Понятие «концепт» является одним из центральных в современной лингвокультурологии и когнитивной лингвистике. Утверждение данного термина обозначило новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры.
В.И. Карасик понимает концепт как «многомерную ментальную единицу с доминирующим ценностным элементом» [3, с. 76]. По определению Воркачева, концепт – это «культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму» [1, с. 47].
Как видно из определений, концепт – это ментальная единица, которая содержит ценностный компонент и репрезентируется с помощью языковых средств, и именно языковая репрезентация концепта «время» в методической парадигме является объектом нашего исследования. Значимость нашего исследования заключается в возможности применения полученных результатов для обучения русскому языку, поскольку процессы постижения культурных смыслов, культурных кодов связаны с освоением ведущих концептов, например, концепта «время».
В последнее время в среде методического сообщества учителей-словесников утверждается принцип лингвокультурологической направленности, который ориентирован на применение нетрадиционных форм урока, среди которых одной из наиболее перспективных является такая форма, как урок-концепт. Наибольший вклад в данное направление внесла Наталья Львовна Мишатина (профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена), которая разработала систему работы по формированию культуроведческой (или лингвокультурологической) компетенции через освоение базовых концептов на лингвокультурологических уроках развития речи [4]. В структуре таких уроков обычно выделяется три этапа: первый этап направлен на создание творческой мотивации к уроку, второй предполагает решение системы лингвокультурологических задач разного типа (ассоциативного, аналитического, классификационного и др.), на третьем этапе учащиеся создают собственное речевое произведение на основе концепта.
С опорой на методические материалы Н.Л. Мишатиной [4] и М.И. Шутана [8], нами был разработан урок на тему «Концепт “Время” в русской языковой картине мира», который направлен на формирование культуроведческой (лингвокультурологической) компетенции через освоение концепта. Это достигается посредством решения различных лингвокультурологических задач, с помощью которых происходит рассмотрение данного концепта. Итогом работы над концептом является индивидуальное смыслотворчество учащихся, которое ориентировано на обогащение ценностных смыслов слова путём дополнения его собственными представлениями.
Урок может быть проведён в 11 классе в рамках изучения раздела «Язык и культура», на который в соответствии с календарно-тематическим планированием по УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова отведено 5 часов [6].
Как было обозначено ранее, в структуру урока-концепта входит три этапа. Рассмотрим подробнее каждый из них. Задачей первого этапа является создание мотивированной основы урока. Нами был выбран такой приём, как работа с эпиграфом, который позволяет настроиться на атмосферу творческого диалога между учителем и учениками:
Эпиграф: «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее». (Томас Манн)
Вопросы к классу:
- Как вы понимаете эту фразу?
- Можете ли вы согласиться с писателем?
- В чём, на ваш взгляд, заключается ценность времени?
- Всегда ли можно о времени говорить в положительном ключе? Объясните свой ответ.
В ходе обсуждения эпиграфа предполагается услышать разные мнения и таким образом выяснить, что время – сложное и неоднозначное понятие. Существует время физическое: оно объективное и общее для всех. Время, которое отражается в языке, субъективно: представления о нём могут различаться в зависимости от национальной и культурной принадлежности. И, наконец, время может быть осмыслено художником слова – поэтом и писателем, и отражать особые индивидуально-авторские представления.
Освоение концепта учащимися происходит через решение различных лингвокультурологических задач (далее – ЛКЗ), направленных на всесторонний анализ языковых средств репрезентации концепта. Работа над осмыслением концепта ведется по нескольким направлениям:
1. В начале предполагается установление лексического значения понятия через толковые словари [5], соотнести определения, представленные в словаре, с примерами из художественной литературы (прим. на нашем уроке в качестве дидактического материала использовались тексты стихотворений Арсения Тарковского [7]), придумать собственные предложения, в которых реализуются различные лексические значения слова время:
Работа над словарным портретом слова
1) Задание: ознакомиться со значениями слова время, представленными в толковом словаре Ожегова.
2) Задание: прочитать фрагменты из стихотворений Арсения Тарковского и распределить их в зависимости от значения, представленного в словаре. К остальным значениям подобрать собственные примеры.
2. Далее анализируется «внутренняя форма» слова через его этимологию:
А) Согласно этимологическому словарю Фассмера [9], слово время заимствовано из церковнославянского языка и родственно слову вертеть. Как время связано с вращением? Попробуйте сделать предположения, с какой моделью времени связано это слово?
Б) Время и вертеть восходят праиндоевропейскому корню vártma, что обозначает "колея, рытвина, дорога, желоб". Подумайте, как можно связать этимологию с представлениями о характере движения времени?
Через анализ этимологи слова учащиеся знакомятся с двумя моделями времени в культуре: а) Время в исходном значении – это возвращение, чередование дня и ночи, природных циклов. С этим связываются представления о цикличной модели времени; б) Данную этимологию можно связать с представлениями о времени как пути, линии. Иными словами, о линейном характере времени.
3. Третьим шагом будет выявление контекстуально-метафорического значения слова. На данном этапе предлагается несколько ЛКЗ, позволяющих всесторонне рассмотреть языковые репрезентации концепта «Время» во фразеологии, метафорических сочетаниях, поэтическом творчестве:
1) Задание: вставить пропущенные слова, объяснить смысл пословиц.
Делу – ___, потехе – ___.
___ не выбирают.
Знай ___цену, ___ – счёт.
___ пропустишь – ___ не наверстаешь.
Иное время – иное ___.
Слова для справки: минутам, бремя, час, время, час, минутам, утро, времена, годом, секундам.
Учитель: На какие две смысловые группы можно разделить данные пословицы?
Ответ: 1,3,4 говорят о ценности времени, о важности его рационального использования; 2,5 о невозможности выйти за пределы своего времени, о необходимости стойкости перед лицом трудностей.
У: Какие ещё пословицы вам известны? Объясните их значение.
Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.
Фразеология – это хранитель национальных представлений, и этот этап позволяет через анализ фразеологических единиц выявить наиболее характерные и распространенные типы отношений ко времени в русской культуре.
2) Данное задание направлено на выявление метафорических экспликантов концепта, которые отражают ценностные доминанты национальной картины мира:
Перед вами метафоры времени, распространенные среди носителей русского языка. На какие 4 группы вы могли бы их разделить? Как можно озаглавить каждую группу?
Время терпит, время тянется, тратить время, время ползёт, время бежит, время течет, время подгоняет, экономить время, время летит, рассчитывать время, убивать время, время истекает.
В результате работы над данным заданием ученики должны установить четыре метафоры времени, характерные для русской лингвокультуры:время как движение; время как живое существо; время как субстанция; время как ценность [2].
3) Цель следующего задания – продемонстрировать учащимся, как данные метафоры функционируют и реализуются в поэтическом творчестве:
Ознакомьтесь с фрагментами стихотворений Арсения Тарковского. Найдите сочетания с временной лексикой. Дополните найденными сочетаниями выделенные группы.
1)«Для чего я лучшие годы
Продал за чужие слова?»
2)«Подумай только: не было разлуки,
Смыкаются, как воды, времена».
3)«В резину черную обута,
Ко мне идет убийца-ночь».
4)«Ночью медленно время идет.
Завершается год високосный».
4) Среди метафор времени особое место занимают пространственные метафоры, которые широко распространены во многих лингвокультурах (в том числе и русской) и отражают особенности взаимодействия человека с окружающим миром. Исходя из этого, учащимся предлагается следующее задание:
Учитель: Среди временных метафор очень распространенной является пространственная, основывающаяся на положении человека по ориентации к прошлому и будущему. Составьте предложения, включив в них пространственные метафоры времени.
Слова для справки:за плечами, на шаг от, на носу, за спиной, перед лицом, лицом к лицу.
Помимо составления речевых высказываний, ученикам предлагается поразмышлять над тем, почему современный человек представляет будущее как располагающееся впереди него, а прошлое – позади. В ходе диалога с учителем обучающиеся должны прийти к выводу, что позади нас прошлое, мы стоим к нему спиной, так как оно уже свершилось и невозвратимо; перед нашими глазами – будущее, так как оно для нас открыто, а мы движемся по направлению к нему. После этого выявляются отличия в восприятии времени у древнего человека, который считал что он стоит лицом к прошлому, а будущее находится позади него, так как он воспринимал будущее как нечто неизвестное, а прошлое как знакомое и потому открытое взору.
4. После выявления контекстуально-метафорического значения слова необходимо также рассмотреть художественный концепт «Время» через комплексный анализ лирического произведения. Цель этапа – выявление индивидуальных авторских способов взаимодействия со временем, сопоставление их с общенациональными представлениями:
Анализ стихотворения Арсения Тарковского «Посредине мира»
Система примерных вопросов и заданий:
Выделите сочетания, обозначающие пространственное положение человека.
Подумайте, нет ли в словах, выражающих пространственное значение, указания на время
Как лирический герой взаимодействует с прошлым и будущим? В каких образах описывается это взаимодействие?
Какие метафорические сочетания образуют имена собственные и временная лексика?
Итоговый этап работы над осмыслением концепта представляет собой индивидуальное смыслотворчество учащихся – создание собственного языкового высказывания определенного жанра (лингвокультурологический этюд):
Проанализируйте одно из предложенных стихотворений Арсения Тарковского. Какие особенности восприятия времени отразились в стихотворении? *Кто ещё из русских поэтов обращался к теме времени?
Придумайте собственную временную метафору. На чём в ней основывается сходство времени? Включите метафору в контекст.
Напишите этюд на тему «Моё время». При описании времени используйте известные вам метафоры и сравнения. При необходимости опирайтесь на Словарь эпитетов русского литературного языка под редакцией К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло.
Урок направлен на формирование всех видов компетенций: языковедческой, литературоведческой, коммуникативной и, в особенности, культуроведческой. Языковедческая компетенция формируется за счёт развития навыков работы с толковыми и этимологическими словарями, умения анализировать лексические значения, классифицировать языковые единицы в зависимости от их семантики. Формирование литературоведческой компетенции происходит в процессе комплексного анализа художественного текста: рассматриваются лирический сюжет, композиция поэтического текста, различные средства выразительности. Коммуникативная компетенция формируется путём всестороннего совершенствования речевого развития учащихся: задания предполагают связный устный ответ и построение собственного письменного текста как целостного высказывания определённого жанра (лингвокультурологический этюд). Культуроведческая компетенция формируется посредством расширения представлений учащихся о такой культурной и текстовой универсалии, как время, за счёт обращения к отразившимся в языке национальным представлениям и к эстетическому освоению концепта «время» в поэтическом творчестве (на примере поэзии Тарковского). В результате у учащихся должно укрепиться понимание связи языка с мышлением и культурой и осознание кумулятивной функции языка как хранителя национально-культурных представлений.
Список литературы
Воркачёв, С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты [Текст] / С.Г. Воркачёв// ИАН СЛЯ. – 2001. – т.60. – №6. – С. 47-58
Захаренко И.В. Концепт «Время» в русском языковом сознании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teacher.msu.ru/sites/default/files/resursy/Захаренко%20И.В.%20Концепт%20ВРЕМЯ%20в%20русском%20языковом%20сознании.pdf (дата обращения: 04.06.2020)
Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингво-культурный концепт как единица исследования [Текст] / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: ВГУ, 2001 – С. 75-80.
Мишатина, Н.Л. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, в СЛОВЕ явленный»: освоение концептов русской культуры. Элективный курс по русскому языку для предпрофильной и профильной школы [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.Л. Мишатина. – СПб.: САГА, 2005. – 132 с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2003. – 978 с.
Русский язык. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровень) / под ред. Львовой С.И., Львова В.В.. – М.: Мнемозина, 2019.
Тарковский, А.А. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения [Текст] / сост. Т. Озерской-Тарковской; вступ. ст. К. Ковальджи; примеч. А. Лаврина. — М.: Худож. лит., 1991. — 462 с.
Шутан, М.И. Работа с концептом «время» на уроках русского языка [Текст] / М.И Шутан // Русский язык в школе. – 2019. – № 80(3). – С. 11-16.
Этимологический словарь Макса Фасмера [Электронный ресурс] / URL: https://gufo.me/dict/vasmer (дата обращения: 04.06.2020)