ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ СУПЕРВИЗИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мазепа Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время тема групповой и индивидуальной супервизии педагогической деятельности является наиболее актуальной, т.к. в современных условиях необходима качественная подготовка педагога и его методическое сопровождение в процессе профессиональной деятельности. Супервизия является интегративным вариантом научно – методического сопровождения педагога, требующим особой подготовки и высокой квалификации специалиста, осуществляющего данный процесс. Супервизия представляет собой общепризнанный метод образования, повышения квалификации и повышения качества работы педагогического работника.

Сравнивая педагогическое консультирование и супервизию, можно отметить, что деятельность супервизора является наиболее сложной, по сравнению с деятельностью консультанта. Супервизор осуществляет не только поддержку педагогов в случае профессионального затруднения, но при этом реализует глубокий анализ и коррекцию профессиональных установок и мотивов педагогов. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

Анализ научной литературы, посвященной изучению супервизии, позволяет выделить и охарактеризовать ее функции:

- обучающая (образовательная, формирующая), которая заключается в формировании и развитий знаний, умений и навыков и понимании способностей супервизируемого;

-  поддерживающая (тонизирующая), которая заключается в организации помощи супервизируемому в процессе переживания опыта негативного общения;

- консультирующая, которая заключается в исследовании и анализе вопросов, которые возникают у супервизора в процессе своей работы. Супервизор не дает прямых ответов, а скорее стимулирует активизацию профессионального мышления у педагога;

- оценочная, которая заключается в осуществлении контроля достижения поставленных целей, отслеживая прогресс специалиста, осуществляя при этом обратную связь;

- административная, которая заключается в анализе степени соответствия работы супервизируемого стандартам образовательной организации (соответствие программе), в которой она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических норм [1].

Реализация выделенных функций супервизии способствует профессиональную развитию специалиста, повышение качества его работы, анализ и оценку деятельности супервизируемого.

Специфическими чертами супервизии являются:

• её нематериальная ценность и отсутствие финансовой выгоды;

• построение на основе тесного взаимодействия с супервизируемым;

• учёт особенностей не только супервизируемого, но и субъектов, на которых в дальнейшем он будет оказывать влияние;

• реализация в группе или индивидуально, очно, заочно или очно-заочно;

• локальный характер, содержательно определяемый решаемой для супервизируемого проблемой;

• творческий подход во взаимодействии педагогов и супервизора [2].

Педагогическая супервизия осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Каждая из выделенных форм имеет свои достоинства и недостатки, но обе формы активно реализуются в настоящее время. Необходимо подробнее рассмотреть каждую из выделенных форм и методы их реализации.

Индивидуальная супервизия предполагает доверительную степень взаимодействия между педагогом и супервизором. Данная форма позволяет не только диагностировать и выбрать какое – то решение в рамках профессионального или личностного самоопределения педагога, но и осуществить психологические и психотерапевтические функции оказания поддержки. Некоторые авторы понимаю индивидуальную супервизию, как некий «диалог», который отличается особенной близостью супервизора и специалиста. При это возникает возможность не только решить какие – либо професионально – личностные затруднения, но и составить портрет специалиста, его дальнейший план самореализации в профессиональной деятельности.

К основным методам индивидуальной супервизии относятся проясняющее наблюдение, экземплярно-событийный метод и фокусанализ. Необходимо пояснить каждый из выделенных методов [3]:

1. Проясняющее наблюдение предполагает выяснение сущности и причин профессиональных затруднений педагогов. Если объектом супервизии является взаимодействия или взаимные влияния в педагогическом процессе, то проясняющее наблюдение включает в себя аналитическое деление ситуации на определенные смысловые сегменты. В процессе супервизии аналитическое деление ситуации может осуществляться в двух ракурсах: с точки зрения целостной перспективы и на микроаналитическом уровне [1]. На микроаналитическом уровне предполагается рассмотрение объекта супервизии в деталях, как системы стимулов и реакций. С точки зрения целостной перспективы супервизия предполагает воссоздание образа педагога без учета отдельных деталей, такое восприятие является основой рефлексии педагогической деятельности, которая очень необходима. Выбор ракурса осуществления супервизии происходит в зависимости от категории работников, по отношению к которым реализуется данный процесс.

2. Экземплярно – событийный метод предполагает соприкосновение супервизора с так называемым "индивидуальным случаем" [3]. Под индивидуальным случаем следует понимать затруднения конкретного работника, которые могут быть связаны с возникновением конфликтов, проблем во взаимодействии с обучающимися, педагогическим коллективом, что сопровождается наличием высокого эмоционального напряжения педагога. Данный метод реализуется через субъективное восприятие и изложение педагогом переживаемой ситуации и предполагает предложение педагогу другого видения сложившейся проблемы. Супервизиор предлагает педагогу воссоздание другой конструкции ситуации с позиции нового видения проблемы, что ведет к нахождению пути внутреннего изменения педагога. Происходит расширение видения сложившейся ситуации педагога.

3. Фокусанализ предполагает анализ педагога как субъекта ситуации профессионального затруднения. Супервизор всесторонне изучает личность педагога, а также условия, которые сопровождают сложившуюся ситуацию затруднений. В случае если рассматривается конфликтная ситуация, то фокус может быть сделан на другой личности, тогда супервизору будет необходимо выяснить представления педагога о своем оппоненте. Также фокус может быть сделан на проблеме, в это случае конкретно и подробное выясняется характер профессионального затруднения педагога, факторы, которые беспокоят педагога [3].

Следует отметить важнейший недостаток индивидуальной супервизии - это слишком сильная и избыточная эмоциональная зависимость супервизора и супервизируемого. Супервизор начинает довольно субъективно относится к оценке и анализу личности педагога, что влечет за собой то, что супервизор перестает замечать содержательно-релевантные стороны профессионала, которые необходимы и интересны в конкретной образовательной организации.

Групповая супервизия также имеет ряд преимуществ:

- Во – первых, одним из важнейших преимуществ является получение обратной связи. Реакции, которые возникают в процессе групповых взаимодействий, в дальнейшем помогут в разрешении межличностных конфликтов вне группы.

- Во – вторых, преимуществом является выполнение различных ролей супервизируемыми. В процессе супервизии педагоги могут быть как активными участниками, так и зрителями, наблюдателями. В данном случае создается переживание каждым педагогом нескольких ролей, получение обратной связи от остальных участников супервизии, супервизора, и как следствие – возможность супервизируемых оценить свое поведение на основе сравнения себя же в различных ролях.

- В – третьих, немаловажными являются экономические преимущества именно групповой супервизии, которые заключаются в том, что поиск индивидуального супервизора и реализация именно индивидуальной супервизии является достаточно дорогостоящей процедурой.

Можно выделить три вида групповой супервизии: 1) супервизия, концентрированная на супервизоре; 2) супервизия, концентрированная на участниках группы; 3) интервизия [3].

В первом случае супервизор сохраняет и реализует доминирующую роль в ходе организации группы и управления ее работой. Во втором случае супервизором повышается степень самостоятельности в поиске и решении профессиональных задач супервизируемых. В третьем случае речь идет о коллегиальной супервизии, когда участники группы получают возможность попеременно играть роль супервизора в собственной команде и лишь в особо затруднительных случаях приглашают внешнего супервизора для оказания поддержки и помощи.

Наиболее востребованной деятельность супервизора является в период реализации стажировки молодых педагогов, когда наиболее остро и часто возникают профессиональные и личностные затруднения, решение которых требует помощи квалифицированного супервизора, который способен оказать компетентную консультационную помощь и поддержку.

Сложность роли супервизора в рамках групповой супервизии заключается в подготовке групповых решений, связанных с профессиональной деятельностью не одного педагога, а целого педагогического коллектива или группы профессионалов.

Подводя итог, можно отметить, что результат научно – методического сопровождения, основанного на супервизии заключается не только в обучении педагогов приемам выбора эффективных способов самопознания, саморазвития, а также самостоятельному выстраиванию своей модели и траектории профессиональной деятельности, а также в максимальной поддержке уверенности в собственных силах, профессиональных возможностях. В целом, деятельность супервизора направлена на формирование и развитие мотивации у педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности [4]. Роль супервизора актуальна также в процессе решения профессиональных и личностных затруднений педагогов. Также можно отметить, что в деятельности супервизора должны реализовываться как индивидуальные, так и групповые формы супервизии для комплексной организации данного процесса. Выбор формы супервизии зависит в конечном счете от конкретной ситуации профессионального затруднения, предполагающей вмешательство консультанта супервизора.

Список используемой литературы:

1.Синицына Г.П., Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –№5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 23.12.2020).

2. Яковлев, Е.В., Инновационные виды педагогического сопровождения [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 8. - С. 101-106.

3. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.

4. Грицкевич Н.К., Савельева О.В. Cупервизия развития личностной идентичности педагога на разных этапах профессионального становления / Н. К. Грицкевич., О. В. Савельева // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 3 (25). С. 173-181. https://elibrary.ru/item.asp?id=38166790

Просмотров работы: 174