С зарождением субкультурных объединений стало известно, что они массово влияют на общество и молодежь, в частности. Пытаясь отстраниться от общества и выделиться среди общей массы, молодые люди создали отдельные группы с различными интересами, которые активно отстаивают. Большинство исследований показывает негативное влияние данных групп на психоэмоциональное состояние молодых людей, в особенности подростков, так как именно в подростковый период наиболее активно происходит адаптация и проявляются интересы ко всему. Создано немало научных работ по данной сфере. Мы рассмотрим конкретное влияние данных объединений на психику молодежи. Речь пойдет о факторах, влияющих на сознание молодого человека, создание данных групп и вхождение в них.
Само понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, было открыто американским социологом Дэвидом Райзменом в середине двадцатого века. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, «субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности». Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. На постсоветском пространстве для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства.
Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960 – 70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений.
Таким образом, субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения и внешним видом. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу.
Таким образом, молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить, как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.
История возникновения и развития молодежных субкультур.
Трудно сказать, когда появились первые субкультуры в мире и в России. Даты их зарождения и формирования очень размыты. Первой западной субкультурой называют то движение «битников», то хиппи. В советской России уже в 40-50 годы зародилась субкультура стиляг, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги носили яркую, часто нелепую одежду, разговаривали на своем особом сленге, проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Именно движение стиляг в России стало первой волной субкультур.
Достижением этой первой волны стала своеобразная ломка стереотипов застойного периода культа личности. «Вторая волна» относится к концу 60 – началу 70 годов и приобретает важную свою оставляющую – рок-музыку. Представители субкультур становятся более аполитичными, возрастает интерес к различным мистическим, эзотерическим учениям и верованиям.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией». "Бум" российских молодежных субкультур приходится на 80-с-начало 90-х гг. Почему-то среди исследователей молодежных проблем принято считать, что этот молодежный субкультурный "бум" закончился к середине 90-х гг. На самом деле это не совсем так. С середины и до настоящего времени молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Появляются субкультуры "любителей пива" и сообщества наркоманов, новые крайние политические объединения, пацифические движения, различные фан-клубы, поклонники новых музыкальных течений, интернет-клубы, виртуальные компьютерные сообщества, представители нетрадиционных, религиозных учений.
Для того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности молодых людей, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных течений. Каждое из направлений молодежных субкультур проявляет четко определенные, отличные от других особенности поведения. Рассмотрим некоторые из них.
Готы
Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.
Готам свойственные довольно конкретные вкусы во всем. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.
Выделить специфическую идеологию данной субкультуры довольно сложно по нескольким причинам:
Первая из них заключается в особой важности настроения и эстетики, для тех, кто приписывает себя к этому течению – здесь явно видно влияние романтизма и неоромантизма. Притяжение к мрачному и таинственному у готов совпадает с приоритетами готической новеллы романтизма. В девятнадцатом веке чувство страха стало золотой жилой для писателей, ведь массы подхватили такой способ развлечения. По мере развития тенденции появились и фильмы ужасов.
Другая помеха для определения идеологии готов это их принципиальная аполитичность. В отличие от хиппи и Панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.
Таким образом, стиль готов отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образ типичного гота вписываются крашеные в радикальный черный волосы, глаза, подведенные черным, накрашенные черным лаком ногти, черная, выдержанная в одном стиле, одежда. Украшения обычно выполнены из серебра и включают в себя различные символы, например, кресты, пентаграммы и так далее.
Скинхеды
Одна из самых агрессивных молодежных субкультур – скинхеды или «бритоголовые» собирательное название представителей молодежной субкультуры, а также нескольких ее ответвлений. Первые упоминания о скинхедах встречались в Англии в конце 60-х годов ХХ века.
Скинхедам свойственна специфика:
Негативное отношение ко всем эмигрантам из Китая, Африки, Пакистана и др., считая, что они ведут оккупацию и захват русской земли, отбирают у россиян лучшие рабочие места, разрушают русскую культуру и распространяют культуру наркотиков.
По их законам скинхед не имеет права дружить с инородцами, старается не общаться с ними. Не допускается даже временное сотрудничество между белыми и черными людьми.
Скинхед должен стараться не пользоваться продуктами и изделиями азиатского происхождения.
Принимать помощь от инородца разрешается только в крайних случаях, а предлагать ему свою помощь строго запрещается.
Цель бритоголовых- возрождение белой России и уменьшение числа «нацменов» в стране. Их девиз- «Россия для русских!»
У скинхедов есть собственная пресса. Это журналы: «Белое сопротивление», «Отвертка», «Я бывалый». Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Коловрат», «Вандал». Тексты песен чрезвычайно агрессивны.
Таким образом, скинхеды, особенно молодые («пионеры»),- фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто устраивают драки с фанатами других клубов.
Панки
Понятие «панк» всегда отражало негатив и нецензурщину. Это слово известно со времен Шекспира. Основная характеристика субкультуры панков сводится к протесту. В первую очередь, этот протест был культурным: панки выступали против коммерции на сцене, стремились к хулиганству и драйву. Во вторую очередь, это был (и есть) социальный протест. Панки пренебрегают стандартными правилами эстетики, морали, нравственности.
Основная ценность с точки зрения панка – свобода. Она не может быть ограничена, и каждый может поступать так, как считает нужным. Что панки и делают, практически ни в чем не ограничиваясь.
Внешний вид панков:
Представители данной молодежной субкультуры всегда стремятся максимально шокировать и эпатировать окружающих. Потому они имеют соответствующий имидж:
Волосы. Большинство панков перекрашивают волосы в яркие цвета невероятных оттенков, начесывают, выбривают, фиксируют любым доступным способом в стиле «торчком». С 1980-х в среде панков огромной популярностью пользуется прическа «ирокез».
Одежда. Канонический панк носит рваные джинсы, заправленные или подвернутые под кеды или ботинки. Для повышения эффекта некоторые панки отмачивают джинсы в отбеливателе, благодаря чему достигается эффект рыжих разводов.
Главной чертой внешности панка является «мертвый» стиль. Его можно встретить на любом элементе одежды, гаджете, аксессуаре: черепа, знаки и т.д.
Таким образом, панки постоянно трансформируются, распространяются, растворяются в других субкультурах, но полностью никогда не исчезают. Его основные черты, такие, как протест против сложившегося строя, социальная направленность и стремление к личной свободе не теряют свою актуальность уже более полувека, и вряд ли потеряют. Панк жив, пока есть ограничение свободы, пока есть что-то, против чего можно протестовать.
Влияние субкультурных объединений на внутренний мир и психическое состояние молодежи.
Нельзя дать точного ответа хорошо или плохо влияет субкультура на общество и молодежь, в частности. Как говорится: «Все хорошо в меру». Подростки в период своего взросления пытаются найти себя и понять, что хотят от жизни вот и начинают применять разные облики субкультур, самое главное вовремя закончить с этим и не пропустить момент взросления. Но проблема в том, что не одна субкультура не призывает к построению карьеры, развитию личности, к семье и детям. Везде только безысходность, агрессия, алкоголь и отрицание всех норм, а такие позиции чреваты последствиями. С одной стороны, молодежь, относящаяся к субкультурам, имеет постоянное общение и увлекается тем, что им интересно. Так же это способствует социализации молодых людей, помогает так сказать реализовать свои желания, поднять свой авторитет в глазах товарищей. С другой стороны, это все зависит от самой субкультуры и от человека. Есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными, людьми тут, безусловно, они опасны для общества и их нужно опасаться. Если есть голова на плечах, то подросток никогда не попробует наркотики, не прыгнет с крыши или не совершит преступление. Хотя для родителей лучше, что бы ребенок просто занимался спортом, гулял и учился, но иногда бывает полезным вступить в какое-то общество, чтобы начать формировать свой характер. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а яркий вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем ребенок понимает, что ему это совсем не нужно. Можно относить себя к той или иной субкультуре.
Практическая часть
Чтобы исследовать влияние субкультур на внутренний мир и психическое состояние подростков правильнее всего будет опросить самих несовершеннолетних.
В рамках исследования были опрошены учащиеся 9-ых классов школы №6 и студенты 1 и 2 курсов. В анкетировании участвовало 50 человек.
Участникам предлагалось оценить, какое влияние оказывают субкультуры на внутренний мир и психическое состояние подростков.
Результаты оказались следующими. Среди опрошенных больше тех, кто считают, что субкультуры оказывают большое влияние на внутренний мир подростков (70%), вместе с тем, только 15% всех респондентов считают, что субкультуры влияют минимально на внутренний мир подростков.
Таким образом, опираясь на результаты анкетирования можно сделать вывод, что, по мнению студентов и школьников субкультуры, влияют на формирование личности целом и на мировоззрение подростка, причем не всегда в лучшую сторону. Это отражается в его внешнем виде, вкусах, поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Заключение
Результаты проведенного исследования подтверждают понимание, что субкультуры пагубно влияют на внутренний мир и психическое состояние молодых людей и его отношения с обществом.
Список литературы
Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - М., 1999.
Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 2005.
Блохина Л.Г. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография /М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев. - Тверь: ТГТУ, 2005. - С. 127
Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения. - М., 2000.
Сергеев В.К Молодежная субкультура в условиях мегаполиса // Институт социально-политических исследований РАН. М., 2001.
Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России// Социальное знание: Формации и интерпретация: Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996.
Социология молодежи. ред. В.Т. Лисовский. – СПб, 2003.
Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. - СПб. 2008.