АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье представлен анализ профессионального стандарта «специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях»

В 2016 году Л.Н. Духанина [5], заместитель председателя комитета Думы по образованию и науке, заявляла о том, что медработник не присутствует в школах и не оказывает медицинскую помощь в полной мере: «Медработник в школе появляется 2-3 раза в неделю на ограниченное число времени», что говорит о необходимости вернуть медработников в школу на постоянной основе.

31 июля 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выпустило приказ о профессиональном стандарте «специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях» [2].

Профессиональный стандарт – нормативный документ, заключающий в себе требования к содержаниям и условиям труда, компетентности и квалификации работников. Актуальность анализа данной профессионального стандарта заключается в том, что он вышел сравнительно недавно и выпускникам, собирающимся действовать в его рамках, необходимо понимать все условия.

Для оказания медицинской помощи в учреждении должна быть лицензия, разрешающая данную деятельность. В большинстве школ нет такой лицензии, соответственно, функционал медицинского работника по большей части ограничен вызовом скорой помощи. По данным Министерства просвещения РФ медкабинеты, соответствующие лицензионным стандартам, присутствуют только в 55% школ [3].

Основными причинами отсутствия лицензии называются:

недостаток медицинских сотрудников;

недостаточное оборудование медицинских кабинетов.

Медицинские сестры же, даже при наличии подобных кабинетов и лицензий, не всегда присутствуют на рабочем месте – большинство совмещает работу в образовательной организации с работой в поликлинике или амбулатории [1].

Организовать оказание первичной медико-санитарной помощи учащимся должны органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательное учреждение обязано только предоставить помещение. Данное требование изложено в приказе Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Именно поэтому медицинское обслуживание в учебном учреждении, в том числе в школе, должна осуществлять медицинская организация, которая в своем штате имеет лиц с медицинским или иным специальным профильным образованием, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности. Об этом говорится в статье 2 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

После утверждения профессионального стандарта предполагается включить в штатное расписание должность школьного медицинского работника на постоянной основе. Работать специалист сможет только в школе с полученной медицинской лицензией, что несколько ограничивает выбор места работы.

Рассмотрим содержание профессионального стандарта.

Документ содержит требования к образованию специалиста: высшее медицинское образование – бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся. Требования к опыту практической работы не предъявляются. К особым условиям допуска к работе относятся: прохождение обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, отсутствие ограничения на занятие профессиональной деятельностью.

Основной трудовой функцией является оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях. К данной обобщенной функции относятся частные:

1) Организация и работа по проведению медицинских профилактических осмотров и скриниг-обследований обучающихся.

2) Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни.

3) Профилактика факторов риска для здоровья обучающихся, определяемых условиями обучения и воспитания в образовательных организациях, контроль проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

4) Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

5) Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме.

6) Оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Специалист, реализуя данные функции, должен уметь:

1) Организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры, разрабатывать индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий в зависимости от группы здоровья обучающегося, выявлять у обучающихся факторы риска развития заболеваний, формировать обучающихся по группам здоровья для оптимальной организации процессов обучения, собирать и анализировать получаемую информацию о здоровье, проводить скрининг-обследование по базовой скрининговой программе и интерпретировать результаты.

2) К особым умениям относятся умение: выявлять нарушения осанки визуальным методом, проводить платнографию, измерять АД, частоту пульса и дыхания, измерять массу и длину тела, определять силу мышц кисти, определять остроту зрения, выявлять предмиопию по тесту Малиновского, использовать тест Рейнеке для выявления нарушения бинокулярного зрения, выявлять нарушения остроты слуха, проводить экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче.

3) Разрабатывать и проводить просветительские мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, проводить гигиеническое обучение, разрабатывать программы подготовки и проводить мероприятия по подготовке обучающихся к созданию семьи, профилактике ЗППП и подростковых беременностей.

4) Уметь проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинского инструментария.

5) Уметь применять лекарственные препараты, в том числе иммунобиологические, медицинские изделия.

6) Оценивать напряженность учебной деятельности, проводить оценку технических средств обучения и воспитания на их соответствие нормативным актам РФ. Осуществлять контроль за составлением программы производственного контроля в образовательных организациях и проводить анализ результатов.

7) Извещать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном, паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.

8) Анализировать основные медико-статистические показатели. Оформлять, хранить и предоставлять справочно-информационные служебные документы.

9) Распознавать состояние больного, требующего оказание медицинской помощи в неотложной форме, оценивать состояние здоровья и оказывать неотложную медико-санитарную помощь. Действовать с соблюдением правил асептики и антисептики.

10) Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации, применять лекарственные средства при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

При этом специалист должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики. Соблюдать врачебную тайну, знать принципы этики и деонтологии в работе с обучающимися, их законными представителями и коллегами.

Рассмотрев профессиональный стандарт, можно отметить всеобъемлемость знаний, коими должен обладать профессионал. При соблюдении обязанностей образовательных организаций, а именно получение медицинской лицензии и оборудование медицинского кабинета, специалисты смогут занять рабочие места. Данное событие снимет нагрузку с подстанций скорой медицинской помощи, сейчас оказывающих помощь в большинстве стандартных ситуаций.

Список использованной литературы

Первый выпуска бакалавров школьной медицины. / [Электронный ресурс] / Российское образование федеральный портал. – 2002-2020. – Электр. дан. – Режим доступа: https://edu.ru/news/shkola/v-2021-godu-sostoitsya-pervyy-vypusk-bakalavrov-sh/ (дата обращения 29.11.2020).

Профессиональный стандарт "Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях". [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - 2020. - Электр. дан. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/565612513 (дата обращения: 21.09.2020).

Медкабинет должен появиться в каждой школе. [Электронный ресурс] / Парламентская газета: издание Федерального Собрания РФ. – 2011-2020. – Электр. дан. – Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/medkabinet-dolzhen-poyavitsya-v-kazhdoy-shkole.html (дата обращения 20.12.2020)

Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс] / Министерство Здравоохранения Российской Федерации. - 2020 – Электр. дан. - Режим доступа: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/ metrecom207.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

Надо вернуть медработника в школу. / [Электронный ресурс] / Информационно-образовательный портал Phaethon. – 2011 – 2020. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.faito.ru/news/show_news.php?subaction =showfull&id=1479921169&archive=&template=Headlines

Просмотров работы: 57