В современном мире особо остро стоит проблема девиантного поведения подростков. Статистика и аналитика Министерства внутренних дел говорит о росте отклоняющегося поведения среди подростков, начиная от деструктивности и заканчивая тяжкими преступлениями [6].
Подростковый возраст – это период перехода ребенка от детства к взрослости, а также период перестройки физиологических и психологических процессов, активного формирования взглядов и убеждений.
Пубертатный период, в сравнении с младшим школьным возрастом более осложненный и бурный. С. Холл [1] называет его периодом «бури и натиска». Действительно, развитие на этом этапе проходит быстрыми темпами, в особенности заметны изменения в формировании личности и проявления эмоций. Всё-таки, личностная нестабильность лежит в основе главных особенностей подростков: противоположные тенденции и черты стараются сосуществовать и бороться друг с другом, создавая нестабильность и противоречивость в поведении и характере формирующегося ребенка.
В период пубертата активно вырабатывается собственная эталонная система самоотношения и самооценивания, формируется самосознание, все больше становится понятен собственный внутренний мир. Подросток начинает видеть и осознавать свою неповторимость и уникальность, в его сознании происходит перенастройка с внешних (в основном родительских) оценок на внутренние. Таким образом, у подростка происходит формирование своей Я-концепции, которая способствует построению поведения подростка в дальнейшем.
Подростковый период является основным в формировании характера. В данном возрасте происходит нарушение этого формирования, сопровождающееся различными негативными поведенческими проявлениями, которые часто выходят за рамки социальной нормы и могут способствовать закреплению различных форм девиантного поведения.
По мнению А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Г.И. Макартычевой, девиантное, или отклоняющееся, поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Наиболее частыми характерологическими проявлениями [2] девиантного поведения являются:
а) реакции активного протеста, которые возникают в кризисных ситуациях, проявляются как агрессивность, непослушание, грубость и имеют направленность против определенных лиц, организовавших конфликт;
б) реакции пассивного протеста, которые обусловлены желанием избежать трудную ситуацию, сопровождается чувством утраты прежнего эмоционального контакта, чувством обиды и могут проявляться в виде ухода из дома, отказов от приемов пищи, от речевого общения, а так же бродяжничества;
в) реакции отказа обычно связаны с чувством отчаяния и проявляются в виде активного избегания контактов с окружающим миром, в виде страха перед всем новым и отказа от привычных увлечений и желаний;
г) реакции имитации – это подражание тем формам поведения окружающих людей, пользующееся авторитетом у подростков и оказывающее негативное воздействие, в случае если подросток выбрал авторитетом асоциального лидера или неприемлемые модели поведения для нашего общества (например, состоящие в ОПГ лица);
д) реакции компенсации и гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) – обычно скрывают ту или иную слабую, по мнению подростка, сторону личности; принимают утрированный и карикатурный характер (к примеру, основой многих безрассудных поступков является стремление показать свою «бесстрашность» окружающим);
е) реакции эмансипации – обостренное стремление подростка к самоутверждению и независимости (как пример, полное отрицание социального положительного опыта более старшего поколения);
ж) реакции увлечения – тесно связаны с наклонностями и влечениями, проявляются в удовлетворении потребностей (к примеру, увлечения, которые сопровождаются бесцельным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения - желание быть в центре внимания любыми способами);
з) реакции группирования – образуют важную черту подростков в стремлении организовываться в неформальные группы сверстников с общими интересами (наиболее склонны к объединению безнадзорные и педагогически запущенные подростки);
и) реакции, обусловленные формирующимися сексуальными чувствами - эти реакции имеют связь с повышенным половым влечением и разными формами его удовлетворения (ранние половые связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация собственных половых органов, но и другие случаи агрессивного садистического поведения).
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
Делинквентное поведение - разновидность преступного (криминального) поведения человека, отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. к примеру, подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».
Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
Патохарактерологический тип - поведение, обусловленноепатологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера (к примеру, невротические проявления в виде навязчивых ритуалов и действий). К примеру, асоциальное поведение (отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию).
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. К примеру, человек проявляет отклоняющееся поведение из-за нарушения восприятия, то есть галлюцинации или иллюзии (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов).
Девиации, обусловленные гиперспособностями человека: вподобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.
Отклоняющееся (девиантное) поведение подростков [3] является системой поступков или отдельными поступками, которые противоречат принятым в обществе нравственным иправовым нормам. Отклоняющееся поведение у подростков чаще проявляется как острый кризис переходного возраста.
Далее рассмотрим мотивы девиантного развития личности [4].
Развитие аддиктивных потребностей начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте, и как последствие принимает устойчивые формы у многих людей. Мотивы аддиктивного поведения могут быть различными. Так, по мнению Е. П. Ильина [4], основные мотивы - традиции и обычаи, соблюдение которых помогает включиться в референтную группу.
Другой мощный фактор воздействия - это представление, что спиртное является символом взрослости и зрелости. Кроме того, употребление алкоголя может выступать реакцией подростка на чувство одиночества и тревоги. В таких случаях алкоголь помогает подростку освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, и даже может выступить формой протеста против общества в целом, в том числе, и против родителей.
Причины приобщения подростков к курению также имеют разную мотивацию. Во многом они определяются обществом, где курение сопоставляется с самостоятельностью, молодостью, мужественностью, независимостью, сексуальностью, общительностью и т.д.
Мотивы подростковой наркомании, по результатам многих исследований, связаны с экспериментами подростков, поиском необычных ощущений и переживаний. Другие начинают употреблять наркотики для выражения неудовлетворенности системой ценностей и традиционными нормами, как средство протеста. Еще одним сильным мотивом может быть желание подростка войти в какую-нибудь группу, стремление следовать за друзьями. Кроме этого, причиной приобщения подростка к наркотикам может стать его желание снять внутреннее напряжение и беспокойство, таким образом, уйти от реальности и проблем.
Мотивация преступного поведения имеет свои выраженные возрастные особенности, а именно: желание утвердить себя в глазах сверстников, показать силу и смелость, стремление к престижным вещам и т. д.
Криминальная мотивация молодых в возрастном периоде 18-24 лет характеризуется с направленностью личности и ее взглядами, а не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта.Увеличивается удельный вес насильственно-эгоистических мотивов за счет уменьшения числа «детских» мотивов (желание подражать другим и стремление приобрести авторитет у сверстников).
Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения среди подростков указывают на фрустрацию потребности в уважении и признании, которую считают одной из базовых потребностей человека. Так, в соответствии со взглядом А.А. Реана: если самооценка подростка не находит поддержки в социуме и потребность в (само)уважении остается нереализованной, то развивается острое ощущение дискомфорта, которое личность не может долго выносить, и одним из распространенных путей разрешения этой внутриличностнойконфликтной ситуации является переход подростка в группу, где его самооценка находит ту самуюподдержку.
В подростковом периоде происходят ключевые преобразования в строении мотивационно-личностной сферы личности [5]. Она приобретает иерархию мотивов, где мотивы возникают на основе сознательно принятых решений и многие интересы переходят в стойкие увлечения.
В мотивационной структуре процесса общения у подросткового периода происходят значимые изменения: первостепенное место занимают отношения со сверстниками, яркое проявление имеет аффилиативная потребность в принадлежности к какой-нибудь группе, обнаруживается стремление к поиску близких дружеских связей, которые основаны на общности интересов и глубокой эмоциональной привязанности; теряют актуальность отношения с родителями и учителями.
Важные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах выделяют ведущие мотивы- стремление занять определенное положение в классе, добиться признания среди сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, которые направлены на осознание своей жизненной перспективы, профессиональных целей и на реализацию будущего.
Одной из важнейших особенностей этого периода является особый интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.
Таким образом, одной из самых актуальных проблем современной социальной работы является тенденция к росту отклоняющегося (девиантного) поведения среди подростков на фоне главной особенности подросткового возраста - личностной нестабильности.
Список использованной литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М., Юрайт, 2014. - 672с.
Дмитриева, Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр./ Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. / Е.В. Змановская. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. – Спб: Питер, 2011. – 512с.
Омарова, М. Особенности самосознания подростков/ М. Омарова. - М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2014. - 132 c.
Статистика и аналитика. [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Российской Федерации. - URL: https: // мвд.рф/Deljatelnost/statistics