ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И КОМАНДНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Прококпьева О.В. 1, Лебедева М.П. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она нужна в спорте, где в короткие сроки требуется добиться наилучшего результата в конкуренции с другими спортсменами.

В основу психолого-педагогических действий, способствующих обеспечению развития профессионально значимых качеств, личных особенностей, должно быть положено воспитание у спортсменов постоянной мотивации, активной установки на любое самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие. Психологические требования к высокому уровню подготовки, особенно в условиях соревновательной деятельности, постоянно увеличиваются. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые выступают как решающая роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств.

Контроль и управление спортивной деятельностью особенно актуален для спортсменов подростково-юношеского возраста, когда противоречия между побуждениями спортсменов и объединением тренировочного процесса могут резко снизить интересы и мотивы занятия спортом, а в худшем случае и повлечь за собой уход из спорта.

Ключевые слова: студенты, мотивация, спортивная мотивация, виды спорта.

Предмет исследования: мотивация у студентов занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта.

Цель: изучить особенности мотивации к спорту, студентов занимающихся различными видами спорта. Задачи: 1. Раскрыть понятие мотивации к занятиям различными видами спорта; 2. Изучить особенности мотивации к занятиям спортивной деятельностью у студентов, занимающихся разными видами спорта, 3. Сделать выводы об особенностях мотивации студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.

Материалы и методы исследования: изучение научной литературы по проблемам мотивации к занятиям спортивной деятельностью у студентов, стандартизированные методы психологической диагностики, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Большое разнообразие мотивов свойственно для спортивной деятельности. При этом мотивы занятий спортом могут быть направлены как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае мотивацией может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью (т.е. мотивация психологического характера). Во втором случае мотивами могут выдвигаться укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических качеств, т.е. в основе мотивации здесь лежит стремление к совершенствованию в физическом плане. Психологический мотив может проявляться в стремлении быть мужественным, смелым, в желании обладать такими чертами характера, как настойчивость, воля. Социальные мотивы могут проявляться в том, чтобы быть похожим на известного спортсмена, быть привлекательным для лиц противоположного пола, быть просто не хуже других.[2]

Так, Е.Б. Кузьмин считает, что спортивная мотивация, как психическое состояние личности спортсмена, обусловлена значимыми для нее отношениями к цели занятий спортом; спортивному успеху; своим возможностям; внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; команде; тренеру [2].

Он полагает, что развитие спортивной мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной (под влиянием социального окружения) к внутренней (особенностям личности спортсмена). Для управления формированием спортивной мотивации необходимо создавать педагогические условия для возникновения, функционирования этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз» [2].Первый путь - его называют иногда путем «сверху вниз» - состоит в привитии идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что спортсмен включается в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения [2].

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти выделил три параметра для классификации мотивов [1]:

Мотивы осознаваемые, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком, и неосознаваемые.

Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.

Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми [1]

Таким образом, спортивная мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих к спортивной деятельности. Перечень возможных мотивов занятий спортом обширен, от удовлетворения естественной биологической потребности в движении до самоактуализации, самовыражения. Психологический мотив может проявляться в стремлении быть мужественным, смелым, в желании обладать такими чертами характера, как настойчивость, воля. Социальные мотивы могут проявляться в том, чтобы быть похожим на известного спортсмена, быть привлекательным для лиц противоположного пола, быть просто не хуже других. Возможен и материальный мотив.

Исследование проводилось в сентябре-октябре 2020 года, где приняли участие 20 студентов, занимающихся командными (баскетбол, футбол) и индивидуальными видами спорта (спортивные танцы, самбо).

Мы использовали методику В.И.Тропникова «Изучение мотивации занятия спортом» для изучения мотивов занятий спортом у студентов [3]. Определили степень выраженности у спортсмена того или иного мотива: общение, познание, материальные блага, развитие характера и психических качеств, физическое совершенство, улучшение самочувствия и здоровья, эстетическое удовольствие и острые ощущения, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность [3]

Сравнительный анализ двух групп студентов, занимающихся командным или индивидуальным видом спорта, проводился с использованием критерия Манна – Уитни. Сравнительный анализ результатов по методике «Изучение мотивации занятия спортом» В.И. Тропникова у студентов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Шкалы

Командный вид спорта(ср.знач)

Индивидуальный вид спорта(ср.знач)

Критерий Манна-Уитни

Общение

5,8

4,9

-

Познание

2,7

1,8

-

Материальное благо

2,9

4,5

-

Развитие характера и психических качеств

1,4

2,0

-

Физическое совершенство

7,0

8,8

-

Улучшение здоровья и самочувствия

2,5

4,6

0,05

Эстетическое удовольствие и острота ощущений

1,4

3,6

0,01

Приобретения полезных для жизни умений и знаний

6,0

4,1

0,05

Потребность в одобрении

6,3

6,8

-

Повышение престижа желание славы

7,4

8,4

-

Коллективистская направленность

7,1

4,1

0,01

По критерии. Манна – Уитни были выявлены значимые различия по шкалам – «улучшения здоровья» и «самочувствия», «эстетическое удовольствие и острота ощущений», «приобретение полезных для жизни умений и знаний» и «коллективистская направленность», на уровне p ≤ 0,05 и р ≤ 0,01.

Таким образом, обе группы испытуемых дали высокие показатели по мотивам физического совершенства и повышения престижа. Т.е. независимо от рода спортивной деятельности подростки во многом мотивированы физической развитостью и красивым, развитым телом, что во многом обусловлено спецификой возраста. Студенты хотят быть более успешными, и привлекательными как для сверстников, так и для окружающих в целом. Спортсмены юношеского возраста высоко ставят перед собой физическую привлекательность, и благодаря этому усиленно тренируются, а мотив повышения престижа говорит о том, что в компаниях подростков, и в обществе в целом высоко ценятся спортивные достижения, в силу чего самооценка подростков повышается, за счет признания их достижений со стороны сверстников, товарищей по команде и родителей.

Эстетическое удовольствие и острота ощущения, познание, развитие характера и психических качеств оказались в числе невыбираемых мотивов в обеих группах. Обе группы испытуемых дали по этим показателям низкие результаты. Однако, что касается эстетического удовольствия и остроты ощущений, этот мотив был все же отмечен испытуемыми, занимающими индивидуальным спортом. Этот показатель может быть объяснен характером этого спорта: большинство опрошенных студентов занимается гимнастикой и танцами, большинство из них девочки. Эти виды спорта сами по себе предполагают наличие ярких костюмов, эстетического оформления сцены и т.д., что может быть изначальным мотивом прихода в данный спорт.

Можно сделать вывод, что команда и тренер не делают акцент на развитие характера спортсмена. Однако это развитие происходит не зависимо от желания подростка, в ходе постоянных тренировок и соревнований вырабатывается выносливость как физическая, так и моральная. Также происходит познание себя как личности, как участника соревнований, и как спортсмена в полном смысле этого слова. Познание выражается и в том, что спортсмен изучает новые виды спорта, познает специфику общения с другими людьми, учиться работать в команде и достигать индивидуальных результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Кретти Дж. Психология в современном спорте [Электронный ресурс].Режим доступа:http://www.literaryclub.ru/psiho/27343-braynet-dzh-kretti-psihologiya-v-sovremennom-sporte.html

Кузьмин Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет: автореферат диссертации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sportivnoi-motivatsii-voleibolistov-15-16-let

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mybelovka.ru/info/test/motiv.php

Просмотров работы: 12