SYNCHRONY AND DIACHRONY IN LINGUISTICS - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

SYNCHRONY AND DIACHRONY IN LINGUISTICS

Valueva Anastasia Vladimirovna 1
1Vladimir State University named after the Stoletovs
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Синхронический подход к изучению языка направлен на описание языка, взятого в определенный (например, современный) период времени, а диахронический на описание – его истории.

Создателем синхронии и диахронии можно считать Ф. де Соссюр, так как именно он первым выдвинул идею о данных аспектах исторической лингвистики. Синхрония (одновременность) представляет собой «ось одновременности, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключается всякое вмешательство времени». Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических, фонетических, независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

В качестве иллюстрации этого явления Ф. де Соссюр приводит пример с деревом, поперечное сечение которого соотносится с понятием синхронии. Кроме этого, он ссылается на игру в шахматы, в которой все определяется количеством и расположением фигур на доске в данный момент, т. е. в данной синхронии. При передвижении хотя бы одной фигуры создаются новые взаимоотношения всех фигур, что приводит к новой синхронии. Синхрония языка – это то его состояние, пока он остается тождественным самому себе. Хотя изменения в языке совершаются постоянно, заметить и описать их можно лишь на некотором относительно большом промежутке времени. Поэтому с научной точки зрения нет необходимости понимать синхронию как минимальное физическое изменение во времени. Например, состояние русского языка в 40–90-е годы XX века – это одна синхрония. Именно потому, что синхрония охватывает достаточно протяженные отрезки времени, она не лишена динамики и, тем самым, не отделена пропастью от диахронии.

Диахрония (разновременность), по Ф. де Соссюру, это – «ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, и по которой располагаются все явления оси со всеми изменениями». Диахрония – это путь во времени, который проделывает язык. Это состояние языка при переходе от одного момента к другому. Это продольный срез дерева, это то состояние, когда игрок поднял шахматную фигуру в воздух, но еще не поставил ее.

Понятия синхронии и диахронии положены в основу двух лингвистик, а именно:

синхроническая лингвистика, которая занимается логическими и психологическими изменениями, связывающими сосуществующие элементы и образующими систему, и изучает их так, как они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием;

диахроническая лингвистика, которая изучает отношения, связывающие элементы, следующие друг за другом во времени и не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием, т. е. элементы, последовательно сменяющие друг друга и не образующие в своей совокупности системы.

Две «оси», намеченные Соссюром, действительно взаимно исключают друг друга, и никакой речи об их «единстве» быть не может. Это два различных аспекта. Но противопоставление их неравномерно, так как синхронический аспект для целого ряда лингвистических потребностей может быть самодовлеющим и исчерпывающим (для составления алфавитов, реформирования орфографии, выработки транскрипции и транслитерации, для машинного перевода, наконец, для составления нормативных описательных и сопоставительных грамматик, а также для разработки методики обучения родному и неродному языку), тогда как диахронический аспект лишь подсобный, вспомогательный прием изучения истории языка. Ни в коем случае нельзя отожествлять диахронию и историю языка, так как диахрония может показать лишь развертывание и эволюцию отдельных, разрозненных, не связанных в систему и изолированных от структуры языка фактов.

В современном языкознании синхрония и диахрония рассматриваются как явления соотносительные, хотя и принципиально различные. Соотносительность данных явлений состоит в том, что и синхрония, и диахрония представляют собой определенные формы временно́го существования одних и тех же языковых явлений, "формы временного существования отдельных компонентов языковой коммуникации и их параметров"

Источники:

Горбунов Ю.И., Горбунов Е.Ю. Основы языкознания. Тольятти: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2017. 199 с.

Даниленко В.П. Синхрония и диахрония в лингвистике. Иркутск: Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2011. С 6 – 11.

Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики: [пер. с франц.] / Ф. де Соссюр. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

https://studopedia.ru/3_210040_sinhroniya-i-diahroniya.html

https://studme.org/81673/literatura/sinhroniya_diahroniya_yazyke

Просмотров работы: 2084