Программа исследования читательских предпочтений
За последние годы в нише подростковой литературы, которая долгое время оставалась обойденной вниманием авторов и издателей, произошли некоторые позитивные сдвиги. Для того, чтобы получить обратную связь от активных читателей-подростков, узнать об их отношении к той или другой тематики, жанров, типов изданий или реальную возможность удовлетворить свои читательские потребности доступными им изданиями, что это за издание и т. д., было проведено исследование.
Респондентами выступили подростки в возрасте от 11 до 15 лет, обучающиеся в разных образовательных учреждениях города Мурманск.
Цель – выявить круг предпочтений современных подростков (в возрасте от 11 до 15 лет).
Целевая группа: 40 человек.
Метод выборки – онлайн-анкетирование, включающее в себя как вопросы, предполагающие один ответ, так и вопросы, предполагающие несколько вариантов, а также развернутый ответ.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
Любите ли Вы читать?
Важен ли для Вас объём текста?
Когда Вы читаете?
Какие жанры Вам по душе?
Какие жанры Вам не нравятся?
На каком носителе Вам удобно читать книги?
Покупаете ли Вы книги?
Каких авторов Вы предпочитаете? Есть ли любимый(ие)?
О чём Вы любите читать?
О чём Вы не любите читать?
Результаты исследования круга подросткового чтения
Соотношение художественной и познавательной книги в читательском репертуаре подростков, участвовавших в исследовании, примерно отражает ситуацию на издательском рынке, но еще с большим отклонением от сбалансированности: познавательная значительно уступает художественный, с которой и начнем рассмотрение проблемы. Составление каких-либо рейтингов любимых подростковых книг является, на наш взгляд, делом довольно непростым и неоднозначным. Их читательский опыт является сравнительно небольшим, поэтому в категорию «Любимое» обычно попадает книга, которую подросток читает в этот период времени или прочитал совсем недавно и еще остается под впечатлением от нее. Это, конечно же, не умаляет их качественные характеристики, а только подтверждает мнение о том, что подростки нуждаются в современных сочинениях, написанных именно для их поколения. Но за этими «передовиками» стоит целый репертуар, который по количественным показателям (количество реципиентов, что прочитали книжку) занимает гораздо более высокие позиции, чем большинство «любимых». Итак, лидеры по количеству прочтений:
1. Джоан Роулинг - серия романов «Гарри Поттер», «Сказки барда Бидля»;
2. Артур Конан Дойл - «Записки о Шерлоке Холмсе», «Собака Баскервилей»;
3. Жюль Верн - «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», «Капитан Немо»;
4. Даниэль Дефо - «Робинзон Крузо»;
5. Джон Толкин - «Властелин колец», «Хоббит»;
6. Марк Твен - «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»;
7. Рик Риордан - серия романов «Перси Джексон»;
8. Сюзанна Коллинз - трилогия «Голодные игры»;
9. Кристофер Паолини - тетралогия «Наследие»;
10. Стефани Майер - «Хозяйка», сага «Сумерки»;
По количеству прочтений, вполне ожидаемо, лидером является «Гарри Поттер». Почти все реципиенты прочитали семь книг о Гарри Поттере или сейчас находятся в процессе чтения. Нет ни одного негативного отклика на творение Джоан Роулинг, но и любимым его назвали не так много читателей, как ожидалось. Это можно объяснить тем, что история о мальчике-волшебнике уже стала классикой детской литературы, шум вокруг нее немного утих, стали появляться не менее интересные современные произведения для детей. Читатели отмечают интересный сюжет, где есть все составляющие успеха подростковой книжки, легкий стиль изложения. В последнее время к циклу о Гарри Поттере присоединилось произведение из той же серии - «Фантастические твари и места их обитания». Интерес к данному произведению можно объяснить популярностью франшизы «Гарри Поттер», так как «Фантастические твари и места их обитания» можно назвать неким приквелом ко всей истории о «мальчике, который выжил».
На втором месте - «Записки о Шерлоке Холмсе» и «Собака Баскервилей» Артура Конана Дойла - история, сегодня снова возвышенная на пик популярности благодаря новым экранизациям и интерпретациям. При дефиците подросткового детектива на российском книжном рынке значимость этого произведения для наших читателей растет во много раз.
Любители детектива перечитывают все книги серии «Странный детектив-08» издательства «Грани-Т», особенно отмечают произведения А. Кокотюхи. Читателям полюбились детективно-приключенческие издания того же А. Кокотюхи и О. Гавроша из издательской серии «Тайны...».
Традиционно видное место в репертуаре подросткового чтения занимают классические приключенческие произведения Д. Дефо, Ж. Верна, Р. Л. Стивенсона, Марка Твена.
Большим успехом сегодня пользуется серия романов Река Риордана «Перси Джексон».
Любопытно, что отмечается интерес и к классической литературе. Около 50% опрошенных отмечали в вопросе о любимых авторах таких авторов как Пушкин, Лесков, Чехов, Куприн, Бунин, Толстой и Лермонтов, а также не менее известных Есенина и Цветаеву.
Интересно отметить, что в подростковой среде наибольшей популярностью пользуются именно серии книг. Подтверждение тому можно найти не только в среднестатистических данных (любовь детей к «Гарри Поттеру», «Голодным играм» и «Властилину Колец» уже несколько лет неоспорима), но и в новых опросах. Например, проведенный нами опрос выявил, что около 15% опрошенных отметили такого писателя как Анджей Сапковский, который является автором популярной фэнтези-саги «Ведьмак». Популярность этой франшизы можно объяснить выходом на телеэкраны сериала «Ведьмак», ставшего самым популярным сериалом 2020 года в России и за рубежом.
Тенденция экранизации романов во многом определяет мотивацию к чтению у подростков. Существует довольно распространенное мнение о том, что фильм или сериал не передают и 50% реалий, изображенных автором в книге. Именно это побуждает подростков читать оригинальное произведение и составлять свое мнение на счет экранизации. Исследование опровергает гипотезу о том, что компьютерные игры, сериалы и фильмы виноваты в снижении читательского интереса подростков, ведь практически все серии книг, названные подростками, экранизированы и пользуются популярностью во всем мире.
Касаясь вопроса о любимых жанрах, большинство респондентов высказывается в пользу жанра фантастики и комедии. Детям в современном мире неинтересно читать басни, пьесы и детективы (эти пункты в вопросе не набрали и 1% голосов).
Свой интерес жанром фэнтези подростки удовлетворяют также благодаря не совсем детским произведениям Джона Толкина. Читатели берутся за «Властелина колец» и «Хобита» еще в младшем подростковом возрасте, и часто им довольно трудно преодолеть непростой текст. Они отмечают, что «Сказания из Опасного Королевства» и «Нарн и Хин Гурин: Сказание о детях Хурина» значительно легче для прочтения и осознания, но все-таки мода берет верх и к последним произведениям подростки обращаются реже.
Закономерным является интерес подростков произведениями экзистенциальной литературы, где бы говорилось о многозначности сущности человека, смысле его бытия и назначения. Таких изданий для подростков есть совсем мало, а те, что есть, - часто просто неизвестны читателям. Поэтому в подростковом репертуаре появляются «Алхимик» Пауло Коэльо, «Мир Софии», «Замок в Пиренеях», «Оранжевая девочка» Юстейна Гордера, «Какие же они ангелы?» Оксаны Весны. Как оказалось, в подростковом возрасте читатели уже готовы воспринимать такие сложные произведения, как «1984» Джорджа Оруэлла, «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Интерес к такой сложной и мрачной литературе можно объяснить сказывающимся подростковым негативизмом и максимализмом.
Среди других популярных авторов взрослой литературы - Брэм Стокер, Стивен Кинг. Попадание взрослой литературы в репертуар подросткового чтения - вполне закономерный процесс, ведь подростковый период является переходным этапом от детского до взрослого.
Около 8% респондентов назвали любимым автором современную британскую писательницу Холли Вебб, вошедшую по итогам 2016 года в десятку самых популярных в России детских писателей. Писательница работает в жанре детской литературы и стала известной своей серией книг о маленьких девочках. Детям нравятся книги Холли Вебб за их понятный и интересный сюжет, за смелых и отважных героев и за то, что из любой ситуации всегда найдется выход.
По 2-4% набрали Астрид Линдгрен, Николай Носов, Макс Максимов, Андрей Кивинов, Саша Чёрный, Дмитрий Емец, Бертрис Смолл, Эдгар Алан По, Масаиси Кишимото.
Спросив у подростков, о чём они любят и не любят читать, мы получили следующие данные:
- О чём Вы любите читать?
Об истории персонажа - 5%
Об ужасах - 12%
О будущем - 3%
О войне - 8%
О детях - 3%
О дружбе - 3%
О животных - 5%
О жизни - 12%
О любви - 20%
О мифах - 3%
О политике - 3%
О приключениях - 20%
О школе - 3%
- О чём Вы не любите читать?
Об ужасах - 27%
О войне - 6%
О жизни (скучные описания множества деталей, т.е. «много воды)» - 10%
О любви - 30%
О мифах - 8%
О приключениях - 4%
О школе - 5%
10% опрошенных затруднились ответить
Статистические данные показывают, что наибольшим интересом пользуются книги о приключениях. Респонденты, отметившие симпатию к книгам, описывающим ужасы и приключения, отмечали антипатию к произведениям с любовным содержанием, а респонденты, отвечавшие о симпатии к любовным жанрам и сюжетам, отмечали антипатию к мифам и ужасам.
Снова возвращаемся к проблеме жанрового однообразия. Как мы могли убедиться, в круг подросткового чтения входит в основном проза. Это, наверное, можно объяснить тем, что для детей и подростков главное в книге - развертывание событий, то есть их главным образом интересует сюжет. Взрослый читатель акцентирует внимание на идее, заложенном в тексте смысле, поэтому здесь уже больше, чем в подростковой литературе, можно использовать потенциал малой прозы, где идейная сентенция значительно концентрированнее. Лишь пару респондентов отметили в читаемых авторах писателей-стихотворцев - Есенина, Цветаеву и По.
Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сказать, что проблема чтения подростков актуальна. Дети в современную эпоху гаджетов и всевозможной электроники всё реже обращаются к книгам. Но при этом также отмечается, что развитие современных технологий, позволяющих школьникам всесторонне заниматься досуговой деятельностью (просмотр сериалов, компьютерные игры) способствует некоторой своеобразной реакции школьников - многие читают книги, на которых основаны те или иные сериалы и игры, что, в свою очередь, повышает их интерес к чтению. Компьютерная игра с 2002 года признана ЮНЕСКО видом искусства. Согласие или несогласие с визуальной интерпретацией могут стать причиной перечитывания книги.
Интерес к литературе у подростков 11-15 обуславливается потребностью в досуге, что не может не радовать. Конечно, большинство детей предпочтет игры в телефоне или на компьютере, но всё же интерес к художественным произведениям отмечается.
Литература, непосредственно для подростков, выполняет познавательную функцию. При помощи неё ребенок может изучать и анализировать разные аспекты жизни - как своей, так и героев книг, которые он читает. Погружаясь в литературный мир, подросток может сопоставлять не только себя и каких-либо персонажей произведений, но и в целом мир, окружающий его и мир литературный.
Познавательная литература должна быстро реагировать на изменения реалий современного мира. В подростковом возрасте человек вступает в ту фазу, когда ему уже недостаточно довольствоваться константной информации о мире вокруг, она стремится включиться в меняющееся настоящее, брать в нем активное участие.
Мы исследовали только книжный вклад в круг подросткового чтения, поэтому не можем утверждать, что другим сферам чтения - ради учебы или удовлетворения познавательных потребностей - подросток уделяет значительно меньше внимание, только для этого он использует другие, кроме книжки, средства.
Проблема снижения читательского интереса требует внимания всего общества, а в частности педагогического сообщества. Мотивация чтения дает положительную динамику не только в области интересов предметов «Литература» и «Русский язык». Метапредметные компетенции, которые должны вырабатываться у подростков при чтении, способствуют лучшему пониманию и осознанию заданий по любым дисциплинам. Чтение развивает множество качеств, способствует развитию множества навыков и умений. Грамотная и богатая речь необходима не только подросткам для успешного обучения в школе, но и взрослым людям для непосредственной коммуникации в обществе. Чем больше развита мотивация к чтению, тем больше знаний почерпнет ребёнок для себя и своего будущего в книгах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Артемьева Е. Б. Тенденции развития библиотечной сети Сибири и Дальнего Востока в постсоветский период / Е.Б. Артемьева. – Библиосфера, 2016. – № 4. – 8 с.
Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей детей / Л.И. Беленькая. – М.: Книга, 1979. – 24 с.
Бестимец Т.Г. Воспитание у детей интернета к самостоятельному чтению / Т.Г. Бестимец. – Библиотека учителя начальных классов, 2018. – №21-22. – 7 с.
Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. в 2 ч. Ч.1 / О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. –116 с.
Детская литература. Выразительное чтение / сост. А.А. Леонтьева. – М.: Академия, 2014. – 320 c.
Детское чтение: феномен и традиция в конце ХХ столетия / материалы Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12-14 мая 1999 г.) Ч. І. – Санкт-Петербург: Профессия, 1999. – 287 с.
Клюкина Н. Каждая книга должна найти своего читателя: из опыта проведения библиографических обзоров / Н. Клюкина – Библиотечное дело, 2011. – № 4. – 35 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 класс [Электронный ресурс] / Под ред. В. Г. Маранцмана / Режим доступа – https://www.sinykova.ru/biblioteka/maranz_lit_5-9_kl/index.html (дата обращения 24.06.2020)
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Начальная школа. – 2003. – № 1. – 32 с.
Семилет Н. Читатель изменился. А мы?! / Н. Семилет – Библиотечный форум, 2011. – №2. – С. 17–18
Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности / О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 107 с.
Таращенко А. Образование как канал социальной мобильности: обучение как фактор повышения конкурентоспособности библиотек в социокультурном пространстве региона / А. Таращенко – Библиополе, 2011. – №5. – 24 с.
Что предпочитают читать наши дети [Электронный ресурс] // Голубева, Е.И. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале -библиотечной- социологии / Е.Н. Голубева. – Режим доступа: URL: http: //www.rusreadorg.rU/issues/chudinova/ html (дата обращения: 19.04.2020)