Исследование читательских предпочтений современных подростков проводилось на базе МБОУ г. Мурманска СОШ №38. В ходе исследования были использованы методы анкетирования, анализа статистических данных и гендерный анализ. В опросе приняли участие 154 респондента.
Проведение анкетного опроса было обусловлено несколькими моментами. Во-первых, возраст опрошенных должен был находиться в диапазоне от 12 до 16 лет. Именно этот период мы определяем как подростковый возраст. Во-вторых, для применения метода гендерного анализа в опросе должно было принять участие равное количество мальчиков и девочек – 77 и 77 соответственно.
Вопросы, вошедшие в анкету, должны были помочь определить то, как часто подростки обращаются к книге, читают ли они что-либо помимо произведений школьной программы. Основой упор был сделан на изучение интереса к жанровому составу, тематической направленности, формату и стране происхождения читаемых современными подростками произведений.
Исследование читательских предпочтений подростков по критерию отношения читаемых ими произведений к школьной программе показало, что круг чтения 61,1 % респондентов не ограничивается произведениями школьной программы.
Для того чтобы узнать жанровые предпочтения подростков, респондентам было предложено выбрать любое количество из предложенных вариантов ответов на вопрос: «Какие произведения в зависимости от их жанрового состава Вы предпочитаете?». В состав перечисленных жанров впервые была добавлена фан-проза – жанр любительского сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений и произведений киноискусства.
Исследование по данному критерию показало, что классическая и учебная литературы составляют доли, равные 19,4% и 16,9% соответственно. Фан-проза, фантастика и фэнтези, а также произведения о жизни современных подростков занимают приблизительно одинаковое положение в круге подросткового чтения. Полученные данные можно объяснить возрастными интересами читателей.
Исследование читательских предпочтений в зависимости от направленности произведения показало, что в круге чтения подростков преобладает развлекательная литература – 51,2%.
На основе результатов, полученных по предыдущим критериям можно сделать вывод, что наличие развлекательного характера является главным фактором для отбора подростками литературных произведений для чтения. По мнению Чудиновой В.П., «чтение для детей и подростков вне учебы и других занятий сохраняет рекреационный, развлекательный характер. К восприятию «серьезной» литературы, требующей больших духовных, интеллектуальных и эмоциональных затрат, современные подростки просто оказываются не готовы» [8, 178].
Таким образом, наиболее востребованными среди большинства подростков оказываются жанры фантастической и остросюжетной литературы.
Н.И. Сушко и Л.И. Петрова придерживаются мнения о том, что интересы подростков формируются под влиянием теле- и киноиндустрии, в связи с чем репертуар современного книгоиздания ориентирован на массового читателя [6, 69-70].
Исследование читательских предпочтений в зависимости от страны происхождения произведения показало, что в круге подросткового чтения с небольшим перевесом преобладает зарубежная литература – 51,9%. Доля интереса к отечественной литературе составляет 48,1%.
Исследование читательских предпочтений в зависимости от формата чтения показало, что читатели подросткового возраста предпочитают электронный формат произведений – 51,9%. Печатные книги пользуются меньшей популярностью – 48,1%.
Данные исследования по изучению формата чтения, проведенного ВЦИОМ, за 2018 год показывают, что молодежь читает художественную литературу преимущественно в бумажном формате 56%, хотя 27% выбирают электронный [1]. Таким образом, мы можем наблюдать разницу в читательских предпочтениях подростков и молодежи. Можно предположить, что интерес к электронному формату произведений обусловлен возрастными предпочтениями современных подростков.
Анализ досуговых предпочтений подростков показал, что в их жизни книга «остается в качестве источника информации. Удовольствие же подростки в большей мере получают от компьютерных игр и Интернета. Легкость освоения последнего, так же, как и его многофункциональное использование, однозначно свидетельствуют о том, что за ним – будущее» 7, 157].
Необходимо отметить, что большинство респондентов проигнорировали последний вопрос анкеты, где нужно было указать 5 произведений, которые нравятся им больше всего. Из названных произведений можно перечислить серию романов о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг, циклы книг «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р.Р. Мартина и «Сагу о ведьмаке» А. Сапковского, а также сборник норвежских народных сказок. Из произведений, имеющих отношение к школьной программе, респонденты назвали карело-финский эпос «Калевала», роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и роман «Герой нашего времени», повесть А. Грина «Алые паруса» и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».
В рамках исследования была предпринята попытка провести гендерный анализ полученных данных.
В настоящее время гендерные исследования занимают одно из ведущих направлений в науке. Гендер – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации [4, 185].
Для более подробного изучения читательских предпочтений современных подростков было решено провести гендерный анализ ответов на вопросы анкеты. Гендерный анализ понимается как инструмент для характеристики социальных процессов, сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в обществе, с целью использования этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений [4, 185-186].
Исследование читательской активности подростков в гендерном аспекте показало, что девочки-подростки читают чаще, чем мальчики. Можно предположить, что данный факт связан с досуговыми предпочтениями школьников. 30,9% мальчиков проводят свободное время, занимаясь в кружке, студии, секции или группе, а 20,7% развлекаются посредством Интернета. Девочки же проводят свой досуг иначе.
Необходимо отметить, что почти равное количество мальчиков и девочек играют в компьютерные игры – 22,2% и 21,8%. Вполне вероятно, это связано с тем, что в современной игровой индустрии идет процесс репрезентации образа женщины. В связи с этим наблюдается стремительный рост женской аудитории на игровом рынке.
Исследование читательских предпочтений по критерию отношения читаемых произведений к школьной программе в гендерном аспекте показало, что 54,5% девочек читают больше произведений, не имеющих отношение к школьной программе, нежели мальчики.
Среди жанров одинаковое положение у мальчиков занимают фэнтези, фантастика и детективы – по 20,7%. Доля учебной литературы преобладает над классической – 16,8% и 11,6% соответственно.
У девочек же классическая литература занимает первое место – 27,2%. Скорее всего, это связано с тем, что классика входит в состав школьной программы, в связи с чем она занимает лидирующее положение в круге чтения девочек. Второе место у девочек занимает фан-проза – 22,9%. На третьем месте расположилась учебная литература – 15,5%. Также значительный интерес для девочек представляют произведения о жизни современных подростков – 14,2%.
Результаты исследования читательских предпочтений в зависимости от тематической направленности произведений показывают, что 54,5% мальчиков и 48,2% девочек предпочитают развлекательные произведения, а 33,9% мальчиков и 38,9% девочек – учебные. Заметно снижен интерес к познавательным произведениям – 11,6% мальчиков и 12,9% девочек.
Таким образом, если мальчики читают, то делают это во многом для себя. Именно поэтому они больше заинтересованы в тех литературных произведениях, которые носят развлекательный характер. Для девочек чтение – это одновременно и досуг, и работа, как показывают результаты исследования. На наш взгляд, это указывает на возрастные предпочтения подростков.
Ко всему прочему, мы видим, что мальчики и девочки проявляют приблизительно одинаковый интерес к учебной литературе, как в жанровом, так и в тематическом планах. Вполне вероятно, данный факт можно объяснить тем, что учебная литература – это то, что читают по необходимости в общеобразовательной средней школе. При этом мы видим, что современные подростки почти не заинтересованы в чтении познавательной литературы. Это говорит о том, что современные подростки вне зависимости от гендера меньше увлекаются познавательной литературой.
Результаты исследования читательских предпочтений в зависимости от формата чтения (печатный или электронный) в гендерном аспекте показали, что мальчики предпочитают электронный формат книг – 54, 6%. Разница в предпочтениях формата чтения у девочек незначительна.
В круге подросткового чтения у мальчиков преобладает зарубежная литература – 57,1%. Вполне вероятно, это связано с тем, что большая часть детективов и фантастических произведений, завоевавших мировую популярность, была написана зарубежными авторами. В круге чтения девочек преобладает отечественная литература. Как уже говорилось ранее, такие показатели говорят о том, что в школьной программе преобладают произведения русской литературы, соответственно зарубежные писатели во многом остаются вне поля зрения девочек.
Таким образом, гендерный анализ результатов исследования позволил выявить различия в читательских предпочтениях мальчиков и девочек подросткового возраста.
Подводя итог данной части исследования, можно сделать вывод, что репертуар чтения подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем – обязательная школьная классика. Однако если мы посмотрим на репертуар чтения подростков в целом, то увидим, что литература развлекательного характера представляет наибольший интерес для современных подростков. Это напрямую связано с тенденциями, характерными для информационной эпохи [7, 157]. По мере развития информационного общества возрастают возможности поиска и отбора информации. А это, в свою очередь, оказывает влияние на формирование интересов и предпочтений современных подростков.
Среди жанров, в преобладании которых отмечен значительный разрыв результатов между мальчиками и девочками, можно выделить фэнтези, фантастику и детективы, фан-прозу, произведения о жизни современных подростков, что напрямую связано с возрастными особенностями развития школьников.
Ко всему прочему, мы видим, что современные подростки вне зависимости от гендера почти не заинтересованным в чтении познавательной литературы. Таким образом, «чтение становится более функциональным (инструментальным): книга либо читается для выполнения школьного задания, либо для отдыха» [7, 156].
Современная информационная среда с её доступность различных каналов массовой коммуникации, как говорит Н.А. Стефановская, оказывают сильное влияние на интересы подростков и их читательские предпочтения [5, 54]. Этим и объясняется тот факт, что школьники делают выбор в пользу развлекательной литературы, для чтения на досуге. Несмотря на это, они читают и классические произведения, на которые им приходится обращать свое внимание в рамках учебной школьной программы. Увеличение интереса к чтению определенной доли подростков отнюдь никак не связано с познавательным, дидактическим потенциалом литературы.
В.П. Чудинова утверждает, что для улучшения состояния подросткового чтения необходимо «реформирование школьных подходов, программ и методик обучения чтению, а также преподавания литературы». Школьная программа по литературе в большей степени опирается на русскую классику, не учитывая реальные интересы читателей-школьников. Из ходя из этого можно обратиться к национальной программе поддержки и развития чтения, в которой говорится, что «необходимо создать в стране условия для <…> повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности» [3].
Таким образом, литературное образование должно способствовать не только развитию читательского интереса у подростков, но и формированию у них адекватных читательских предпочтений. Для достижения данной цели необходимо найти баланс между старой литературной моделью, которой придерживается примерная основная образовательная программа основного общего образования, и новой литературной моделью, в основе которой лежит иное понимание и восприятие книжной культуры современными подростками.
Книга сегодня, независимо от формата (печатного или электронного), по-прежнему остается основой культуры и грамотности; важность чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается сегодня мировым сообществом. По мнению С.Я. Маршака,«литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова» [2].
Чтобы изменить роль книги в жизни современных детей, восстановить ее приоритетные позиции, необходимо наличие постоянного взаимовыгодного взаимодействия между педагогами, библиотекарями и, безусловно, родителями.
Список использованной литературы
ВЦИОМ: Бумага против экрана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9343, свободный. – (Дата обращения: 26.05.2019)
Маршак, С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie06.htm, свободный. – (Дата обращения: 20.05.2019)
Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf, свободный. – (Дата обращения: 26.05.2019)
Кавинкина, И.Н. Психолингвистика: пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений [Текст] / И.Н. Кавинкина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 284 с.
Стефановская, Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции: монография [Текст] / Н.А. Стефановская. – Тамбов: Паршина Р.В., 2007. – 143 с.
Сушко, Н.И.; Петрова, Л.И Влияние медиасреды на читательские предпочтения подростков [Текст] // Труды БГТУ. Серия 4: принт- и медиатехнологии. – Минск: УО «Белорусский государственный технологический университет», 2010. С. 67-71.
Чудинова, В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды [Текст] // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164.
Чудинова, В.П. Чтение, жанры и книги, популярные у подростков (мнение социолога литературы) // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: Сборник трудов по материалам VI Всероссийской научно-методической конференции. В 2 ч. Ч.1.: Теория и практика анализа художественного текста. Чтение и актуальные проблемы литературного образования в школе и вузе. – М.: МИОО, 2013. С.191-201.