровень цен и активное функционирование в регионах, наличие эффективной системы логистики способствуют успешной реализации выбранной стратегии. К сильным сторонам компании относятся следующие факторы: присутствие во многих городах России, быстрый темп открытия новых магазинов, современные способы товаропродвижения и рекламы, высококвалифицированные сотрудники и наличие системы обучения персонала. Слабые стороны компании следующие: высокий уровень текучести кадров, слаборазвитая маркетинговая компания, упор товары быстрой реализации.
Проведем анализ итоговой деятельности конкурентных преимуществ и перспектив фирмы.
Таблица 1 - Сравнительный аналитический баланс организаций за 2019 год (тыс. руб.)
Показатели баланса |
ПАО «X5 Retail Group» |
ООО «Ашан» |
ООО «METRO» |
ПАО «Магнит» |
ООО «О’КЕЙ» |
ООО «ЛЕНТА» |
Внеоборотные активы |
894 576 000 |
80 863 449 |
55 572 713 |
150 997 401 |
42 735 827 |
147 788 967 |
Оборотные активы |
179 754 000 |
64 660 525 |
89 613 414 |
55 531 630 |
24 052 284 |
130 045 843 |
Имущество, всего |
1 074 330 000 |
145 523 974 |
145 186 127 |
206 529 031 |
66 788 111 |
277 834 810 |
Собственный капитал |
116 556 000 |
67 402 974 |
69 320 153 |
140 614 321 |
12 619 691 |
64 839 476 |
Долгосрочные пассивы |
589 201 000 |
2 901 628 |
2 391 672 |
40 006 130 |
25 191 663 |
90 712 460 |
Краткосрочные пассивы |
368 573 000 |
75 219 372 |
73 474 302 |
25 908 580 |
28 976 757 |
122 282 874 |
Заемный капитал |
957 774 000 |
78 121 000 |
75 865 974 |
206 529 031 |
54 168 420 |
212 995 334 |
Аналитический баланс организаций показал, что большая доля внеоборотных активов находится у ПАО «X5 Retail Group».
Таблица 2 - Анализ платежеспособности организаций 2019 год (тыс. руб.)
Показатель |
ПАО «X5 Retail Group» |
ООО «Ашан» |
ООО «METRO» |
ПАО «Магнит» |
ООО «О’КЕЙ» |
ООО «ЛЕНТА» |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,05 |
0,27 |
0,71 |
2,03 |
0,21 |
0,6 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,49 |
0,86 |
1,22 |
2,14 |
0,83 |
1,06 |
Коэффициент маневренности |
- 6,68 |
- 0,16 |
0,2 |
- 0,07 |
- 0,39 |
- 0,13 |
Доля оборотных средств в активах |
0,17 |
0,44 |
0,62 |
0,27 |
0,36 |
0,47 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
- 3,93 |
-0,2 |
0,15 |
- 0,19 |
- 1,3 |
- 0,64 |
Таблица 3 - Анализ прибыли организаций 2019 год (тыс. руб.)
Анализирую платежеспособность организаций за 2019 год, можно сделать вывод, что коэффициент абсолютной ликвидности находится в нормативном значении у ООО «Ашан», ООО «О’КЕЙ». Это значит, что организации платежеспособны.
Однако, у ПАО «X5 Retail Group» он ниже 0,2. Это свидетельствует о невозможности немедленной оплаты долгов деньгами компании. Коэффициент маневренности у всех компаний, кроме ООО «METRO» находится в отрицательном значении. Это означает низкую финансовую устойчивость в сочетании с тем, что средства вложены в медленно реализуемые активы (основные средства), а оборотный капитал формировался за счет заемных средств.
Показатель |
ПАО «X5 Retail Group» |
ООО «Ашан» |
ООО «METRO» |
ПАО «Магнит» |
ООО «О’КЕЙ» |
ООО «ЛЕНТА» |
Выручка |
1 734 347 000 |
254 166 710 |
208 024 447 |
1 368 705 394 |
150 603 205 |
445 021 308 |
Себестоимость продаж |
(1 301 868 000) |
(183 568 832) |
(171 283 177) |
(1 056 706 053) |
(119 996 398) |
(322 123 508) |
Валовая прибыль |
432 479 000 |
70 597 878 |
36 741 270 |
311 999 394 |
30 606 807 |
122 897 800 |
Прибыль от продаж |
84 899 000 |
14 885 345 |
2 365 627 |
12 579 472 |
(3 712 782) |
19 555 211 |
Чистая прибыль |
274 122 |
1 184 238 |
3 459 954 |
9 564 222 |
201 273 |
9 146 489 |
Анализируя прибыль организаций за 2019 год, можно сделать вывод, что выручка ПАО «X5 Retail Group» самая большая, по сравнению с ее конкурентами. Однако, максимальное значение чистой прибыли у ПАО «Магнит» и ООО «ЛЕНТА».
Из данного анализа можно сделать вывод, что компании X5 Retail Group необходимо увеличить коэффициент абсолютной ликвидности. Для этого можно уменьшить дебиторскую задолженность или увеличить прибыль. Следуя перечисленным пунктам, предприятие станет платежеспособным, привлекательным для инвесторов, и тогда коэффициент абсолютной ликвидности будет в пределах нормы.
А теперь выделим слабые и сильные стороны ПАО «X5 Retail Group».
Сильные стороны:
Магазины компании охватывают большую часть территории страны;
Низкие цены в розничных магазинах, что позволяет охватить все слои населения, привлечь новых клиентов;
Высокая репутация магазинов компании, сложившийся имидж;
Узнаваемые марки;
Представительство торговых марок и магазинов за рубежом (СНГ);
Размещение части активов в Нидерландах, что уменьшает риски потери активов в случае нарушения российского законодательства;
Успешная рекламная деятельность и эффективный менеджмент компании;
Развитая логическая сеть и наличие распределительных центров и исследовательских лабораторий;
Квалификационный персонал.
Слабые стороны:
Случаи некорректного поведения по отношению к посетителям сотрудников магазинов;
Низкое качество товаров собственной торговой марки;
Слабое развитие инфраструктуры в отдаленных регионах (Сибирь, Дальний Восток);
Случаи пренебрежения контроля качества продукции, что является причиной продажи просроченной продукции в магазинах.