МОДЕРИРОВАНИЕ КАК ВИД И ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МОДЕРИРОВАНИЕ КАК ВИД И ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Грибкова А.С. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема методического сопровождения педагогов в настоящее время является актуальной, поскольку сегодня педагогическая деятельность постоянно подвергается различным изменениям. Эти изменения являются в современном мире непрерывными, поскольку происходит постоянное обновление парадигмы образования, что обусловливает новые требования к педагогу. Безусловно, сопровождение педагогов должно соответствовать всем происходящим преобразованиям в педагогической деятельности, в том числе важно учитывать и то, что происходит изменение роли и позиции педагога в образовательном процессе. Одним из способов сопровождения педагогов, который отличается высокой результативностью и значительными потенциальными возможностями, является модерирование. Именно модерация групповой работы является особенно актуальной в условиях необходимости обеспечения высокого качества профессионально-педагогической деятельности.

Толкование понятия «модерирование» в течение долгой истории своего существования претерпело несколько изменений. В настоящее время модерация понимается как направляемый и структурированный процесс интеракции в группах, сориентированный на результат (принятие группового решения) [1, с. 238]. Модерацию можно определить как совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений [2, с. 4]. Следует отметить, что модератор при этом является нейтральным коммуникатором, деятельность которого направлена на поддержание доброжелательных отношений между членами группы. Модератор должен обеспечить согласованность совместных действий в группе и сотрудничество посредством поощрения участников с помощью различных средств. Модератору необходимо таким образом выстроить процесс обсуждения проблемы в группе, чтобы происходило решение данной проблемы. Соответственно, целью модерирования является оказание группе помощи в нахождении правильного решения или нескольких вариантов решения проблемы и способов претворения в жизнь этого решения (решений). Цель модерации можно представить и иным образом: достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников [3]. Модератор выполняет роль организатора групповой коммуникации, поэтому по отношению к нему предъявляется требование в виде определенных знаний, умений, которыми он должен обладать, например, знание техник, методов и приемов модерации [1, с. 238]. Помимо этого, для модератора важным является социальная компетенция, которая проявляется через легкое установление контактов, эффективное распределение групповых ролей, управление коммуникациями внутри группы. Важно, чтобы взаимодействие в группе было целенаправленным. Для этого необходимо, чтобы каждый участник группы имел четкое представление о цели совместной деятельности. Деятельность модератора должна быть направлена на достижение синергетического эффекта групповой работы. Частой проблемой в процессе группового обсуждения является исчерпание идей. При возникновении такой проблемы модератор должен выполнить функцию «ресурсного центра», чтобы восстановить исчерпанные интеллектуальный и эмоциональный ресурсы [1, с. 239]. Модератор должен активизировать участников к обсуждению, выполняя при этом роль «катализатора». Все эти положения свидетельствуют о том, что модератор должен быть готовым выполнять большое количество ролей и функций, для чего и требуется большое количество компетенций, которыми должен владеть модератор.

Модерирование как вид методического сопровождения педагогов имеет несколько сходств с другими формами такого сопровождения, например, с такими, как супервизия, тренинг, консультирование. Но модерирование имеет ряд особенностей, отличающих данную форму научно-методического сопровождения от указанных:

- отличие от супервизии: деятельность модератора не предполагает осуществление психотерапевтической и коррекционной функций;

- отличие от тренинга: модерирование не предполагает поэтапное обучение и формирование компетенций у специалистов;

- отличие от консультирования: модерирование предполагает использование только внутреннего потенциала участников, т.е. их внутренних ресурсов, а также модератор не обязательно должен быть специалистом в конкретной профессиональной сфере. При этом внутренний потенциал участников не только используется, но и раскрывается, поскольку модерирование направлено на раскрытие потенциальных возможностей участников [1, с. 35].

Модерация групповой работы является сложным процессом управления взаимодействием между педагогами в группе. Технологическая сторона модерации выражается через те процессы, которые лежат в ее основе. К таким процессам относятся визуализация, вербализация, презентация и обратная связь [1, с. 243]. Приемы в рамках каждого из этих процессов обеспечивают свободную коммуникацию, активный обмен идеями, мнениями. Следует подробнее рассмотреть эти процессы, поскольку они являются фундаментом модерации:

- Визуализация является процессом оптического представления идей через различные внешние средства выражения мыслей. Визуализация является важным процессом в модерации, поскольку использование модератором только аудиального канала может привести к затруднениям во взаимодействии и вызвать ряд проблем, которые будут препятствовать взаимопониманию участников группы.

- Вербализация представляет собой вербальное сопровождение коммуникации в группе. В процессе групповой работы активность участников изменяется, что приводит к изменению формы дискуссии. Так, коммуникация может осуществляться в виде монолога или диалога. Участники же, в свою очередь, могут выполнять две роли: отправитель или получатель информации. В процессе обсуждения один и тот же участник попеременно выполняет указанные роли. Модератор должен стремиться к тому, чтобы придать взаимодействию педагогов характер диалога. Для этого можно применять различные вопросы.

- Презентация предполагает комбинирование вербальных и невербальных средств коммуникации участников группы. Презентация направлена на создание каждым участником определенного впечатления о себе на остальных участников. Вербальная коммуникация предполагает непосредственно речь. К невербальной коммуникации относятся жесты, мимика, позы и пр.

- Обратная связь означает обмен информацией между участниками в группе. Данный процесс направлен на корректировку действий участников и улучшение эмоционального фона в группе. Часто обратную связь называют заимствованным термином «фитбэк», чтобы отразить интеграцию трех областей: личностно, социально и содержательно значимой информации. Обратная связь может быть выражена в двух формах: позитивной и негативной. Как позитивный, так и негативный «фитбэк» имеет свои преимущества и недостатки. Модератору следует применять короткие одобрительные высказывания, чтобы похвала не стала чрезмерной и похожей на иронию. В ходе негативной обратной связи модератор должен уметь осуществлять корректное вмешательство, чтобы нейтрализовать отрицательное влияние подобного «фитбэка», снять эмоциональное напряжение, предупредить возможную фрустрацию и пр. Также модератор должен своим примером показать участникам группы образец – идеальный вариант «фитбэка».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что модерирование является именно эффективным видом научно-методического сопровождения педагогов, поскольку обеспечивает выработку эффективных решений различных профессионально важных проблем. Качество найденных решений, их грамотность, сплоченность участников группы, целенаправленность их действий зависят от деятельности модератора, от применяемых им различных приемов, методов, техник организации коммуникационного процесса, от уровня развития требуемых компетенций.

Список используемой литературы:

1. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.

2. Технология модерации : учебно-методическое пособие / Сост. В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 31 с.

3. Шукшина, Т.И. Модерация как гуманитарная технология повышения квалификации педагогических кадров вуза / Т.И. Шукшина, Н.И. Еналеева // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 8. – С. 71-82.

Просмотров работы: 107