PARALINGUISTICS MEANS OF COMMUNICATION - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

PARALINGUISTICS MEANS OF COMMUNICATION

Volkova Sophia Alekseevna 1
1Vladimir State University
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди многообразия знаковых систем, используемых человеком для осуществления коммуникации, особое место занимают невербальные, паралингвистические средства, которые сопровождают речь, дополняют её логической, эмоциональной, эстетической и другой информации, а также сообщает об этнокультурных, психологических и других особенностях собеседника.

 

Прежде чем говорить о паралингвистике и ее средствах, необходимо определить данные понятия. Современная наука определяет паралингвистику как «раздел языкознание изучающий невербальное средства, включённые в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию;...совокупность невербальных средств участвующих в речевой коммуникации.»

Взаимодействие людей в обществе происходит с помощью речи, но полноценная коммуникация невозможна без участия невербальной (паралингвистической) системы общения. Один и тот же набор слов имеет разное значение в зависимости от манеры озвучивания, эмоциональной окраски. Коммуникация, связанная с паралингвистическими средствами общения, в некоторых случаях может даже успешно заменить словесную систему. Примеры широко известны при общении представителей разных культур, не имеющих общего языка, но способных понять друг друга.

Каковы истоки невербальной коммуникации? Логично предположить, что она появилась еще до возникновения речи. Если это действительно так, то жесты должны были использоваться «сами по себе, без каких-либо языковых знаков, звучащих или жестовых», потому что у тех, кто использовал эти жесты, еще не существовало определенного кода, с помощью которого они могли бы договориться о значении.

М. Томаселло утверждает, что все существующие жесты основываются на двух базовых типах:

1. Жесты, используемые для того, чтобы указать реципиенту на что-то;

2. Жесты, направленные на то, чтобы вызвать в воображении реципиента образ действия, предмета или отношения. Используя только эти два типа жестов, люди могли передавать и воспринимать информацию. В настоящее время понимание невербальной коммуникации реципиентом зависит, по мнению Томаселло, от двух факторов:

1. Контекст ситуации, в которой осуществляется коммуникация (это все, что присутствует в окружении людей и связано с текущим социальным взаимодействием).

2. Совместное знание (то, что знают оба коммуниканта и знание о том, что каждый из них отдает себе отчет в этом знании, сведения об 9 окружающем мире и представления о поведении человека в этом мире)

На основе невербальных систем общения построена адаптация людей с нарушениями речевого аппарата к жизни в обществе. Паралингвистическая система невербальных средств общения – это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов. Виды невербальных средств общения (по характеру проявления): фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.); кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты); графические – особенности графического выражения речи (почерк). Выделяют отдельно группу экстралингвистических средства общения, представляющих собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Классификация паралингвистических средств по принадлежности общностям (индивидам) выделяет следующие виды: универсальные для всех говорящих; характеризующие отдельную этнокультурную группу; демонстрирующие личностные и психологические характеристики человека. Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой системы сигналов, сопровождающих голос. Особенности речи не только дают характеристику конкретному сообщению, но и формируют образ самого говорящего, подавая сигналы о его эмоциональном состоянии, особенностях личности, уверенности в себе, социокультурных особенностях и др. Некоторые элементы невербального общения контролируются говорящим, такие как громкость и скорость речи, дикция. Другие же элементы сложно удержать под контролем, к таким сигналам относят вздох, покашливание, смех, стон, плач и др. Данные системы являются помощниками в выстраивании полноценной коммуникации, наполняют фразы личностным смыслом и эмоциями.

Паралингвистические средства невербального общения добавляют яркость в общение, наполняют коммуникацию эмоциями, что создают полноценное взаимодействие людей и дарят радость общения. Для особенных групп населения жесты и мимика стали единственным способом взаимодействия с социумом. Настоящим спасением паралингвистические средства невербального общения становятся для людей с нарушениями речи, а специализированная помощь во многом строится на развитии способности считывать и демонстрировать информационное сообщение и эмоции без слов. Общение – основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные. Например, использование паралингвистических средств общения при речи и слуха помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта.

Удивительная способность восприятия голоса названа «эффектом вечеринки». Особенность ее в том, что человек при множестве звучащих голосов не просто слышит и узнает нужный, но настраивается именно на него, подавляя другие шумы и голоса. Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения. Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное. Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.

Источники:

1. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80668/1/m_th_a.a.kazachenok_2020.pdf

2. http://econf.rae.ru/article/4758

3. https://cyberleninka.ru/article/n/paralingvisticheskie-sredstva-kommunikatsii-arabofonov-i-nositeley-russkogo-yazyka

4.Серова С.В «Паралингвистические средства общения» https://elibrary.ru/item.asp?id=24549034

5. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/3274/1/Result.pdf

Просмотров работы: 331