СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЦФО И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЦФО И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Балаянц А.А. 1, Макарьева Е.А. 1
1Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Центральный федеральный округ (ЦФО) – федеральный округ Российской Федерации на западе ее европейской части. Образован Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года. Округ в своем составе имеет 18 субъектов.

Центральный федеральный округ лидирует среди федеральных округов по всем основным показателям социально-экономического развития, а важнейшими предпосылками развития хозяйства ЦФО являются выгодное экономико-географическое положение, созданный производственный и научно-технический потенциал и развитая инфраструктура.

Хозяйственный комплекс ЦФО является весьма диверсифицированным, но все же особое место в нем занимает промышленность. В которой занято более 22% от общей численности занятых в экономике и свыше 35% работающих в основных отраслях материального производства. [7]

На рисунке 1 представлено распределение отраслей материального производства в ЦФО (%).

Рассмотрев диаграмму, можно сделать вывод, что легкая промышленность занимает большую часть материального производства, а машиностроение и химическая промышленность находится примерно на одинаковом уровне.

Рисунок 1 – Распределение отраслей материального производства в ЦФО (%)

Административным центром и крупнейшим городом округа является Москва. Центральный федеральный округ занимает 3,8% территории России, на его долю приходится 26,8% населения страны. Население округа на 1 января 2018 г. составило 39 311 400 чел. Территория ЦФО составляет 650,3 тыс. км квадратных. В экономике ЦФО ведущее место занимает Московский регион (Москва и Московская область), обеспечивая 84% поступлений в федеральный бюджет.

Анализ сложившихся тенденций и характера уровня жизни населения страны важен сейчас для понимания того, с каким багажом и какими настроениями оказалось российское общество перед лицом неожиданно развернувшихся проблем. И в этом контексте обзор динамики уровня жизни населения России представляется необходимым.

Эпидемиологический фактор разрастания экономического кризиса (такое определение текущей экономической ситуации уже не оспаривается) для нашей страны оказался усугублен обвальным падением цен на нефть. Еще в конце прошлого года ситуация на нефтяном рынке внушала опасения [5], а в начале марта нынешнего года стало известно о срыве переговоров ОПЕК+ по сокращению производства нефти, что, на фоне сокращающегося мирового спроса, привело к двукратному падению цен на нефть. Примерно в это же время – 11 марта – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии COVID-19. [1]

Насколько можно судить по уже опубликованным данным, в первые два месяца 2020 г. сохранялись сложившиеся в предыдущие годы социально-экономические тренды в денежных доходах населения, инфляции на потребительском рынке и инфляционных ожиданиях населения, платежеспособном спросе, кредитном и сберегательном поведении, общественных настроениях и ожиданиях на будущее. То же самое можно сказать и об общественном мнении – опросные данные подтверждали слабопозитивный фон, который, как и в предыдущие годы, опирался на механизмы негативной адаптации, и поэтому не являлся предвестником и источником позитивных перемен.

Начиная со второй декады марта, ситуация в секторе домашних хозяйств стала быстро меняться. Всплеск спроса на продукты питания и товары первой необходимости быстро захлебнулся. Судя по доступным ежедневным данным о динамике спроса на основные продукты питания пик покупок пришелся на 17 марта, затем ситуация стабилизировалась.

Далее, на рисунке 2 представлен график уровня инфляции на 2020 год по месяцам. По итогам первого квартала 2020 г. сохранились относительно низкие темпы инфляции на потребительском рынке: ИПЦ составил 102,4% в годовом выражении, в том числе по продовольственным товарам – 102,0%. Помогла тенденция замедления инфляции ниже целевого уровня, сложившаяся еще в прошлом году. В дальнейшем следует ожидать ускорения темпов инфляции: за первую неделю апреля среднесуточный прирост цен составил 0,047%, что в разы больше уровня апреля 2019 г. – 0,010%. [2]

Рисунок 2 – уровень инфляции на 2020 год по месяцам (%)

Индикаторы субъективных настроений, опубликованные в марте разными источниками, показывают существенно различающиеся картины в зависимости от того, в какие дни месяца проходил сбор информации. По мартовским данным ИнФОМ, инфляционные ожидания и потребительские настроения оставались в тренде предыдущих месяцев (опрос проводился 2-11 марта) – по сравнению с началом года индекс потребительских настроений (ИПН) увеличился на 1 пункт, инфляционные ожидания (прямые оценки, медиана) продолжали снижаться. [3] Такие же спокойные данные опубликовал и Росстат (опрос проводился в феврале 2020 г.).[2] Напротив, по данным Левада Центра ИПН в марте снизился почти на 20% по сравнению с началом года (опрос проводился 19-25 марта). [8]

Введение режима самоизоляции с 26 марта стало началом жесткого ограничения платежеспособного спроса населения. Например, аналитики Сбербанка сообщают, что по результатам первой недели клиенты банка почти на четверть сократили свои расходы по картам. [4]

Масштабы новейшего экономического кризиса мы узнаем в некотором отдаленном будущем, горизонты которого во многом зависят от динамики эпидемиологической кривой не только в нашей стране, но и во всем мире. Точно также еще предстоит оценить эффективность предпринимаемых мер защиты. После этого потребуются и восстановительные меры, поскольку выход из текущего экстраординарного режима не будет простым. И их эффективность тоже будет предметом исследований.

В 2019 г. не удалось преодолеть сложившиеся в предыдущие годы неблагоприятные тенденции в динамике реальных располагаемых денежных доходов населения – по предварительным данным, их рост составил менее 1% годовых. Темпы роста реальной заработной платы продолжали тормозиться, но увеличился рост реальных пенсий (за счет опережающего снижения темпов инфляции).

Переход к политике таргетирования инфляции с 2015 г. не позволил смягчить влияние спада экономики на динамику денежных доходов населения, которые после всплеска кризисных явлений в 2014 г. подверглись значительному давлению. Несмотря на продолжающийся рост номинальных денежных доходов, инфляционные процессы, особенно интенсивные в начале рассматриваемого периода, привели к тому, что в реальном выражении денежные доходы снижались несколько лет подряд с 2014 г. по 2017 г.

В 2018-2019 гг. можно говорить об их стабилизации на околонулевом уровне. В первом полугодии 2018 г. некоторый рост реальных денежных доходов был связан в определенной мере с повышением зарплат в бюджетном секторе (в рамках исполнения майских указов), а также продолжающимся снижением инфляции. В целом за 2018 г. положительную тенденцию роста реальных денежных доходов едва удалось удержать на фоне ускорившейся во второй половине года инфляции. Увеличение реальных (и реальных располагаемых) денежных доходов в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Составило символические 0,1%. [2]

Общая характеристика экономической ситуации в Воронежской области. В ключевых сферах реального сектора экономики Воронежской области по итогам 9 месяцев 2020 года сохранилась позитивная динамика. Однако, вследствие принятых ограничений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции, продолжилась тенденция снижения покупательной активности в сфере потребления. [6]

Рисунок 3 – Показатели социально экономического развития за январь-сентябрь 2020 года (в % к существующему уровню прошлого года)

На рисунке 3 можно увидеть показатели экономического развития за январь-сентябрь 2020 года (в % к существующему уровню прошлого года). Промышленное производство возросло на 6,8% к январю-сентябрю 2019 года (в РФ – падение на 2,9%). Рост производства в целом по промышленности региона обеспечен положительной динамикой в следующих отраслях промышленной специализации: добыче полезных ископаемых - 100,1% (в РФ - 93,5%), обрабатывающих производствах – 105% (в РФ – 100%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха – 123,1% (в РФ – 97,3%). Отрицательная динамика отмечена по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 96,6% (в РФ - 94,2%).

Объем сельскохозяйственного производства вырос на 5,6% к январю-марту прошлого года (в России – 103%), в том числе основных видов продукции животноводства: мяса – на 5,7%, молока – на 7% (в среднем по России значения показателей ниже – 104,6%, 104,9%, соответственно). Производство яиц в регионе - 100,3% к уровню соответствующего периода прошлого года (в России - 101,1%).Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» незначительно снизился и составил 93,6% к соответствующему периоду 2019 года (в РФ - 99,6%). Ввод жилья составил 828,9 тыс. кв. метров, или 75,1% к январю-сентябрю 2019 года (в РФ- 93,3%).

Потребительский спрос в сфере торговли продолжил падение и оборот розничной торговли составил 93,9% к январю-сентябрю 2019 года (в РФ - 95,2%). Объем платных услуг, оказанных населению, снизился на 20,4 процента (в РФ - снижение - на 18,7%). Индекс потребительских цен по полному кругу товаров и услуг составил в сентябре 2020 года к декабрю 2019 года 104,3% (в РФ - 102,9%), в январе-сентябре т. г. К соответствующему периоду прошлого года - 103,9 процента (103%).

По итогам января-августа 2020 года рост реальной заработной платы (темп роста номинальной заработной платы, скорректированный на динамику роста цен) составил 103,7% (в РФ - 102,6%). Номинальная заработная плата увеличилась на 5,9% (в РФ – на 5,6%) и составила 49 440 рублей. [6]

В условиях эпидемиологических ограничений, снижения платежеспособного спроса населения показатели таких сегментов потребительского рынка, как розничный товарооборот и платные услуги населению, сложились ниже уровня прошлого года.

Рисунок 4 – Оборот розничной торговли (в % к существующему уровню прошлого года)

Рассмотрев график на рисунке 4, можно заметить, что в январе-сентябре 2020 года объем оборота розничной торговли снизился на 6,1 % к уровню соответствующего периода 2019 года, и составил 416,9 млрд рублей (по РФ – на 4,8 процента), объем платных услуг - на 20,4 % (по РФ – на 18,7 процента).

Рисунок 5 – Структура формирования оборота розничной торговли по видам товаров (в % к итогу)

По графику на рисунке 5 можно понять, что в структуре оборота розничной торговли преобладают непродовольственные товары, их удельный вес составил 55,9 %, что на 2,9 % ниже уровня соответствующего 2019 года. По сравнению с уровнем предыдущего года оборот пищевых продуктов уменьшился на 1,1 %, непродовольственных товаров – на 9,7 процента.

Рисунок 6 – Структура формирования оборота розничной торговли (в % к итогу)

На рисунке 6 видно, что сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), где их доля в структуре оборота розничной торговли составила 94,7 процента. Доля продажи товаров на рынках и ярмарках в обороте розничной торговли составила 5,3%, уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6 процентных пункта. [6]

По итогам января-августа 2020 года рост реальной заработной платы (темп роста номинальной заработной платы, скорректированный на динамику роста цен) составил 103,7% (в РФ - 102,6%). Номинальная заработная плата увеличилась на 5,9% (в РФ – на 5,6%) и составила 35 329,2 рублей.

По данным Воронежстат на 01.10.2020 просроченная задолженность по заработной плате составила 13323 тыс. рублей и сформирована одной организацией ООО «ВУДВИЛЛЬ» (признано банкротом).

Введение ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции повлекло за собой ухудшение основных параметров рынка труда Воронежской области.

По состоянию на 01.10.2020 в органах службы занятости населения Воронежской области зарегистрировано в качестве безработных 50,4 тыс. чел., работодателями заявлена информация о наличии 22,6 тыс. вакантных рабочих мест. Уровень регистрируемой безработицы – 4,3 %, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, претендующих на одну вакансию) – 2,5 единиц. [6]

Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.

В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).

ЦФО – макрорегион, где наиболее развита обрабатывающая промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.

Округ обладает самым мощным в России научно-техническим потенциалом и наибольшим числом квалифицированных кадров. Здесь сосредоточено более половины всех предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России; большинство финансово-кредитных организаций; треть научно-исследовательских организаций, в которых занято почти половина всех научных работников; третья часть всех высших учебных заведений страны (и, соответственно, студентов); более половины наукоградов. Структура ВВП Московской агломерации (60% – сфера услуг) соответствует постиндустриальной стадии развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Официальная информация о коронавирусе в России [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://стопкоронавирус.рф/

2. «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

3. Краткий отчет ИнФОМ, март 2020 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/27761/inFOM_20-03.pdf

4. Новости Черноземья. РБК [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://chr.rbc.ru/

5. Комментарии о государстве и бизнесе №266, март 2020 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2020/03/26/1552984663/KGB_266.pdf

6. Портал Воронежской области [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.govvrn.ru/

7. Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://cfo.gov.ru/spisokregionov/

8. Социально-экономические индикаторы. Левада-центр [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/

Просмотров работы: 132