МЕЧТЫ И ИДЕАЛЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕЧТЫ И ИДЕАЛЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Сошникова Т.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в любом возрасте имеются свои особенности, свои трудности. Не является исключением и юношеский возраст.

Юношеский возраст – стадия онтогенетического формирования между подростковым возрастом и взрослостью. Начало периода юности связывают с переходом человека в старшие классы школы. В периоде юности различают два этапа: ранняя юность (15-17 лет) и собственно юность (от 17 до 23 лет).

Мечта – механизм создания образов желаемого будущего. Действенность мечты – нужное условие олицетворения в жизнь креативных идей подростка, которые направлены на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле выступают движущей силой действий и поступков юноши, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть сложности, противостоять неблагоприятным влияниям.

Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых термином «мечта», во многом аналогична явлениям интереса. Аналогично тому, как интересом иногда называют простую заинтересованность в чем-либо как в средстве достижения некой задачи, так и мечтой часто именуют одно только сильное желание. Равным образом страстное желание часто рождает мечту в более полном и строгом значении этого слова.

Зарубежные, основным образом психоаналитические, концепции мечты ставят в тесную связь с фрустрацией. Имеется достаточно существенный процент инцидентов, когда мечта впервые появляется у подростка-школьника не в результате фрустрации, а, напротив, как реакция на успех, одобрение, на захватывающее зрелище и т.д. Возникшая даже под влиянием фрустрации, мечта продолжает “жить” в сознании ученика и после того, как первоначально породившие ее причины исчезли. Не случайно некоторые подростки упоминают, что впоследствии они начинали чаще всего мечтать, оказавшись в одиночестве, на скучном уроке или дома, то есть в состоянии известного эмоционального голодания.

Динамика мечты, таким образов, заключается в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую (чаще всего травмирующую) внешнюю ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

Оценивая мечты, мы обычно фиксируем свое внимание на целях, которые в них представлены. По мнению современных психологов, еще более важное значение мечтаний молодежи заключается в том, что в них «проектируется» их предстоящее отношение к миру.

Таким образом, мечта – это важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности.

Очевидно, очень важна роль мечты в юношеском возрасте, хотя для людей креативного склада она, бесспорно, сохраняет свое большое значение на протяжении всей их жизни. Фантазии и мечты призваны удовлетворять индивидуальные потребности человека.

В юношеском возрасте, когда личностное развитие становится преобладающим, особое значение приобретает мечта как образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые заветные намерения и потребности. В мечтах юноша строит желаемую индивидуальную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Нередко мечты бывают нереальными, т.е. определена лишь цель, но не методы ее достижения, однако на этапе юношеского возраста это все равно имеет позитивный характер, так как помогает подростку в воображаемом плане «перебрать» разные вариации предстоящего, предпочесть свой путь решения проблемы.

Юношеский возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов.

Идеал (нравственный) – представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, выражающее исторически определенное понимание цели жизни.

В тесной связи с формированием убеждений и миропонимания складываются моральные идеалы юношества. Эти идеалы выступают вполне глубокими, содержательными, действенными и, служа своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. И если у младшего подростка идеалом традиционно служит какой либо определенный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств (чаще всего это родители, преподаватели, герои любимых книг и кинокартин), то у старших подростков и юношества в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как комплекс идеальных качеств. В мечтах воплощается идеал, к которому они стремятся.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Идеалы образуются под особенно большим и прямым общественным влиянием. Решающую роль в формировании идеалов учащихся играет школа. Уже самый механизм обучения – его содержание, приемы и формы – не только обогащают учащихся знаниями, но и воспитывает у них конкретные взоры, закладывает основу их миропонимания, формирует этические черты личности, а на этой общей основе – и личные идеалы.

Для создания идеалов обучающихся существенное значение приобретает этическая самооценка – умение оценивать собственные этические качества, черты своего характера, своё поведение, свои взгляды, свои позитивные и отрицательные стороны. Если у человека не выработалось данной самооценки, если он не знает себя, если не знает какие собственные качества нужно укреплять и развивать, а какие в себе преодолевать, если он не умеет оценивать собственных поступков, своих желаний и стремлений, – то тогда и выбор идеала оказывается затруднительным. Тогда идеал может превратиться в пустое мечтательство.

Развитие идеалов обучающихся не ограничивается рамками школьного обучения, оно протекает и в системе внешкольного воспитания. И здесь, через все каналы идёт механизм обогащения учащихся научными, психологическими и моральными понятиями, механизм формирования их научных, учебных и эстетических интересов, ознакомление их с биографиями, выработка у учащихся моральных оценок и самооценок.

Идеалы – основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, помогает не только отражать реальность, но и ориентирует личность на изменение, развитие. Таким образом, и мечта, как воплощение идеалов, может выступать в качестве критерия формирования индивидуума в юношеском возрасте.

Список литературы:

1. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

Просмотров работы: 474