Государственный бюджет — профицит, дефицит и пути преодоления дефицита - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Государственный бюджет — профицит, дефицит и пути преодоления дефицита

Новикова Е.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительную роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики избранной властью. Важнейшим звеном в государстве, является его финансовая система, позволяющая осуществлять экономическое и социальное регулирование, а также её главное звено – государственный бюджет.

Сейчас бюджет является неотъемлемой частью любого государства, так как он необходим для создания комфортных условий жизни населения и удовлетворения его потребностей за счёт средств казны. Я считаю, выбранную мной тему актуальной, так как государственный бюджет является основой функционирования национальной экономики. Государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, чем обеспечивает выполнение государственными органами функций, возложенных на них, главная из которых экономическое и социальное регулирование жизни страны. Такие явления, как дефицит и профицит бюджета важны и требуют очень внимательного исследования, ввиду значительного влияния на формирование сбалансированного государственного бюджета, от которого зависит развитие и процветание страны.

Государственный бюджет является экономической основой государства и обеспечивает выполнение возложенных на него функций. Он участвует в создании условий для реализации социальных проектов, поддержании обороноспособности государства, стимулировании внедрения инноваций, решении вопросов финансового регулирования и помогает реализовывать многие другие задачи. За счет государственного бюджета формируются государственные резервы, для удовлетворения общественных потребностей, и различные экономические показатели, например, конечный спрос приобретаются большие партии товаров, через него проходят значительные финансовые потоки, что составляет его значение как экономического понятия.

Объектом реферата является государственный бюджет. Субъектами – уровень развития экономики в стране, источники поступления и каналы расходования средств.

Цель реферата состоит в изучении понятия государственного бюджета, а именно его сущности, принципов построения, доходов и расходов, и других категорий; определении причин дефицита и профицита государственного бюджета, а также поиск методов их преодоления.

Чтобы достичь данную цель, поставлены задачи:

1) повторить, расширить и систематизировать теоретические знания;

2) закрепить понятие и структуру бюджета в рыночных экономиках;

3) раскрыть принципы построения бюджетной системы:

5) выявить экономические причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти способы и пути преодоления дефицита;

6) проанализировать концепции балансирования государственного бюджета.

1 Понятие и структура государственного бюджета в рыночных экономиках

Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ, представляющий собой план доходов и расходов государства на определенный период, в России он составляет год. В этом документе указываются сферы куда будут направлены средства из государственной казны на удовлетворение различных потребностей, а также размеры и источники ожидаемых поступлений. Сосредоточить денежные ресурсы на наиболее важных сферах экономического и социального развития государству помогает бюджет.

Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства страны. Если она имеет унитарное устройство, то у неё двухъярусная бюджетная система, состоящая из государственного и местного бюджетов. Если же это страны с федеративным государственным устройством, к ним относятся США, ФРГ, Российская Федерация, то в их бюджетной системе есть промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты: бюджеты муниципальных районов, округов, городских и сельских поселений.

Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Государственные доходы имеют огромное значение для формирования бюджетов любых уровней. Они представляют собой денежные средства, которые поступают в государственный бюджет безвозмездно и безвозвратно, а также являются частью национального дохода страны, поступающего в собственность и распоряжение государства для создания финансовой базы для реализации задач и функций, стоящих перед ним.

Доходы поступают в бюджет в виде обязательных безвозвратных платежей. Их можно разделить на три основные группы:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) безвозмездные перечисления.

Главное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления, они могут быть от физических и юридических лиц. К таким поступлениям относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, доходы от государственной собственности, государственной торговли, и другие. Налоги предоставляют необходимые источники денежных средств для органов государственной власти и представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода. Они, для большинства расходов бюджета, основной источник денежных средств. Так, чем меньше доходы, тем больше дефицит бюджета, что негативно влияет на привлечение инвестиций.

Ещё одной составной частью государственных доходов являются неналоговые поступления, включающие разнородные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи этого имущества; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и иные.

Безвозмездные и безвозвратные поступления состоят из дотаций, субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других межбюджетных трансфертов, а также безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Государственные расходы также могут быть разделены на категории:

– потребление в государственном секторе;

– государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

– трансферты частному сектору включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи;

– проценты по государственным долгам.

Главная задача бюджета состоит в предоставлении возможности накапливать в руках государства денежные средства и в дальнейшим использовать их для финансирования различных программ.

Чтобы раскрыть сущность бюджета, как экономической категории, необходимо выделить две основные функции – распределительную и контрольную.

Первая из них заключается в формировании и перераспределении центральных финансовых ресурсов по уровням органов власти государственного и местного управления. С помощью распределительной функции государство регулирует хозяйственную жизнь страны и концентрирует в своих руках денежные средства с целью их рационального использования для удовлетворения общегосударственных потребностей. Так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса, ограничений по действию этой функции почти не существует. Одним из проявлений данной функции является перераспределение национального дохода и ВВП, которое происходит во время распределения бюджетных ресурсов и образования доходов.

Контрольная функция действует одновременно с распределительной. Она позволяет органам государственного и местного контроля следить, как фактически распределяются бюджетные средства и насколько эффективно они используются. Данная функция может проявляться как контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды и за эффективным и экономным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

2 Дефицит и профицит государственного бюджета

2.1. Профицит – благо или вред

Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами. Выделяют два вида профицита бюджета:

– первичный, когда положительное сальдо рассчитывают после покрытия всех расходов;

– вторичный, где положительное сальдо рассчитывается после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга.

Исходя из определения можно подумать, что профицит – это всегда благо, но это не так. Определить положительное или отрицательное влияние оказывает профицит бюджета на экономику можно только путем исследования причин его возникновения. Среди благоприятных причин профицита государственного бюджета выделяют экономический рост, при котором увеличиваются объемы продаж, начинается рост доходов всех субъектов экономики и активизируется хозяйственная деятельность. Если государство смогло экономно и эффективно использовать бюджетные средства, но не в ущерб экономике и населению, то есть при полном финансировании запланированных расходов, или же цены на различные виды энергоносителей выросли на мировых рынках, то профицит бюджета также считается положительным явлением.

Если же профицит формируется из-за жесткой экономии, нехватки финансирования социальной сферы жизни или благодаря выгодно сложившейся экономической конъюнктуре рынка, повышению налоговых ставок, то это явление становится крайне негативным. Увеличение доходов в бюджет за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование, лишает государство дополнительных доходов в будущем, поэтому никак не может оцениваться как благоприятный феномен.

В основном профицит бюджета предназначен для выплаты государственного долга и формирования финансового резерва на случай непредвиденных ситуаций. Помимо этого, излишние денежные средства могут использоваться для строительства объектов государственного значения, улучшения и развития отдельных субъектов, территорий страны, инвестирования целевых проектов и программ.

2.2 Экономические причины дефицита

Так как экономика развивается циклично, сбалансированный государственный бюджет практически невозможен. Например, в период экономического спада развивается бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной, когда расходы государства больше, чем поступления в казну и пополняются за счёт золотовалютных резервов Центрального банка. Дефицит бюджета показывает крайне неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности.

Государственный бюджет собирает и накапливает в казне такие поступления, как налоги, акцизы, доходы государственных компаний, чтобы затем перераспределить эти средства на необходимые потребности: содержание армии, образование, науку, ремонт и строительство общественных благ.

Как и любое экономическое явление бюджетный дефицит имеет свои причины, которыми могут быть:

– увеличение государственных расходов, которые вызваны необходимостью развития промышленности и структурных изменений в экономике;

– активное сокращение доходов в период экономического кризиса;

– накопление государственного долга и, соответственно, рост расходов на его обслуживание;

– неэффективная финансовая система и политика государства;

– политический популизм, который выражается в увеличении расходов, не обеспеченных финансовыми ресурсами, на социальные программы поддержки населения;

– коррупция;

– теневой сектор экономики, вызванный неэффективной налоговой политикой;

– чрезвычайные обстоятельства, такие как войны, крупные катастрофы, массовые беспорядки, стихийные бедствия, которые нарушают запланированный темп развития экономики, сокращают доходы и значительно увеличивают расходы бюджета.

Дефицит государственного бюджета может отражать не только кризис, но и государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление вызвать прогресс в общественном производстве, если расходы возникают в следствии крупных финансовых вложений в развитие экономики.

Но чаще всего дефицит становится чрезвычайно тревожным явлением, которое требует срочного принятия действенных экономических мер и политических решений, так как он показывает все промахи и провалы в экономике страны, если проводится неэффективная денежно-кредитная политика и власти не способны держать под контролем экономическую ситуацию.

Например, в России по заявлению Антона Силуанова на стратегической сессии Московского финансового форума дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит 4% ВВП. Для сравнения, в 2019 году дефицит государственного бюджета составил 3,7%, а в 2018 – 1,6% ВВП. Антикризисные действия правительства по поддержке экономики «попали в точку» и спад ВВП России окажется меньше, чем в других странах, считает глава Минфина. Однако для стимулирования экономики во время пандемического кризиса Минфину пришлось временно отступить от бюджетного правила.

В начале июля замминистра финансов Владимир Колычев допускал, что дефицит федерального бюджета в 2020 году может достигнуть 5 трлн руб., что составляет около 5% ВВП. Однако Минфин понизил оценку дефицита бюджета в 2020 году до 4% ВВП, так как для поддержки экономики и доходов населения во время пандемического кризиса были распечатаны резервы и увеличены государственные заимствования. «Нам пришлось резко увеличить заимствования, нам пришлось прибегнуть к нашей подушке безопасности — Фонду национального благосостояния, нам пришлось и выделять приоритеты среди расходов. Действительно, в этом году у нас дефицит бюджета будет около 4% ВВП, а изначально мы планировали профицит чуть менее 1% ВВП», — сказал глава Минфина, добавив, что пришлось сконцентрировать все ресурсы для того, чтобы отреагировать должным образом на вызовы.

Окончательный объем дефицита федерального бюджета будет зависеть от того, как поведут себя цены на нефть в оставшуюся часть года, предупредила директор Центра развития НИУ ВШЭ, призвав не считать озвученную оценку окончательной.

2.3 Методы преодоления бюджетного дефицита

Дефицит бюджета всегда требует покрытия, для которого используются такие способы, как:

– уменьшение расходов;

– поиск новых источников доходов;

– заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

– выпуск государственных займов;

– ужесточение налогообложения;

–«сеньораж», то есть производство или печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Так, например, не является эффективным такой метод преодоления дефицита, как выпуск в обращение государственных займов, то есть доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. В результате погашения государственного займа прироста денежной массы не происходит, что приводит к образованию внутреннего и внешнего долга. Поэтому в случае использования государством только этого способа покрытия дефицита, он может увеличится настолько, что его дальнейшее финансирование станет невозможным.

Ошибочным является представление о том, что увеличение ставок налогообложения, а также введение дополнительных налогов будут способствовать пополнению бюджета. Конечно вначале введения этих мер так и будет, но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к тому, что инвестиций станут невыгодными, а предпринимательской активность начнет стремительно сокращаться, что означает уменьшение объемов производства и распространение теневой экономики.

Сейчас под определением «сеньораж» понимают не просто увеличение денежной массы, которое приводит к инфляции, а создание резервов коммерческих банков, сконцентрированных в Центральном Банке и используемых для покрытия дефицита. Но данная политика Центрального Банка приводит к недовольству коммерческих банков, так как ослабляет их положение, а также усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

При регулировании дефицита государственного бюджета необходимо учитывать долгосрочные перспективы бюджетной политики, а не только её текущие задачи. Если правительства стремятся иметь лишь бездефицитный бюджет, то могут начаться сокращения запланированных расходов по общественно важным статьям, резкое повышение налогов, что ещё больше усугубит циклические колебания в экономике и, ввиду названных и многих других причин, является нерациональным.

3 Три концепции балансирования государственного бюджета

Чтобы избежать дефицита или профицита государственного бюджета, он должен быть сбалансированным. Для этого существуют три основных концепции балансирования государственного бюджета.

Первая из них заключается в том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Данная концепция говорит о равенстве расходов и доходов бюджета каждый год, независимо от экономического цикла. То есть, например, в период спада доходы бюджета уменьшаются, соответственно и расходы для сбалансированности государство должно сокращать. Ввиду того, что баланс в государственном бюджете может быть только при сокращении расходов и повышении налоговых ставок, или же при применении обеих мер одновременно, совокупный спрос не стимулируется, а сокращается, что негативно влияет на экономику.

Например, когда экономика находится в состоянии спада государственные закупки и трансферты уменьшаются, сокращается совокупный спрос, и, вместе с тем, объем производства. То есть данная мера является неэффективной, так как не только не способствует балансированию, но и приводит к еще более глубокой фазе спада. Или, во время активного роста экономики, когда бюджет получает максимальные налоговые платежи, чтобы уравнять доходы с расходами правительство должно значительно увеличить последние, чем будет спровоцирован еще больший перегрев экономики, и, следовательно, большая инфляция. Таким образом, данная концепция помогает на короткий срок, а в длительном периоде только усугубляет колебания экономического цикла.

Вторая концепция, циклическое балансирование бюджета, состоит в том, что бюджет должен быть сбалансирован на протяжении всего экономического цикла, а не за каждый год. Данная теория заключается в том, что в период наивысшего подъема экономики, на её пике, когда доходы являются максимальными, государство использует положительное сальдо или бюджетный излишек, чтобы покрыть дефицита и государственный долг, которые образовались в фазе рецессии. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, состоящая в том, что довольно сложным является определение конкретных границ экономического цикла, так как спады и подъемы различаются по глубине и продолжительности, поэтому объем излишка бюджета, накапливаемого в период подъема и пика не совпадает с дефицитом, который образуется на спаде, из чего не удается обеспечить сбалансированный государственный бюджет.

Основы теории, которая отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета, были заложены ещё в 30-е гг. Дж. Кейнсом. Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики и получила практическое распространение во многих развитых странах.

Третья концепция говорит о том, что целью денежно-кредитной политики государства должна быть стабильность экономики, а не сбалансированность бюджета и связана с идеей функциональных финансов. Эта теория заключается в использовании инструментов государственного бюджета в качестве антициклических регуляторов, которые будут стабилизировать экономику в различных периодах. Например, когда наблюдается спад, нужно увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования деловой активности и экономического подъема. Когда экономика находится на пике своего роста, государство наоборот должно сдерживать деловую активность, «остужать» и стабилизировать экономику путём увеличения налоговых поступлений и сокращения расходов. При этом состояние самого бюджета значения не имеет. Проблемы, связанные с дефицитом или профицитом бюджета, являются малозначимыми по сравнению с продолжительными спадами или устойчивой инфляцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет имеет статус закона и представляет собой финансовый план государства на год. Содержащиеся в бюджете средства предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления и успешной реализации финансовой политики государства.

При формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета появляется такое понятие, как бюджетные отношения – финансовые отношения государства и участников бюджетного процесса, связанные с использованием централизованного фонда денежных ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными предприятиями и другими организациями, а также с населением называются бюджетными отношениями.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе как один из основных принципов построения бюджетной системы. При планировании различных проектов бюджетов необходимо соблюдение принципа сбалансированности бюджета, которое в свою очередь достигается при полном, последовательном соблюдении принципа общего покрытия расходов.

Сейчас нередким состоянием для многих государств стал бюджетный дефицит – это финансовое явление, заключающееся в превышении расходов над доходами. Он имеет разные причины, бюджетный дефицит может быть как следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры, так и результатом целенаправленной бюджетной политики. Более редкое, но всё же существующее явление профицит государственного бюджета, является антиподом дефициту и заключается в превышении доходов над расходами. В зависимости от причин возникновения и последствий, бюджетный дефицит и профицит могут рассматриваться одновременно как положительные, так и отрицательные явления.

Для борьбы с дефицитом и профицитом и установления баланса в государственном бюджете и экономике применяют одну из трех основных концепций: ежегодное балансирование бюджета, балансирование на протяжении всего экономического цикла или же балансирование экономики. Все эти методы направлены на достижение стабильности и процветания экономики страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гребенников П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.

Грязнова А.Г., Эскиндаров М.А., Юданов А.Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник; ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ"; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М: Кнорус, 2019.

Долганова Ю.С., Истомина Н.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019 – 356 с.

Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 516 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: Практикум – М.: Норма, 2018. – 400 с.

Нуреев Р.М. Макроэкономика: пособие для семинарских занятий — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 384 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.

Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 527 с.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013)// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

РБК //Режим доступа: https://www.rbc.ru

Просмотров работы: 7336