ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЕ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЕ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ

Низомов Мусо Зайнобиддин угли 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Баскетбол – это игра, следовательно, к ней гораздо проще перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться. Подвижные игры имеют большое значение в системе обучения баскетболу. Игры развивают ряд качеств, необходимых игрокам, как, например, быстроту, меткость, ориентировку и др., позволяют закрепить приобретенные навыки в технике и тактике игры, делают урок более интересным. Есть игры простые, в которых вырабатывается навык ведения, передач мяча, бросков в корзину и т. д. Но есть и сложные игры, где требуются ловкость, ориентировка и знание хотя бы основ тактики и правил игры. В зависимости от состава занимающихся и цели занятия подбирается соответствующая игра. В большинстве случаев перемещение игроков и ведение мяча довольно тесно переплетаются, и поэтому они объединены в одну группу. При использовании игр с элементами перемещений очень важно научить игроков не касаться друг друга, а также стен, скамеек и т.п. Поэтому в большинстве игр касание стен или других предметов следует считать ошибкой, а игрока, – осаленным. Игрокам не следует выставлять руки вперед во избежание столкновений. Надо больше внимания уделить ногам, сильнее сгибая их в коленях, рассчитывать скорость своего перемещения, быть готовыми в любой момент остановиться или изменить направление. Большинство игр развивают у занимающихся умение ориентироваться на площадке, что очень важно в баскетболе.

1) Бег по дугам. Выполняется в парах. Расположение игроков показано на рис. 1. По сигналу «крестик» и «нолик» стартуют одновременно и выполняют бег вокруг кругов разметки баскетбольной площадки, последовательно переходя с одного круга на другой. «Крестик» старается убежать, а «нолик» догоняет его. Если «нолик» осалит «крестика», он получает 1 очко, если нет – очко получает «крестик». На линии наступать нельзя: кто наступил, тот считается проигравшим. Бег прекращается за противоположной лицевой линией или после осаливания. (см. рис.1).

Рисунок 1. Бег по дугам.

2) Учащиеся двигаются парами друг за другом, стараясь оторваться от преследователя и не быть осаленными в момент пересечения лицевой линии. В данном варианте игрока можно салить только на последнем участке бега, например, между штрафной и лицевой линиями [1].

3) Играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке. Один игрок (2 или 3 – в зависимости от количества играющих и их возможностей) без мяча – водящий. Он должен отобрать мяч у любого игрока, при этом не касаясь его. Если ему это удается, то он продолжает игру с мячом, а игрок, потерявший мяч, ищет себе другой. Отнимать мяч у игрока, отобравшего его, нельзя. Если игрок, за которым гнался водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он должен отдать мяч и искать себе другой. Если водящий коснулся игрока, он должен оставить его и переключиться на других участников.

4) Гонка мячей по кругу. Две пятерки игроков соревнуются между собой. Расположение игроков показано на рисунке (у каждой пятерки мяч). Мячи находятся у игроков, расположенных напротив друг друга. По сигналу игроки начинают передавать мяч в левую сторону, стараясь догнать им мяч соперников. Команда, которой удается, своим мячом обогнать мяч соперников, получает одно очко. Либо, через 20 (30) сек., после начала, подается свисток, и чей мяч будет ближе к мячу соперников, та команда получает одно очко. Затем игра повторяется в другую сторону. Игра может проводиться один или несколько раз. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество очков.

5) Игра проводится пара на пару. На одной половине площадки находятся только две пары (при высоком уровне подготовки их может быть и четыре, но тогда они играют отдельно). У одной из них мяч. По сигналу игроки начинают передавать его друг другу, стараясь выполнить их как можно больше и громко ведя счет. Ведение мяча выполнять нельзя, а перемещаться без мяча можно. Вторая пара старается перехватить мяч и сделать то же самое. Все передачи суммируются, а подсчет идет нарастающим итогом: например, пара выполнила 5 передач и потеряла мяч, затем, перехватив его, выполнила еще 3 – всего 8 передач. Побеждает пара, первой выполнившая 20 передач. Если уровень подготовки игроков слабый или времени мало, то можно ограничиться 10 передачами. (см. рис.2).

Рис.2. Игра 5.

6) Нападающий(Х) атакует корзину, расположенную за его спиной (см. рис. 3), а защитник(О) пытается догнать его и помешать попасть в кольцо. Если нападающему это все же удается, то он зарабатывает 1 очко, а если нет, то очко получает защитник, но только в том случае, если он побежал за нападающим, т. е. выполнял свою функцию. Бросок в кольцо можно выполнять с места (с остановкой после ведения), в движении или любым из этих способов (условия заранее определяет преподаватель).

Рисунок 3.Игра 6.

7) По сигналу руководителя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, возвращает его обратно капитану и сразу же принимает положение упора присев. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, принимает положение упора присев. Когда последний в колоне игрок отдает мяч капитану, то поднимает его вверх, вся команда быстро встает. Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и, не нарушая правил.

8) Эстафета с передачей мяча и броском в корзину. В игре участвует две команды, участники выстраиваются в две колонны по одному за противоположными лицевыми линиями с правой (или левой) стороны щита. По одному игроку из команд встают напротив, вблизи щита. Первые игроки ведут мяч и, пройдя среднюю линию, передают его партнеру, после чего выбегают под щит, где, получив мяч, делают бросок (до попадания) и затем передают его тому же игроку, который ведет мяч обратно и, сделав передачу, встает последним в колонну. Под щитом остается игрок, который вел первым. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

9) Гонка мяча с переменой места. 12 человек играющих разбиваются на две шеренги, которые встают лицом одна к другой на расстоянии 10 м. Обе шеренги размыкаются на три-четыре шага и рассчитываются на первые и вторые номера; одноименные номера должны стоять через одного. Первые номера обеих шеренг составляют одну команду, а вторые — другую. У крайних игроков обеих команд находится по мячу. Место, где они стоят, обводится линией. По сигналу руководителя мячи передаются по диагонали напротив стоящим, и туда же следует перебежка; получившие мяч передают его следующим партнерам и перебегают по диагонали на их место. Когда мячи попадают к крайним игрокам, они начинают продвигаться с ведением, обегая противоположную шеренгу до обозначенного круга (рис. 4). Расстановка играющих оказывается такой же, как вначале, только все сдвинулись вправо. Далее следуют безостановочно передачи и перебежки в том же порядке, пока начинавшие игроки не вернутся в свои круги. Если во время передачи мяч упал, то его следует поднять и передавать очередному игроку. Выигрывает команда, окончившая гонку мяча первой (см. рис. 4) [2].

Рис.4. Гонка мяча с переменой места.

10) «Точка». Учащиеся поочередно выполняют броски. Первый игрок выполняет бросок с любой точки. Если он промахивается, то игру продолжает второй игрок. Но если игрок попадает в кольцо, то следующий обязан бросать мяч с той же точки. Если второй игрок промахнется, он получает штрафное очко, и тогда первый игрок выполняет бросок с любой точки, а если попадет, то первый опять выполняет бросок с той же точки, но в случае промаха у него теперь будет 2 штрафных очка, так как в кольцо уже попали два раза подряд. Таким образом, игроки будут выполнять броски с этой точки до тех пор, пока кто-нибудь не промахнется, и тогда промахнувшийся игрок будет иметь столько штрафных очков, сколько мячей подряд было заброшено в кольцо. В игре могут участвовать 2 и более игроков. Они выполняют броски по номерам в строго определенной последовательности (1, 2, 3, 1, 2 и т. д.). Набравший 5 штрафных очков выбывает. Игра проводится до тех пор, пока не останется один участник (победитель).

Заключение. Анализ данной работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.

Список использованных источников:

1. [Электронный ресурс]: Подвижные игры при занятии баскетболом – Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ свободный (дата обращения: 28.11.2020) – Загл. с экрана

2. [Электронный ресурс]: Подвижные игры с элементами игры в баскетбол – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/12/10/podvizhnye-igry-s-elementami-igry-v-basketbol / свободный (дата обращения: 28.11.2020) – Загл. с экрана

Просмотров работы: 256