Социальная адаптация бакалавров высшей школы к условиям дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социальная адаптация бакалавров высшей школы к условиям дистанционного обучения

Тоцкая Т.И. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время образовательная система нашего государства подвергалась множеству изменений, которые касаются повышения уровня и качества профессионального образования, а главное его доступности получения для разных категорий населения. Вопрос о качестве образования более актуализировался в силу таких причин, как: возникновение новых систем ценностей, последовательный переход к многообразию учебных программ обучения студентов, быстрое развитие менеджмента в образовании. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что с марта 2020 года по всей территории Российской Федерации был введен карантин, в связи с эти все учебные заведения перешли на формат дистанционного обучения.

Пандемия коронавируса существенно изменила социальную реальность. Данная вирусная инфекция явилась катализатором многих процессов, активно развивающихся в предыдущий период: цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, усиление цифрового неравенства, формирование цифровой грамотности различных социальных групп населения и т. д.

Отметим, в условиях дистанционного обучения возникает проблема адаптации студентов к данной ситуации. Результатом процесса адаптации является уровень адаптированности личности. О результативности адаптации студентов можно судить по целому ряду внешних и внутренних показателей. Среди них: результаты учебно‑профессиональной деятельности, включённость обучающегося в макро‑ и микросреду, реализация его внутриличностного потенциала, а также эмоциональное самочувствие [8, с.274].

Исходя из позиции М.З. Саадуллаевой, «социальная адаптация ‑ это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, в том числе результат данного процесса». К тому же, адаптационная способность индивида ‑ это способность приспосабливаться к различным требованиям среды, к примеру, к социальным, моральным, физическим и пр., без внутреннего дискомфорта и конфликта с окружающей средой [8, с.343].

Критериями социальной адаптированности личности согласно К. Роджерсу являются [8, с.141]:

открытость реальной практике отношений и деятельности;

умение уважать других и чувство собственного достоинства;

понимание собственных проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

К критериям дезадаптированности [8, с.141]:

неприятие себе и других;

наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта;

кажущееся «решение» проблем, то есть решение их на субъективном психологическом уровне, а не в действительности;

негибкость психических процессов.

Адаптация же — это социально процесс, при благоприятном течении который ведет личность к состоянию адаптированности [7, с.141].

Введенное А.Г. Маклаковым понятие, «личностный адаптационный потенциал» характеризует адаптационные способности человека. Личностный адаптационный потенциал — это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, которые определяют успешность адаптации и возможность сохранения профессионального здоровья. В структуру личностного адаптационного потенциала входят: коммуникативный потенциал, уровень поведенческой регуляции и уровень моральной нормативности.

Что касается реакции самих обучающихся на резкий переход от очного обучения, нельзя сказать об ее однозначности [10, с.42].

Процесс социальной адаптации бакалавров высшей школы к условиям дистанционного обучения в достаточной степени неоднозначен. Дистанционное обучение - это процесс взаимодействия преподавателя и ученика между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами интернет -технологий, или другими средствами. Отметим, в данном контексте, адаптацию требуется рассматривать с позиции приспособления обучаемого к организации и условиям учебного процесса, в том числе выработке навыков самостоятельности в работе. Этот процесс является дидактической адаптацией, то есть приспособления студента к новым методам и формам работы, также новым формам контроля.

Так, в ходе адаптации бакалавров высшей школы требуется учитывать специфику дистанционной формы обучения [1, с.582]:

потребность самостоятельно распределять время и проектировать режим работы, принимать решения, осуществлять контроль своего образовательного маршрута;

неуверенность студентов в правильности исполненных заданий;

недостаточность умений и знаний для работы на цифровых сложных платформах;

отсутствие прямого контакта студента с преподавателем, группового очного обсуждения, осуществление постоянного контроля и возможности непосредственной образовательной коммуникации.

В ходе адаптации бакалавров высшей школы к обучению в вузев условиях дистанционного обучения имеют место следующие трудности [1, с.583]:

не достаточно развита мотивационная готовность к новому учебному процессу;

переживания, которые связаны с реализацией образовательного процесса;

осуществление поиска оптимального режима труда и отдыха при новых условиях;

неумение осуществить социальную и психологическую само- регуляцию;

недостаточный уровень умений, навыков и знаний при осуществлении работы с компьютером;

неуверенность в собственных силах.

Таким образом, включение студентов в дистанционный процесс в настоящий момент времени требует социальной зрелости, ответственности преимущественно за качество личных знаний перед самими собой и потенциальным сообществом профессионалов самого студента.

Список использованных источников

1. Авдеева, Ю.А., Устиновская, А.А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – №2(30). – С.34 40

2. Арутюнова, А.Е., Лазаренко, Л.А., Лаврентьева, А.В. Перспективы развития дистанционного обучения в современной России // Вестник Академии знаний. – 2019. – №34 (5). – С.20 26.

3. Беляева, Е.А., Грунт Е.В., Салганова, Е.И. Образовательные платформы дистанционного образования в российских и китайских вузах: новые вызовы высшей школы // Вестник Южно Уральского государственного университета. Серия: Социально гуманитарные науки / Издательство: Южно Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск). 2020. Т. 20. № 4. С.93 98.

4. Бокуть, Е.Л. Исследование психологических проблем современных студентов педагогических вузов / Е.Л.Бокуть // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы X Международной научно практической конференции. В 2 х частях. Научные редакторы В.И. Казаренков, М.А. Рушина. 2017. С.28 32.

5. Бубекова, И.А., Имамутдинова, Р.Г. Роль передовых технологий в обучении учащихся дистанционно // Разработка и внедрение цифровых технологий, в том числе дистанционных, при реализации образовательных программ (разработка онлайн курсов) для подготовки кадров в соответствии с профессиональными и международными стандартами: материалы всероссийского науч. практ. семинара. – Лениногорск. 2019 . С.389 392.

6. Бусаров, В.А. Особенности социально психологической адаптации студентов первокурсников к условиям инклюзивной среды // Viascientiarum Дорога знаний / Издательство: Московский государственный гуманитарно- экономический университет (Москва). 2019. № 1. С.140 145.

7. Гордиенко, Е.П., Гостева, С.Р. Проблемы дистанционного обучения в высшем образовании в условиях пандемии // В сборнике: Научные исследования и современное образование.сборник материалов Всероссийской научно практической конференции. Чебоксары / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары). 2020. С.30 33.

8. Кокшарова, Ю.А. Особенности адаптации студентов в условиях резкого перехода на дистанционное обучение // Тенденции развития науки и образования / Издательство: ИП Иванов Владислав Вячеславович. 2020. № 62 13. С.41 43.

9. Малошонок, Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С.59–83.

10. Мерденова, Л.А., Такоева, Е.А., Тагаева, И.Р., Нартикоева, М.И. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова, Е.А. Такоева, И.Р. Тагаева, М.И. Нартикоева. // Вестник новых медицинских технологий. – 2018. – Т. 25, № 4. – С.96–100.

Просмотров работы: 52