Одной из острых проблем современности стала – возрастающие многообразные форм вредных привычек молодого поколения, к которым следует отнести и алкоголизацию. Особенно остро эта проблема затрагивает детский и подростковый возраст, в силу его индивидуально-психологических и физиологических особенностей. Также у молодого поколения гораздо быстрее вырабатываются психическая и физическая зависимость от алкоголя, в то же время преодолеть ее без специальной помощи подросток не в силах. Все это доказывает значимость осуществления профилактической работы в области предупреждения алкогольной зависимости в молодежной среде.
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды.
Несмотря на осуществляемую деятельность учебно-воспитательного характера, статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирующих детей и подростков. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед психолого-педагогической и социально-педагогической науками исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками
Цель исследования: рассмотрение проблемы профилактики алкогольной зависимости детей и подростков, выбор форм работы по ее профилактике.
В исследовании нами на теоретическом уровне рассмотрены вопросы: алкоголизации несовершеннолетних, понятия «педагогическая неграмотность», «алкогольная профилактика», «алкоголизм», а также его причины и особенности проявления зависимости у несовершеннолетних.
Нами проведено исследование 10 подростков, учащихся 9 класса. С целью выявления уровня знаний школьников об алкогольной зависимости (тест, разработанный А. Н. Маюровым).
При анализе данных мы получили следующие результаты: в 9 классе средний уровень знаний об алкогольной зависимости выявлен у 80% (8 из 10учащихся), высокий уровень знаний у 20% (2 из 10 учащихся), низкий уровень знаний не выявлен. Как видно из этих данных у учащихся 9 класса преобладает средний уровень знаний. Также было проведено анкетирование на определение уровня алкогольной зависимости. По результатам всего анкетирования всего класса имеют нулевой уровень имеют 4 человека; первый уровень имеет 1 человек (трезвость или единичное и эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями); второй уровень 4 человека алкогольной зависимости (эпизодическое употребление алкоголя, с эйфорией и уже хорошей переносимостью). Третий-четвёртый уровни алкогольной зависимости не выявлены ни у кого.
На основании результатов составлена программа социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости в условиях образовательной организации - «Скажи алкоголю НЕТ!».
Цель программы: изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.
Задачами программы стали: информирование участников о вреде алкоголя, формирование их отрицательного отношения к употреблению алкоголя, развитие стремления у учащихся к здоровому образу жизни; развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение; а у родителей предполагается расширить представления о вреде алкоголизма в подростковом возрасте и о способах помощи подросткам.
Таким образом, к работе над обозначенной темой включены педагоги, родители и сами подростки.
Содержание программы носит активный характер и наполнено такими формами работы как: классный час на тему «Пьянство и алкоголизм, распущенность или болезнь»; дискуссия на тему «Дорога ведущая вниз», ролевая игра «Антиалкогольный трибунал» - мероприятия призваны формировать у подростков негативное отношение к алкоголю.
С родителями предполагается проведение родительских собраний-практикумов на тему «Подросток в мире вредных привычек». Здесь решаются задачи: научить родителей формированию ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни и антиалкогольных установок.
Можно сделать вывод о том, что если целенаправленно осуществлять деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек и не будут губить свое здоровье и калечить свое будущее спиртными напитками.
Список литературы:
Зайнышев И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. - М, 2004. - 56 с.
Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е. В. – М. : Академия, 2003. – 564