Определение кадастровой стоимости: нормативно-правовая база в сфере оценочной деятельности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Определение кадастровой стоимости: нормативно-правовая база в сфере оценочной деятельности

Ахадов К.Ф. 1
1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (РУТ(МИИТ))
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Правовая сфера функционирования государственной кадастровой оценки образуется системой органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их институтов в содействии с субъектами, собственниками имущества и рынками, с применением полномочий на основании нормативных актов.

Правовой режим государственной кадастровой оценки недвижимости определяются значительным количеством нормативных источников. Законодательную базу государственной кадастровой оценки РФ составляют следующие нормативно-правовые документы: – Конституция РФ (закон высшей юридической силы); – Кодексы РФ – Гражданский, Земельный, Водный, Градостроительный, Лесной; – федеральные законы и другие акты Федерального собрания (постановления, положения); – федеральные стандарты оценки недвижимости; – методические рекомендации оценки недвижимости. Данные документы имеют прямое либо косвенное отношение к государственной кадастровой оценке и составляют ее базу. В конституции есть положения о собственности и в соответствии с данными положениями, мы можем сказать, что конституция РФ косвенным образом касается государственной кадастровой оценки: – гарантирует свободу экономической деятельности и защищает права частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности; – определяет особый статус земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; – устанавливает право частной собственности на землю граждан и их объединений при условии соблюдения ими общественных интересов; 10 – гарантирует право граждан на жилище и государственную защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.

В статье №5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" перечислены объекты подлежащие оценке:

• отдельные материальные объекты (вещи);

• совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

• право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

• права требования, обязательства (долги);

• работы, услуги, информация;

• иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством. Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусматривает совершенствование процедур взаимодействия учетно-регистрационной системы с заявителями, переход к ведению единого государственного реестра недвижимости на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде и оптимизацию внутриведомственных процедур, повышение качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе, повышение эффективности управления персоналом, эффективности кадастровой деятельности, а также повышение информированности общества об услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Для этого разработаны специальные нормативные акты: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 1101-р «Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы) и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Перечень основных нормативно-правовых актов, которые регулируют вопрос проведения государственной кадастровой оценки и установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков. 1. Федеральный закон 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.12.2016 № 846 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 № 74 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке».

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (далее – Методические указания).

5. Приказ Минэкономразвития России от 06.06.2017 N 270 "Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений, связанных с несоблюдением порядка проведения государственной кадастровой оценки, в том числе методических указаний о государственной кадастровой оценке".

6. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2017 N 284 «Об утверждении Требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки».

7. Приказ Минэкономразвития России от 16.06.2017 N 291 «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений, включенных в этот фонд, а также перечня иных сведений о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения, требований по их включению в фонд данных государственной кадастровой оценки».

8. Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2017 N 317 «Об утверждении порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений».

9. Приказы Минэкономразвития России об утверждении федеральных стандартов оценки № 1-4, 7.

10. Приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости».

11. Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 и от 18.03.2011 № 113 "Об утверждении порядков расчета кадастровой стоимости вновь образованных объектов и при изменении их характеристик".

Помимо представленных выше, оценочную деятельность в России также регулируют некоторые  указы Президента РФ, Постановления правительства РФ, акты министерств и иных органов исполнительной власти.

Также оценщик в своей деятельности руководствуется законодательством, регулирующим отношения по поводу прав собственности, других вещных прав, а также имущественных отношений. Это делает необходимым знание оценщиком Гражданского кодекса РФ и других нормативных актов по аренде, приватизации, залогу, банкротству, ипотеке и т.д.

Таким образом оценочное законодательство в России весьма богато, хотя при этом все еще активно развивается и формируется.

При определении инвестиционной стоимости рассчитывается объем денежных средств, отражающий полезный эффект от использования объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных инвестиционных целях использования объекта оценки.

Под инвестиционными целями понимаются цели конкретного лица или группы лиц, направленные на достижение определенного полезного эффекта от использования объекта оценки и обусловленные свойствами этого объекта.

В случае расхождений между требованиями федеральных стандартов оценки приоритет имеет настоящий Федеральный стандарт оценки.

Ряд важных поправок внесен в Основы законодательства о нотариате. Избрание нотариуса депутатом Госдумы, регионального или муниципального органа стало основанием для приостановления его полномочий. Кроме того, нотариусов обязали повышать свою квалификацию. Это нужно делать не реже раза в 4 года. В ЕИС нотариата появится реестр списков участников ООО. Вносить сведения в реестр и выдавать выписки из него уполномочены нотариусы. Закреплены соответствующие нотариальные тарифы и процедура.

Конституция РФ (ст. 34) устанавливает, что "каждый гражданин имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Правовое регулирование общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения разнообразными вещами во многом определяется естественными свойствами последних, зависит от их экономического назначения, строится с учетом их ценности, общественных интересов и т.д. В связи с этим не только теоретическое, но и большое практическое значение приобретает научная классификация объектов гражданских правоотношений. Она призвана служить ориентиром при выявлении правового режима того или иного имущества, определении объема и содержания прав и обязанностей участников гражданских правоотношений.

1. Собственность на вещь, созданную заново (ст. 219 ГК РФ);

2. Возникновение собственности на доходы (или иную выгоду), полученные в результате использования имущества (предусмотрено ст. 218 ГК РФ);

3. Появление права собственности после переработки (ст. 220 ГК РФ);

4. Приведение в собственность вещей, которые являются общедоступными для сбора (ст. 221 ГК РФ);

5. Возникновение права собственности на вещь, от которой отказался сам собственник, или эта вещь — находка 57 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС Филатов А. К., Ивашина Е. С. (клад, животное без хозяина и прочее). Также, такие вещи называются бесхозяйными (ст. 225 — 235 ГК РФ);

6. Возникновение права собственности, связанной с давним приобретением (как пример: если гражданин — не собственник, но добросовестно, не скрывая от других лиц, и непрерывно владеет имуществом как своим (недвижимым имуществом — в течение 15 лет, движимым и прочим имуществом — в течение 5 лет). До истечения вышеуказанных сроков этот субъект пользуется защитой своего владения от всех прочих лиц (ст. 231 ГК РФ);

7. Собственность на самовольную постройку может быть признана судом, тогда, когда такой участок в соответствии с законодательным порядком предоставлен под возведение помещения/здания (ст. 222 ГК РФ). Под вторичными признаками авторы предлагают признать основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного лица (субъекта гражданского права) к другому, на основании правопреемства или по воли предыдущего собственника, являясь результатом договора или односторонней сделки.

Основополагающим вещным правом в сфере недвижимости, обеспечивающим интересы как отдельных граждан, так и общества в целом, является право собственности. Как субъективное вещное право, право собственности является одним из самых разработанных вещных прав, что, однако, не свидетельствует о его устойчивости. Эволюционный характер института права собственности подчеркивается в высказывании Ю.С. Гамбарова, который отмечал, что институт собственности никогда не имел постоянного характера, который ему приписывался господствующей теорией. Напротив, в своем историческом развитии он проходил через множество форм, различных по степени ограничения, применявшегося к частным лицам, и по содержанию прав, которые им предоставлялись, по содержанию, которое постоянно менялось вместе с отличиями объектов собственности.

Список использованной литературы:

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.20). [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения: 20.12.2020).

Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N 722 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение инвестиционной стоимости (ФСО N 13)" [Электронный ресурс], URL: https://www.audit-it.ru/law/appraisal/890307.html (дата обращения: 20.12.20).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (дата обращения: 21.12.20).

Система нормативно-правового регулирования в сфере государственной кадастровой оценки недвижимости [Электронный ресурс], URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5b8880267966e1073081b610.pdf (дата обращения: 20.12.20).

Нормативные акты, регулирующие вопросы государственной кадастровой оценки [Электронный ресурс], URL: https://rosrealt.ru/moskva/statya-normativnye-akty-reguliruyushchie-voprosy-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenki (дата обращения: 22.12.20).

Нормативные акты регулирующие деятельность оценщика [Электронный ресурс], URL: https://otsenka-krasnodar.ru/normativnye-akty/ (дата обращения: 23.12.2020).

Особенности нормативно-правового регулирования государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на современном этапе [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-normativno-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennoy-kadastrovoy-otsenki-obektov-nedvizhimosti-na-sovremennom-etape= (дата обращения: 21.12.20).

Недвижимое имущество как объект гражданских прав [Электронный ресурс], URL: https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer.ru/s/poleznoe/28042-nedvizhimoe-imushhestvo-obekt-grazhdanskikh-prav (дата обращения: 23.12.2020).

Основания возникновения права собственности [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-vozniknoveniya-prava-sobstvennosti/viewer (дата обращения: 22.12.2020).

О содержании права собственности на недвижимое имущество [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-prava-sobstvennosti-na-nedvizhimoe-imuschestvo (дата обращения: 21.12.2020).

Просмотров работы: 45