Общая характеристика периода раннего детства - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Общая характеристика периода раннего детства

Симоненко Р.З. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Изменения социальной ситуации развития характеризуются тем, что из-за новообразований периода младенчества начинают меняться отношения со взрослыми, что и приводит к изменению социальной ситуации. Изменения эти заключаются в появлении совместной предметной деятельности между ребёнком и взрослым. Суть совместной деятельности предполагает то, что благодаря взрослому ребёнок познает предметный мир, усваивает общественно выработанные способы использования предметов. Взрослый в такой деятельности выполняет роль наставника, помощником в трудных ситуациях.

Предметной совместная деятельность ребёнка и взрослого становится потому, что мотив деятельности заключается в предмете и способе его использования. Даже общение в этот период приобретает организацию предметной деятельности, ведь именно благодаря общению происходит объяснение ребёнку правильности использования какого-либо предмета.

Исходя из вышесказанного, ведущим типом деятельности в период раннего детства является предметная деятельность. В отличии от периода младенчества, в раннем детстве предметы для детей являются не просто объектами, а вещью, с присущим только ей назначением и способом использования.

Развитие связи действия и с предметом проходит в 3 этапах(фазах):

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное использование предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Большое влияние на психическое развитие ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Для соотносящихся действий характерна пространственная локализация. Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой. Для овладения орудийными действиями ребёнку необходим взрослый.

Говоря о периоде раннего детства, нельзя не упомянуть о развитии познавательной сферы ребенка. Активно в этом возрасте развиваются такие психические процессы, как: восприятие, мышление, память, речь.

Развитие процесса восприятия можно охарактеризовать так. Сам процесс восприятия представляет собой выделение наиболее существенных признаков и качеств, которые присущи конкретному объекту или явлению. На их основе ребёнок строит образ и соотносит его с образом-эталоном, благодаря чему развивается способность классифицировать предметы и явления на классы.

Процесс познания мира также претерпевает изменениям. Начиная с года, ребёнок выполняет действия руководствуясь методом проб и ошибок, но с полутора лет, малыш уже способен решить проблему путём догадки.

Со второго года жизни меняется восприятие ребенка. Воздействуя одним предметом на другой, ребёнок учится прогнозировать итог ситуации. Это сигнализирует о том, что начинает развиваться мыслительная деятельность. Появляется способность к обобщению, установлению связей через метод проб и ошибок и запоминанию их в процессе решении проблем.

Для периода характерно развитие мышления. Постепенно из наглядно-действенного оно перетекает в наглядно-образное.

Для периода характерно развитие оперативной памяти. Характеризуется это способностью составлять план на короткий промежуток времени, не забывая при этом недавно поставленную цель.

Активно в этот период развивается речь. Примерно в год дофонемная речь перетекает в фонемную, развивается фонематический слух. Переход дофонемной речи в фонемную длится около трёх лет

После полутора лет наблюдается активность самостоятельного речевого общения ребёнка. Малыш сам интересуется названиями объектов, которые ему интересны. Сначала используются невербальные средства общения с окружающими, а добавляется полноценный вопрос.

Для второго года характерна способность малыша усваивать и запоминать обозначения предметов, а также понимание значения слов, которые часто используются в быту семьи малыша. Малыш уже понимает общие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

До полутора лет дети усваивают от 30 до 100 слов, однако используют их крайне редко. К двум же годам они знают 300 слов, а к трём годам – 1200–1500 слов.

Для данного периода характерно развитие не только познавательной сферы, но и личностное развитие. При наблюдении за взрослыми, малыши пытаются подражать им. Из этого следует, что наблюдение за поведение людей и последующее подражание этому поведению, является важным источником социализации ребёнка. В развитии личности ребёнка важную роль играет чувство привязанности. Причина привязанности не выяснена доподлинно, однако считается что она кроется в том, что взрослый всегда удовлетворит потребности малыша, обеспечит ему безопасность и снизит у него чувство тревожности.

В период раннего детства происходит становление самосознания. Происходит формирование самооценки и самостоятельности. У детей в этот период проявляется непослушание, а также развивается чувство эмпатии – способность, которая позволяет малышу понять эмоциональное состояние окружающих. Также появляется потребность в достижении успеха.

В период раннего детства, малыш сталкивается с кризисом трех лет. Характерным для этого кризиса является изменение взаимоотношений со взрослыми. Малыши начинают отделять себя от других и осознают свои возможности. Проявляются такие черты, как: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Список литературы

Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. — Москва : Логос, 2011. — 306 c.

Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / И. А. Корецкая. — Москва : Евразийский открытый институт, 2011. — 120 c.

Ткачева, М. С.  Возрастная психология : конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е. Хилько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — 200 с. 

Просмотров работы: 937