Водная дипломатия и механизмы превентивной дипломатии ООН в Центральной Азии - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Водная дипломатия и механизмы превентивной дипломатии ООН в Центральной Азии

Примак А.Н. 1
1Дипломатическая Академия МИД РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сегодня преодоление кризиса нехватки пресной питьевой воды – одна из глобальных повесток дня Организации Объединенных Наций. Период с 2005 г. по 2015 г. Генеральная Ассамблея провозгласила Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В 2018 году было провозглашено следующее Международное десятилетие действий – «Вода для устойчивого развития»1.

Проблема дефицита водных ресурсов вызывает все большую обеспокоенность мирового сообщества неслучайно. «Водный стресс» всегда был наиболее замалчиваемым кризисом в истории человечества, но последние исследования и заключения экспертов, касающиеся динамики развития водного кризиса во всем мире, подтверждают, что дефицит пресной воды – одна из величайших угроз для жизни на планете. В отличие от других ресурсов, воде невозможно найти альтернативу, без нее не будет жизни. «Вода является всеобщим, но уязвимым достоянием»2. Именно поэтому первостепенной задачей в этом вопросе становится развитие многостороннего сотрудничества и взаимодействия для гармоничного развития отношений в областях трансграничных вод. Проблема нехватки воды осложняется тем, что отсутствие налаженной и эффективной системы водопользования нередко становится причиной обострения споров по поводу водных ресурсов или даже повышения напряженности в отношениях между государствами. Помимо этого, контроль над водоносными ресурсами является одним из основополагающих факторов устойчивости экономики государства, а рост конкуренции за ресурсы говорит о необходимости приложения больших усилий, направленных на сохранение мира. Особую важность имеет рассмотрение этого вопроса через призму предотвращения и недопущения конфликтов. В этих условиях возрастает роль превентивной дипломатии и механизмов ее использования в качестве метода урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих на почве споров о водопользовании.

В данной статье рассматриваются механизмы водной и превентивной дипломатии ООН в Центрально-Азиатском регионе. Актуальность этой темы объясняется тем, что контроль над водоносными ресурсами является одним из сильнейших рычагов влияния на огромной территории. После распада СССР и обретения бывшими республиками независимости в Центральной Азии возник вакуум силы, быстро заполняемый многочисленными претендентами. При этом природные ресурсы не только оказались по разным сторонам новых границ, но и были неравномерно распределены по всему региону. Это нарушило устоявшиеся правила распределения гидроэнергоресурсов и потребовало установления новых, так как теперь реки стали трансграничными.

Наиболее серьезные противоречия между пятью постсоветскими республиками связаны с распределением вод рек Амударья и Сырдарья
(рис. 1) Так, нехватка воды превратилась в настоящую проблему для Казахстана, Узбекистана и Туркмении – стран низовьев этих двух рек, тогда как почти 85% всех водных ресурсов региона сосредоточено в Таджикистане и Кыргызстане – в верховья, в зоне формирования стока рек. При этом страны верховьев и низовьев Амударьи и Сырдарьи имеют разные интересы. Кыргызстан и Таджикистан, в силу своего выгодного географического положения, имеют возможность генерировать электричество, и заинтересованы в накоплении воды летом для выработки электроэнергии зимой, а Казахстан, Узбекистан и Туркмения выращивают сельхозпродукцию и поэтому нуждаются в воде летом, в поливной сезон. При этом Таджикистан и Кыргызстан вынашивают планы строительства целой серии ГЭС на Амударье, не учитывая риск нарушения водноэнергетического баланса и снижения объемов поступления воды в страны нижних течений. Когда страны нижнего течения разрабатывают программы по снижению потребления водных ресурсов и устранению их дефицита, страны верховья пытаются реализовать масштабные планы по строительству новых крупных ГЭС. Казахстан, Узбекистан и Туркмения неоднократно настаивали на диалоге между государствами региона, на необходимости заручиться согласием стран-соседей и проведении международной экспертизы под эгидой ООН. Желание отдельных государств защищать исключительно собственные национальные интересы негативно влияет на отношения между странами Центральной Азии, увеличивает конфликтный потенциал.

Рис. 1. Центральная Азия и реки Амударья и Сырдарья
Источник: https://www.maps-of-the-world.ru/asia/central-asia

На сегодняшний день в регионе устоялись два принципа использования международных рек – концепция ограниченного территориального суверенитета, исходящая из ненасения ущерба чужой собственности, и теория общности интересов, заключающаяся в совместном управлении водой. Стоит отметить, что в последние годы в регионе заметно усиливается тенденция регионального сотрудничества, в том числе в сфере водной дипломатии разрабатываются и выдвигаются новые инициативы. Ярким примером активного игрока в этой области является Таджикистан. В соответствии с Душанбинской декларацией 23 декабря 2003 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, касающаяся объявления 2005–2015 гг. Международным десятилетием действия «Вода для жизни». По инициативе таджикского государства Генассамблея ООН объявила 2013 г. Международным годом водного сотрудничества3. Из наиболее недавних примеров – Десятая ежегодная встреча заместителей министров иностранных дел государств Центральной Азии и Афганистана 10 декабря 2020 года4. В ней принял участие Н. Ниязалиев, первый заместитель министра иностранных дел Кыргызской Республики. В своем выступлении он подчеркнул, что вопросы использования водных ресурсов в регионе должны решаться только путем открытого и конструктивного диалога с взаимным учетом интересов всех государств региона. Это подтверждает, что в Центральной Азии вопрос водопользования стоит особенно остро и государства этого региона готовы и отрыты для новых предложений и идей, в том числе продвигаемых с помощью высокой трибуны Организации Объединенных Наций.

Так, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан являются Сторонами Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, направленной на обеспечение устойчивого использования трансграничных водных ресурсов. Конвенция обеспечивает законодательную базу для сотрудничества по совместному водопользованию, предоставляет авторитетное экспертное мнение, содействие и рекомендации по проблемам управления трансграничными водными ресурсами для ее Сторон. При поддержке ЕЭК ООН в июле 2006 г. Кыргызстаном и Казахстаном была создана Комиссия Чу-Талас, призванная расширить сотрудничество и улучшить управление реками Чу и Талас. Для этого ЕЭК ООН продолжает оказывать поддержку этим странам. Большое значение имеет и проект «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии (CAREWIB)», направленный на создание информационной базы, содержащей сведения о водохозяйственной обстановке в Центральной Азии. Данные проекты наглядно демонстрируют, как Конвенция по трансграничным водным ресурсам может помочь странам преодолеть возможные конфликты5.

Говоря о конфликтах, важно отметить, что проблемы водных ресурсов, мира и безопасности неразрывно связаны друг с другом. На данный момент в Центральной Азии сосредоточен огромный конфликтогенный потенциал, связанный с нестыковками и расхождениями интересов в использовании водноэнергетических ресурсов. В этих условиях возрастает роль превентивной дипломатии, как инструмента предупреждения возникновения споров и конфликтов между сторонами. Организация Объединенных Наций была создана для предотвращения войн, она имеет не только обширный инструментарий реагирования на различные конфликтообразующие угрозы, но и значительный опыт урегулирования. Именно поэтому, превентивная дипломатия ООН играет одну из ключевых ролей в процессе предотвращения угроз миру и безопасности.

В начале XXI в. в Центральной Азии сформировался целый комплекс проблем, требующих разрешения. Среди них экстремизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков и противоречия стран региона относительно водопользования. Для противодействия этим угрозам 16 мая 2007 в Ашхабаде была создана международная структура — Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Организация призвана оказывать содействие правительствам Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в сферах предотвращения конфликтов, разработки ответов на возникающие угрозы, разрешения споров, обеспечения мира и развития в Центральной Азии 6.

23 октября 2008 г. в рамках деятельности РЦПД в Ашхабаде была проведена встреча заместителей министров иностранных дел центрально-азиатских стран, где специалистами Организации Объединенных Наций было предложено содействие в дальнейшем развитии диалога, главной целью которого было бы нахождения взаимоприемлемых решений по всему комплексу проблем в сфере водопользования. На встрече был обсужден подготовленный РЦПД проект Программы действий на 2009-2011 гг., который определил одним из приоритетов своей деятельности проблему ухудшения экологической обстановки и совместное использование водных и энергетических ресурсов. В Программе подчеркивалось, что равномерное распределение энергии и водных ресурсов в регионе осложнилось процессом децентрализации после развала СССР. В Программе также были изложены формы, методы и средства практической реализации приоритетных задач с учетом возможностей ООН и региональной специфики. Такие же Программы действий были составлены на 2012-2014, 2015-2017 и 2018-2020 периоды.

В июне 2009 г. Специальный представитель Генерального секретаря ООН, ставший главой РЦПД в Центральной Азии, М. Йенча выступил с отчетом на заседании Совета Безопасности ООН о работе, проделанной Центром. В апреле 2010 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун во время выступления в штаб-квартире Центра ООН по превентивной дипломатии еще раз заявил, что ООН готова работать со странами Центральной Азии в решении проблем в управлении природными, водными и энергетическими ресурсами7. Все это подтверждает, что РЦПД стабильно вносит весомый вклад в продвижение внутрирегионального диалога в целях урегулирования водно-энергетических проблем в Центральной Азии.

В период 2016-2017 гг. вопрос о водных ресурсах и их взаимосвязи с поддержанием мира трижды рассматривался в Совете Безопасности ООН. 12 сентября 2017 года открылась 72-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На общих прениях, прошедших под темой «Особое внимание – людям: стремление обеспечить мир и достойную жизнь для всех на жизнеспособной планете», выступили Президенты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, Министр иностранных дел Казахстана и постоянный представитель Туркменистана при ООН. В их выступлениях было уделено значительное внимание вопросам воды, изменения климата и энергетики. Делегация Туркменистана в своей речи уделила особое внимание превентивной дипломатии8.

19 апреля 2018 года в Бишкеке в рамках обучающего семинара по теме «Обеспечение справедливого использования и эффективного управления трансграничными водотоками в ЦА и государственно-частное партнерство (ГЧП) для развития инфраструктуры» прошла встреча экспертов пяти стран ЦА для обсуждения путей совершенствования регионального сотрудничества в сфере управления трансграничными водноэнергетическими ресурсами 9.

Таким образом, важно помнить, что благодаря воде люди на земле тесно связаны. Именно поэтому так важно наличие налаженного механизма водопользования в государствах с трансграничными водами. Наличие конкуренции за ресурсы подчеркивает необходимость усиления акцента на предотвращение конфликтов. Несмотря на наличие противоречий, центрально-азиатские государства избежали открытых конфликтов между собой, что свидетельствует о наличии имеющей решающее значение политической воли к взаимному диалогу и предотвращению конфликтов. Обсуждение вопросов, касающихся водных ресурсов должно стать для них катализатором сотрудничества, отправной точкой для построения гармоничных отношений в регионе. Государства должны воздерживаться от принятия односторонних мер, ущемляющих права государств, с которыми они имеют трансграничные водные ресурсы. Спор из-за водных ресурсов является камнем преткновения для развития отношений между государствами, они могут стать причиной серьезных конфликтов, но благодаря превентивной дипломатии ООН можно спасти миллионы человеческих жизней.

БИБЛИОГРАФИЯ.

CAREWIB в Центральной Азии [Электронный ресурс] http://www.cawater-info.net/ca/2018 Ежегодник: "Вода в Центральной Азии и мире", 2018

Выступление делегации Туркменистана на заседании 72ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]https://gadebate.un.org/sites/default/files/gastatements/72/tm_ru.pdf

Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] http://www.turkmenistan.ru/ru/node/26987

Выступление Моралеса Айма на 7959-м заседании Совета Безопасности ООН [Электронный ресурс] https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/PV.7959&Lang=R

Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» [Электронный ресурс]https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/water-action-decade/

Международный год водного сотрудничества [Электронный ресурс]https://www.un.org/ru/events/worldwateryear/

Первый заместитель министра иностранных дел Кыргызской Республики Н. Ниязалиев принял участие в Десятой ежегодной встрече заместителей министров иностранных дел государств Центральной Азии и Афганистана в формате видеоконференцсвязи [Электронный ресурс]https://mfa.gov.kg/ru

ООН готова помочь странам Центральной Азии решить водно-энергетические проблемы[Электронный ресурс]https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20100403/oon-gotova-pomoch-stranam-tsentralnoi-azii-reshit-vodno-energeticheskie-problemy

Карта Центральной Азии и рек Амударья и Сырдарья https://www.maps-of-the-world.ru/asia/central-asia

1Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/water-action-decade/

2 Выступление Моралеса Айма на 7959-м заседании Совета Безопасности ООН https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/PV.7959&Lang=R

3 Международный год водного сотрудничества https://www.un.org/ru/events/worldwateryear/

4 Первый заместитель министра иностранных дел Кыргызской Республики Н. Ниязалиев принял участие в Десятой ежегодной встрече заместителей министров иностранных дел государств Центральной Азии и Афганистана в формате видеоконференцсвязи https://mfa.gov.kg/ru

5 CAREWIB в Центральной Азии http://www.cawater-info.net/ca/

6Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. http://www.turkmenistan.ru/ru/node/26987

7ООН готова помочь странам Центральной Азии решить водно-энергетические проблемы https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20100403/oon-gotova-pomoch-stranam-tsentralnoi-azii-reshit-vodno-energeticheskie-problemy

8 Выступление делегации Туркменистана на заседании 72ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций https://gadebate.un.org/sites/default/files/gastatements/72/tm_ru.pdf

92018 Ежегодник: "Вода в Центральной Азии и мире" https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/yearbook2018_ru.pdf

Просмотров работы: 116