В условиях перехода к новой модели образования, отвечающей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются его цели и задачи.
Формирующее оценивание является эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.
Формирующее оценивание - оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося. Это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Оценивание является формирующим, если выполнены следующие условия:
- задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу;
- задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату;
- результаты проведенного формирующего оценивания должны быть сразу же доступны для учителя и ученика с целью планирования повышения качества знаний.
Так как процесс обучения является непрерывным, процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только по итогам прохождения определенного блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии. Результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика.
В настоящее время существует множество возможностей, которые могут помочь учителю в планировании и оценивании своей работы и работы учащегося. Они позволяют мгновенно получить обратную связь от учеников и адаптировать свою работу в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся. Велико многообразие платформ и приложений, которые отвечают многим требованиям педагогов. Рассмотрим некоторые из них. Данные цифровые инструменты формирующего оценивания помогают собрать данные, произвести анализ процессов понимания учениками учебного материала.
Yandex – форма.
При помощи этих форм учителя могут создавать итоговые тесты, викторины, анкеты с различными типами вопросов (одновариантные, многовариантные, с короткими/длинными текстами, предполагающие свой вариант ответа, вопрос с картинкой/ видео; числовой ответ) и отправлять заявки на участие по электронной почте или по общей ссылке.
Учителя смогут получить большой аналитический материал о ходе выполнения заданий по каждому ученику и общую статистику по классу в виде документа, сформировать отчет в формате Exsel, построить диаграммы и т.д.
Принцип работы с такими формами достаточно прост:
Для создания формы потребуется аккаунт яндекс.
В поисковой сроке необходимо набрать яндекс-формы.
Выбрать окно «Попробовать», «Создать форму».
В «Конструкторе» можно выбрать тот вариант вопроса и ответа, который соответствует задачам задания.
В «Теме» можно выбрать оформление виртуального рабочего листа с заданиями (цвет/ изображение/фон; шрифт и цвет текста; цвет/ форма и положение кнопок).
В разделе «Интеграция» можно настроить связь формы с другими сервисами, чтобы использовать их возможности для обработки ответов пользователей и других данных из формы. Например, опубликовать форму в Яндекс.Дзене; настроить действия, которые будут выполняться автоматически при заполнении формы. Для каждой формы можно настроить сразу несколько автоматических действий и задать условия их выполнения в зависимости от ответов пользователя на вопросы формы.
В разделе «Ответы» можно скачать ответы в виде файла или сохранить их на Яндекс.Диск. Также можно просмотреть прикрепленные учениками файлы.
QR – код.
Основное преимущество QR-кода - его «вместительность».
Стандартный QR-код включает в себя около 4000 символов. Это позволяет зашифровать не только пару десятков символов, но даже целые тексты, длинные реферальные ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые учащимся, на электронные версии текстов и на дополнительную информацию, зашифровать правильные ответы учащихся.
Как видим, применение современных цифровых технологий возможно на разных этапах урока, а именно: актуализации знаний, объяснении нового материала, первичном закреплении знаний, обобщении, систематизации и контроле знаний, а также является необходимым условием для оценки эффективности современного урока. Использование информационно-компьютерных технологий открывает учителю новые возможности в преподавании своего предмета, а ученикам дает возможность участия в создании элементов урока, что активизируют познавательную деятельность, развивает творческие способности обучающихся, способствуют совершенствованию практических умений и навыков.
Цифровые технологии формирующего оценивания позволяют учителю оценить текущее состояние обученности и обозначить пути дальнейшего развития ученика, поскольку цель формирующего оценивания — личный прогресс ребенка в обучении
Список литературы
Азанова А. Е. Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучения. – Педагогика сегодня: проблемы и решения: VI Международная научная конференция/ Санкт-Петербург, 2020 – 64 с.
Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. — Narva: TartuUlikool, 2012. — 48 c.
Пинская М. А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. — Москва, 2009. — 32 с.
Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — Москва, 2011. — 112 с.