Исследование читательских предпочтений старшеклассников - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследование читательских предпочтений старшеклассников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтение –один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством на протяжении веков, средство образования и воспитания личности. Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с качеством получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время, когда технологии позволяют нам получить быстрый доступ к любой интересующей информации статус чтения, его роль и отношение к нему сильно изменилось. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь именно классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на развитие нравственных качеств подрастающего поколения, воображения, а также на способность грамотно выражать свои мысли.

Читательские предпочтения подростка складываются под влиянием множества факторов, в том числе, они формируются и в образовательном процессе школы, где ребенок в возрасте от 11 до 16 лет проводит от 20 до 40 часов в неделю. Таким образом, несмотря на то, что школа не является единственным и определяющим фактором развития культуры чтения, ее роль в этом плане, без сомнения, достаточно велика. Исключительное положение школы в обществе дает ей возможность эффективного влияния на эту сферу развития личности ребенка. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют о том, что круг свободного чтения подростков достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности подрастающего поколения, что и делает тему данного исследования актуальным.

Прослеживается тенденция потери навыков чтения среди подростков и значительного изменения их читательских интересов, что и обусловливает необходимость проведения сравнительного исследования читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях.

Таким образом, цельданной работы понять какие предпочтения отдают старшеклассники при выборе книг для досугового времяпрепровождения.

В XIX веке детское чтение по праву считалось важнейшим средством воспитания души подрастающего поколения. Так, В. Г. Белинский отмечал великую роль чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы 5 основных задач воспитания посредством художественных произведений, печатавшихся на страницах журнала:

возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;

поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни. [Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина [и др.]. М.: МГИК, 1992. – с. 77]

Великий русский педагог К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности человека отводил чтению, но советовал не спешить обучать детей чтению, так как считал, что само по себе чтение- не главное. [Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина [и др.]. М.: МГИК, 1992. – с. 46] Гораздо важнее ЧТО читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Важно подготовить ребенка к чтению, сделать его интересным. Книги К.Д. Ушинского и по сей день являются реальными морально-нравственными уроками для детей.

Умение читать подразделяется на несколько взаимосвязанных уровней: на первом, человек учится узнавать буквы и складывать их в слова, на втором – читать вслух, на третьем - читать про себя и на последнем – рефлектировать по поводу прочитанного, критически его осмысливать. И, освоив все эти четыре уровня навыка чтения, ты становишься полноценным, грамотным читателем. Культура личности во многом складывается из культуры чтения, которая отражает многие составляющие развития личности. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного, востребованного человека. 

Литературное развитие – процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе, при усвоении учебного курса литературы, и в широком внешкольном общении с искусством.

В.Г. Маранцман выделяет следующие критерии литературного развития учащихся:

1. Начитанность школьника, направленность его читательских интересов. Любовь к чтению, потребность в книге.

2. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.

3. Объем историко и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста.

4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость; активность и объективность читательского воображения, воспроизводящего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказы), аналитическом (размышление над прочитанным), синтезирующем (концепция, произведения в целом), осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.

5. Связанные с анализом художественного произведения умения.

6. Способность и умения, связанные с литературно-творческой деятельность учащихся. [Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 класс. Под ред. В. Г. Маранцмана]

Именно благодаря литературе ребенок познаёт нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие прекрасного. Чтение художественной литературы формирует ребенка, как личность с морально-этическими представлениями, чувствами и оценками, которые помогают ему развиваться в обществе. Ребёнок начинает понимать понятия добра и зла. Произведения, включенные в программу школы, несут идеи доброты, справедливости, рассказывают о красоте и величии Родины, о дружбе и труде народов, о благородных и смелых людях, о борьбе добра и зла.

Если же говорить о конкретных функциях чтения в развитии и становлении личности, то стоит выделить:

Развитие воображения и креативности.

Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, визуализируясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такого рода «упражнения» прекрасно тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру». Кроме того, чтение «Чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея для решения давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить жизнь.

Сохранение психического здоровья.

По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные психические нарушения, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. Все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела - физическая тренировка. Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму избавиться от стресса.

Уверенность в себе и своих силах.

Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными в себе. Неудивительно, ведь начитанный человек достаточно эрудирован, способен продемонстрировать свои знания в разговоре и, в целом, поддержать почти любую беседу. Таким образом, человек непроизвольно начинает чувствовать себя более уверенно и собрано, что способствует формированию адекватного уровня самооценки.

Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности.

Чтение также играет немаловажную роль и в речевом развитии человека. Обогащаясь через книгу, речь становится четкой, правильной, осмысленной и содержательной, а выражение чувств и мыслей не вызывает сложностей.

Развитие памяти и мышления.

По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Кроме того, для понимания книги и дальнейшего развития сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры внешний вид героев, их взаимосвязь и отношения между собой, детали интерьеров и окружающего мира и т. д. Это хорошо тренирует как память в частности, так и мышление в целом.

Расширение кругозора.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта-наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, человек может предостеречь себя от совершения ошибок. Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран.

Самосовершенствование и саморазвитие.

Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, развитие, достижение новых целей.

В целях выяснения читательских предпочтений старшеклассников был проведён опрос среди учеников 9-11 классов. В опросе приняло участие 25 человек разных возрастов, обучающихся на данный момент в 9-11 классах.

Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной нами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим вопросам данного исследования:

Пол

Возраст

Класс, в котором учится анкетируемый

Любимый/ любимые жанр (-ы) (детективы и триллеры, ужасы, поэзия, документальная литература (биографии, мемуары, искусство, критика и т. д.), фантастика, романтические произведения, приключения, научно-популярная литература (психология, саморазвитие и т. д.))

Примеры прочитанных произведений того жанра, который анкетируемый выбрал в предыдущем вопросе

Сколько страниц чаще всего составляют книги читаемые анкетируемым (100-200 страниц; 200-400 страниц (и более); 300-600 страниц; Предпочитаю короткие рассказы; 500-1000 страниц)

Имена трёх любимых авторов

Произведения школьной программы, а) которые запомнились; б) которые полюбили; в) которые не понравились; г) планируете перечитать; д) посоветовали бы друзьям

Не программные произведения, а) которые запомнились; б) которые полюбили; в) которые не понравились; г) планируете перечитать; д) посоветовали бы друзьям

Время года, в которое анкетируемый предпочитает читать (летом, во время учебного года, круглый год)

Когда анкетируемый предпочитает читать (вечером, в будние дни; на выходных/каникулах; в любое свободное время)

Какой формат книг предпочитает анкетируемый? (книги в бумажном варианте, электронные книги, аудиокниги)

Если анкетируемый читает книгу в электронном варианте, то какой гаджет он обычно использует? (смартфон, планшет, электронная книга (специальное устройство); я не читаю электронные книги)

Продолжите предложение: "Обычно я ......" (Покупаю/заказываю книги в магазинах/онлайн-магазинах; Покупаю электронные версии книг в онлайн-магазинах/мобильных приложениях; Скачиваю электронные версии книг бесплатно в интернете; Беру в библиотеках)

О чём анкетируемый любит читать книги? Какие темы ему интересны? (О войне, О любви, О сверстниках, О животных/птицах, О спорте, О будущем, Об исторических событиях, Другое)

О чём анкетируемый НЕ любит читать книги? Какие темы ему НЕ интересны? (О войне, О любви, О сверстниках, О животных/птицах, О спорте, О будущем, Об исторических событиях, Другое)

Как много времени анкетируемый проводит в соц. сетях? (Не считаю; Не больше часа; Около 3 часов в день; Весь день; Очень редко и ненадолго захожу в соц. сети)

Для чего анкетируемый использует соц. сети? (Для общения; Для чтения; Для обучения; Смотрю картинки и видео; Веду свой блог/делюсь своим творчеством; Другое)

После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников.

В опросе участвовало 20 девочек (80%) и 5 мальчиков (20%).

Из 25 человек – трём респондентам (12%) 15 лет, десяти респондентам 16 лет (40%), восьми респондентам 17 лет (32%) и четырём респондентам 18 лет (16%).

Из 25 человек – 14 респондентов обучаются в 11 классе (56%), 7 респондентов обучаются в 10 классе (28%), 4 человека обучаются в 9 классе (16%).

Самым популярным жанром среди предложенных оказался – «Романтические произведения», его выбрали 14 респондентов (56%)

На втором месте оказались «Детективы и триллеры», их выбрали 13 респондентов (52%)

На третьем месте оказался жанр «Приключения», его выбрали 12 респондентов (48%)

Остальные жанры выбирали от 4 до 10 респондентов.

В качестве примеров, выбранных в предыдущем вопросе жанров, респондентами были выбраны такие произведения:

«1408», «До встречи с тобой», «Океан в конце дороги», «Хоббит», «Властелин колец», «Аномальные каникулы», «Бегущий в лабиринте», «Марсианин»

Агата Кристи "Убийство по алфавиту" , Джон Бойн " Мальчик на вершине горы", "Всадник без головы"

«Сияние», Стивен Кинг

«Часодеи»; «Пардус»; «Пандемониум»; «Гарри Поттер»; «Дарители»; «Нуара»

«Хроники Эмбера», «Дозоры», «Метро», «Сталкер», «Марсианин»

«Сияние», «Кладбище домашних животных»

"Машина времени", Герберт Уэлс

А.С. Грин "Алые паруса" М.Е.Литвак "Психологическое айкидо"

«Анна Каренина» Л.Толстой

«Охота на Пиранью»; «Руслан и Людмила»; «В августе 44-го...»

Высший замысел С. Хокинга

«Поющие в терновнике»

«Великий Гэтсби»

"Числа. Трилогия" Рейчел Уорд. "Тонкое искусство пофигизма" Марк Мэнсон. "Оно" Стивен Кинг. Все части Гарри Поттера.

«Люди в белых хламидах», «Гарри Поттер», «Таня Гроттер», «Белый клык», «Один шанс», «Один миг», «Шерлок Холмс»

«После», «Мою лучший враг», «50 оттенков серого»

«Ребекка», «Убийство в восточном экспрессе», «Леопард»

«Поллианна», «Дом странных детей», «Когда здесь была Марни»

"Девочка с портрета" Холли Веб, "Собачье сердце" Михаил Булгаков,

Все книги Стивена Кинга

Джон Дуглас "Охотник за разумом", Сергей Познышев "Мотивы убийцы", Юкито Аяцудзи "Убийца в десятиугольном доме"

Надежда Кузьмина: Тимиредис, Наследница драконов. Милена Завойчинская: «Дом на перекрестке», «Попала», «13 невеста», Лермонтов, Шолохов. Д. Донцова

Из 25 респондентов 12 человек (48%) выбирают книги объёмом 300-600 страниц, 9 человек (36%) выбирают книги объёмом 200-400 страниц, 2 человека – 500-1000 страниц и только 2 человека выбрали варианты «100-200 страниц» и «Предпочитаю короткие рассказы».

Среди любимых авторов были названы:

Анна Тодд, Э.Л. Джеймс, Джон Гринн, А. П. Чехов, Марк Мэнсон, И. А. Бунин, С. Есенин, Л. А. Рубальсьская, Герберт Уэлс, Сергей Лукьяненко, И. С. Тургенев, А. Куприн, Д. С. Лихачёв, Ф. М. Достоевский, Стивен Кинг, А. Дюма, С. Цвейг, Э. М. Ремарк, С. Довлатов, Коллин Макалоу, Теодор Драйзер, Марина Цветаева, А. Пушкин, Рей Брэдбери, Наталья Щерба, Джоан Роулинг, Ольга Обская, Дарья Донцова, Джек Лондон, Пак Джун, Чхве Габ Су, А. Блок, Л. Н. Толстой, М. В. Лермонтов, В. О. Богомолов, А. А. Бушков, Рами Малек, Стеллан Скарсград, Риз Ахмед, Соммерсет Моэм, Джоджо Мойес, Джен Синсеро, Сурен Цормудян, Холли Веб, Нил Гейман, Френсис Бернетт, Дмитрий Емец, С. Фицжеральд, М. А. Шолохов, Н. М. Кузьмина, М. Завойчинская.

На основе ответов на данный вопрос можно выделить нескольких авторов, которых выбрали более одного респондента:

Стивена Кинга – 4 респондента выбрали любимым автором, Пушкина – 3, Джоан Роулинг выбрали 2 респондента, Стефана Цвейга выбрали 2 респондента, Лермонтова -2, Достоевского – 2, Нила Геймана – 2, Джека Лондона - 2.

Также 3 человека выбрали ответ – «нет любимого (-ых) автора(-ов)».

На основе ответов на вопрос «Назовите произведения школьной программы, а) которые Вам запомнились; б) которые Вы полюбили; в) которые Вам не понравились; г) планируете перечитать; д) посоветовали бы друзьям» можно сделать вывод, что:

Произведения школьной программы, которые запомнились: Хоббит, Портрет Дориана Грея, Вий, 451 градус по Фаренгейту, Мёртвые души, Бедная Лиза, Муму, Преступление и наказание, История одного города, Мертвые души, Дубровский; Капитанская дочка; Тарас Бульба, Судьба человека, Герой нашего времени, Анна Каренина, Война и мир, Евгений Онегин, Тихий Дон, Кому на Руси жить хорошо, Фауст, Матренин двор, Куст сирени, Собачье сердце, Кавказ, Горе от ума, Алые Паруса, Тихий дон, Мастер и Маргарита, Вишневый сад, Гроза;

Самым часто выбираемым произведением в этой категории оказался «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтова.

Произведения школьной программы, которые полюбили: Портрет Дориана Грея, 451 градус по Фаренгейту, Ася, Отцы и дети, Красный цветок, поэзия Тютчева, Дубровский, Капитанская дочка, Судьба человека, Анна Каренина, Мастер и Маргарита, Тарас Бульба, Война и мир, Герой нашего времени, Кому на Руси жить хорошо, Евгений Онегин, Произведения Чехова, Белый клык, Ромео и Джульетта, Куст сирени, Бедная Лиза, Собачье сердце, Кавказ, Горе от ума, Гранатовый браслет, Тихий дон.

Самым часто выбираемым произведением в этой категории оказался Евгений Онегин

Произведения школьной программы, которые не понравились: Война и мир, Бедная Лиза, Василий Тёркин, Тарас Бульба, Недоросль, Старуха Изергиль, Мертвые души, Обломов, Мастер и Маргарита, Герой нашего времени, Преступление и наказание, Евгений Онегин, Вишневый сад, все произведения Бунина, Мандельштам, Брюсов;

Самым часто выбираемыми произведениями в этой категории оказались «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Произведения школьной программы, которые респонденты планируют перечитать: Отцы и дети, Преступление и наказание, Евгений Онегин, Мцыри, 451 градус по Фаренгейту, Дубровский, все произведения Достоевского, Бедная Лиза, Бородино, Война и мир, Идиот, Архипелаг ГУЛАГ, Белая гвардия, На дне, Записки сиротки, Собачье сердце, Тихий дон, Война и мир, Герой нашего времени.

Самым часто выбираемым произведением в этой категории оказался «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Произведения школьной программы, которые респонденты посоветовали бы друзьям: Хоббит, 451 градус по Фаренгейту, Портрет Дориана Грея, Муму, Капитанская дочка, Выстрел, Дом с мезонином, Тихий Дон, Судьба человека, Евгений Онегин, все произведения Чехова и Достоевского, Записки институтки, Айвенго, Преступление и наказание, Тихий дон.

Самым часто выбираемым произведением в этой категории оказался «Муму» И. С. Тургенева.

На основе ответов на вопрос «Назовите произведения НЕ школьной программы, а) которые Вам запомнились; б) которые Вы полюбили; в) которые Вам не понравились; г) планируете перечитать; д) посоветовали бы друзьям» можно сделать вывод, что:

Произведения НЕ школьной программы, которые запомнились: О. Генри "Последний лист", "Дары волхвов", Джон Бойн " Мальчик в полосатой пижаме", Настоящая принцесса; Нина; Ирка Хортица-суперведьма; Часодеи; Чародол; Гарри Поттер; Зерцали; Пардус; Пандемониум; Дарители; Мироискатели; Нуара; Техноведьма; Мастер и Маргарита; Трилунье; Витчхантеры; Лис Улисс; Перси Джексон, Портрет Дориана Грея, Достоевский "Братья Карамазовы", Пятнадцатилетний капитан; Портрет Дориана Грея, Три товарища, Всадник без головы, Отверженные, 50 оттенков серого, "Поллианна" Элеонор Портер; Маленькая принцесса, "Второго шанса не будет", " Девочка с портрета", "40 дней чтобы воскреснуть", " История кладбища", Туман, На мояк, Произведения Донцовой,

Произведения НЕ школьной программы, которые полюбили: Океан в конце дороги, Мальчик в полосатой пижаме, Бегущий в лабиринте (все части), Джон Бойн " Мальчик на вершине горы", Лихачёв "Обман", "Всадник без головы", Нина; Ирка Хортица-суперведьма; Часодеи; Чародол; Гарри Поттер; Зерцали; Пардус; Пандемониум; Дарители; Мироискатели; Нуара; Техноведьма; Мастер и Маргарита; Трилунье; Витчхантеры; Лис Улисс; Перси Джексон, Ш.Бронте "Джен Эйр", Тайфуны с нежными именами, Три товарища, Отверженные, Сто лет одиночества, Поющие в терновнике, Гарри Поттер, Таинственный сад, "Второго шанса не будет", " Девочка с портрета", "40 дней чтобы воскреснуть", " История кладбища", Мастер и Маргарита, Наследница драконов и Тимиредис.

Произведения НЕ школьной программы, которые не понравились: Вино из одуванчиков, 1984, "Удушье", Бодлер "Цветы зла", Поднятая целина; Честь имею, На Западном фронте без перемен, Вино из одуванчиков, "50 дней до моего самоубийства" Стейс Крамер, Дом в порубежье, "Растворимый кафка", Монумент 14.

Произведения НЕ школьной программы, которые респонденты планируют перечитать: Аномальные каникулы, Вино из одуванчиков, Мальчик на вершине горы", Лихачёв "Обман", "Всадник без головы", Любовь к жизни, Мариам Петросян, "Дом, в котором...", Коллин Маккалоу "Поющие в терновнике", Из тупика, Трагедии Шекспира, "Числа" Рейчел Уорд; Последний день приговоренного к смерти, " Каролина ", Сердца трёх, 13 невеста

Произведения НЕ школьной программы, которые респонденты посоветовали бы друзьям: Океан в конце дороги, Все вышеперечисленные Часодеи; Чародол; Гарри Поттер; Зерцали; Пардус; Пандемониум; Дарители; Мироискатели; Нуара; Техноведьма; Мастер и Маргарита;Лис Улисс; Перси Джексон, Джек Лондон "Мартин Иден", Великий Гэтсби, Поющие в терновнике, Произведения Марка Мэнсона, Мартин Иден, Наследница драконов и тимиредис.

Из 25 респондентов 14 (56%) человек предпочитает читать книги летом, 11 (44%) человек предпочитает читать круглый год.

Из 25 респондентов 16 человек (64%) читает книги в любое свободное время, 5 человек (20%) вечером, в будние дни, 4 человека (16%) читает на выходных/каникулах.

На вопрос какой формат книги предпочитают респонденты 21 раз (84%) выбрали вариант «в бумажном варианте», 9 раз (36%) выбрали вариант «в электронном виде» и только 2 раза (8%) респонденты выбрали вариант «аудиокниги».

Для прочтения книг в электронном формате из 25 респондентов 13 человек (52%) выбирают смартфон, 3 человека (12%) выбирают электронную книгу (специальное устройство), 3 человека (12%) выбирают планшет и 6 человек (24%) вообще не читают электронные книги.

15 из 25 респондентов берут книги в библиотеке, 12 – покупают, заказывают книги в магазинах/онлайн-магазинах, 10 человек скачивают электронные версии книг бесплатно в интернете и 2 человека покупают электронные версии книг в онлайн магазинах.

Самой популярной темой по результатам опроса является тема любви (выбрана 18 раз), на втором месте – книги о сверстниках (выбрана 13 раз) и на третьем – о будущем (выбрана 9 раз)

Самой непопулярной темой по результатам опроса является тема спорта (выбрана 13 раз), вторая по непопулярности – тема войны (выбрана 11 раз), третья – об исторических событиях (выбрана 10 раз)

На вопрос «Сколько времени вы проводите в соц. сетях?» 10 респондентов из 25 ответили – «весь день», 7 – «не считаю», 3 – «около трёх часов в день», 2 – «не больше часа» и 1 – «очень редко и ненадолго захожу в соц. сети»

Больше всего респонденты используют соц. сети для общения (выбрано 22 раза), а также для обучения и просмотра картинок и видео (выбрано по 15 раз).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что наиболее интересующие современных старшеклассников произведения связаны с фантастическим миром и вымышленными героями (Джоан Роулинг, Н. М. Кузьмина, М. Завойчинская), с любовными и романтическими сюжетами (Анна Тодд, Дарья Донцова и др.), а также произведения русской литературы из школьной программы (Чехов, Достоевский, Пушкин, Лермонтов).

На основе полученных результатов опроса, можно сделать вывод, что дети любят и читают книги разнообразных жанров и авторов, но каждый выбирает то, что ему больше нравится. Поэтому, для того чтобы развивать и усиливать интерес к чтению, важно проводить уроки внеклассного чтения и «часы чтения» с учётом желаний и интересов учащихся конкретного класса. А также рекомендовать детям литературу, которая могла бы им понравится по мнению учителя на основе уже прочитанных и понравившихся произведений.

Самыми популярными жанрами среди старшеклассников по результатам исследования являются романтические произведения, детективы и триллеры, а также приключения.

Респонденты предоставили довольно-таки обширный список прочитанной литературы, содержащий разнообразные произведения авторов русской и зарубежной литературы.

Среди любимых авторов были названы как зарубежные писатели (Стивен Кинг, Джоан Роулинг, Стефан Цвейг, Нил Гейман, Джек Лондон), так и русские классики, которых ребята проходят в школе (Пушкин, Лермонтов, Ф. М. Достоевский).

Несмотря на сильную занятость в старших классах в связи со сдачей экзаменов и поступлением, большинство ребят круглогодично читает книги в любое свободное время, а также не избегает объёмных по количеству страниц произведений.

Безусловно, мы не можем не акцентировать внимание, что по результатам опроса, социальные сети – бич современной молодёжи где они проводят почти всё своё свободное время, не всегда отдавая себе в этом отчёт.

Таким образом, на основе произведённого мной исследования можно сделать вывод, что хоть проблема нечитающего поколения была и остаётся актуальной по сей день, мы не можем сказать, что современные старшеклассники не читают совсем. Каждый подросток читает те книги, которые на данном жизненном этапе представляют для него интерес и отвечает его потребностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей детей [Текст] / Л.И. Беленькая. – М.: Книга, 1979. – 24 с.

Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. — 2002. — N 6. — С. 15–17.

Бестимец Т.Г. Воспитание у детей интернета к самостоятельному чтению [Текст] / Т.Г. Бестимец. – Библиотека учителя начальных классов, 2018. – №21-22. – 7 с.

Камалова Лера Ахтямовна Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.06.2020).

Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина [и др.]. М.: МГИК, 1992. - 222 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 класс [Электронный ресурс] / Под ред. В. Г. Маранцмана / URL: https://www.sinykova.ru/biblioteka/maranz_lit_5-9_kl/index.html (дата обращения 24.06.2020)

Что предпочитают читать наши дети [Электронный ресурс] // Голубева, Е.И. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале библиотечной социологии / Е.Н. Голубева. – URL: https://soc.rgdb.ru/list-of-reference/katalog-materialov/227-nedetskie-problemy-detskogo-chteniya-detskoe-chtenie-v-zerkale-bibliotechnoj-sotsiologii (дата обращения: 19.06.2020)

Просмотров работы: 439