ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Зимина А.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последние десятилетия из-за социально-экономических изменений в Российской Федерации произошло ослабление традиционной половой морали, масштабирование коммерческого секса и потребления наркотиков. Данные изменения серьезно отразились на подростках и молодежи, в среде которых появились серьезные проблемы такие как: наркомания, курение, алкоголизм, снизилась значимость духовно-нравственных ценностей. Отмечен значительный рост инфекций, передаваемых половым путем (далее ИППП). Несмотря на успехи, достигнутые в области лечения ВИЧ-инфицированных пациентов, динамика развития эпидемии по-прежнему определяется высокими темпами появления новых случаев заболевания. В России зарегистрировано более 1 216 468 ВИЧ-инфицированных, при этом по данным Роспотребнадзора за 10 лет коэффициент заболеваемости вырос в 3 раза. А вот число смертельных случаев от данного заболевания стало больше в 13 раз. Но, за последние 2-3 года число заражающихся ежегодно несколько снизилось [8]. Хотя, все же это не упрощает ситуацию и не делает ее менее опасной. Распространение вируса иммунодефицита человека (далее ВИЧ) серьезная проблема нашего времени. В настоящее время в России уже сформировался значительный контингент ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков, имеющих многочисленные гетеросексуальные контакты, в связи с чем риск массового распространения ВИЧ очень велик. Сохраняющийся при этом высокий уровень ИППП говорит о том, что половое поведение населения опасно в плане заражения ВИЧ. По этой причине население страны должно быть информировано о риске заражения ВИЧ и мотивировано на изменение рискованного полового поведения.

По оценкам специалистов, более 50 млн. человек в мире заразились вирусом иммунодефицита человека и 22 млн. умерли от синдрома приобретенного иммунодефицита (далее СПИДа), из них 1,5 млн. — дети. В ряде стран это заболевание уже привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни более чем на 10 лет. Поскольку СПИД поражает преимущественно трудоспособное население среднего возраста, данное заболевание ухудшает социальное положение остальных членов семьи, особенно детей, обостряя проблемы бедности и социального неравенства в обществе.

Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ, заставляет рассматривать вопрос о борьбе с эпидемией в качестве приоритетного направления деятельности Российского государства. Необходимо проведение профилактических мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения.

На наш взгляд, несмотря на масштаб данной проблемы, вопрос профилактики ВИЧ-инфекции остается недостаточно освещенным для населения, особенно молодежи.

Цель данной работы заключается в изучении вопросов профилактики ВИЧ-инфекции и анализе основ профилактической деятельности ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Основы профилактической деятельности ВИЧ-инфекции. Первичная профилактика направлена на население в целом и заключается в минимизации воздействия факторов риска [9, С.2]. Первичная профилактика включает тестирование донорской крови на ВИЧ, профилактику наркомании и злоупотребления алкоголем, просвещение и обучение с целью популяризации безопасного секса, пропаганды безопасной инъекционной практики.

Огромное значение в предупреждении заражения ВИЧ-инфекцией имеет информирование населения о заболевании, об особенностях передачи и проявлениях заболевания [2, C. 106-108]. Проведённые в последние годы в России исследования позволили доказать, что уровень информированности населения остается недостаточным, и даже при наличии знаний о механизмах и путях передачи заболевания часто отсутствует настороженность в плане возможного заражения. Недооценка риска заражения чревата пренебрежением мерами защиты [5, C. 117-121]. Согласно Государственной стратегии, с 2016 г. приоритетным направлением первичной профилактики становится информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции. По имеющимся данным, информационные кампании среди населения могут быть полезными в сдерживании эпидемии ВИЧ/СПИДа. Исследования, проведенные в разных странах, продемонстрировали, что мероприятия, осуществляемые средствами массовой информации (далее СМИ), по профилактике ВИЧ-инфекции повышают информированность населения о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции. Всё это способствует приверженности населения использованию презервативов, прохождению дотестового консультирования и тестирования. Вторичная профилактика направлена на максимально раннюю диагностику заболевания и консультирование инфицированных с целью предотвращения заражения других лиц. Обязательное консультирование до и после тестирования на ВИЧ-инфекцию является эффективной предупреждающей мерой в отношении снижения заболеваемости. Консультирование необходимо проводить независимо от результата теста. При отрицательном результате, обсуждая степень риска инфицирования, можно мотивировать на его снижение [6, C. 75-80].

Также к вторичной профилактике можно отнести превентивные мероприятия, направленные на ключевые группы населения (потребители инъекционных наркотиков (далее ПИН), мужчины, имеющие секс с мужчинами (далее МСМ), группа секс-работников, заключённые, мигранты и др.) [5, C. 47-54]. Программы «снижения вреда от инъекционного употребления наркотиков», включающие обмен шприцев, консультирование, программы заместительной терапии снижают уровень распространения ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, сифилиса и других инфекций, передающихся парентерально. Для потребителей инъекционных наркотиков данные программы могут быть эффективными в случае, если человек участвует в программе более полугода (риск инфицирования его при этом снижается почти в 2 раза) [4, C. 5-6].

Третичная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение прогрессирования заболевания и развития его осложнений. Она включает лечение и реабилитацию людей, живущих с ВИЧ/СПИД, социальную поддержку пациентов и их семей. Меры третичной профилактики в то же время исполняют роль первичных превентивных мероприятий. Так, высокий уровень приверженности пациентов антиретровирусной терапии (далее АРТ) может значительно снижать риск передачи вируса их половым партнёрам за счёт подавления вирусной репликации и, следовательно, способствовать снижению распространения заболевания среди населения. Эффективность данной стратегии профилактики может быть дополнительно увеличена при постоянном использовании презервативов. Для людей с высоким риском заражения ВИЧ-инфекцией в качестве варианта профилактики предлагается приём антиретровирусных препаратов в рамках доконтактной профилактики. На эпидемический процесс при ВИЧ-инфекции оказывают влияние факторы, связанные с самыми разными областями жизни. Значимость тех или иных факторов, способствующих распространению или сдерживанию эпидемии, варьирует в зависимости от социальных, культурных, этнических, экономических и политических различий, особенностей уклада жизни. Соответственно, программы профилактики должны учитывать особенности эпидемиологической обстановки в каждом конкретном регионе.

Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях. Образовательная среда имеет огромное влияние на подростков и молодежь, что позволяет организовывать профилактические мероприятия различного уровня. Профилактическая работа может быть реализована через внеурочную деятельность и предметное обучение.

У многих людей сложилось мнение о принадлежности ВИЧ-инфекции к асоциальным и маргинальным слоям общества, но это не так, ВИЧ-инфекция поражает все слои населения, хотя, существуют группы повышенного риска. В настоящее время, ВИЧ-инфекция является угрозой не только для людей, принимающих инъекционные наркотики, ведущих беспорядочную половую жизнь, практикующих коммерческие сексуальные услуги, но и для всего общества.

Профилактика распространения ВИЧ/СПИД в образовательной среде представляет собой систему взаимосвязанных образовательных, социальных, медицинских мероприятий, имеющих целью выявить и устранить условия и причины, способствующих заражению ВИЧ, предупредить развитие и ликвидировать негативные последствий ВИЧ-инфицирования.

В 2005 году была разработана концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде. В этом документе перечислены основные принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде: системности, стратегической целостности, многоаспектности, ценностной ориентации, ситуационной адекватности, индивидуальной адекватности, легитимности, соблюдения прав человека, комплексности [3, с. 7].

В превентивном обучении в области профилактики ВИЧ/СПИДа отечественные и зарубежные ученые сегодня выделяют наиболее перспективные его направления:

– просвещение и информирование о ВИЧ/ СПИДе;

– обучение ответственному поведению;

– создание условий, поддерживающих профилактическую деятельность.

Просвещение и информирование о ВИЧ/ СПИДе – это предоставление актуальной и достоверной информации (о способах передачи ВИЧ-инфекции, поведении человека, увеличивающем риск заражения (злоупотребление наркотиками), о мерах и способах профилактики. Деятельность по просвещению и информированию о ВИЧ/СПИДе в образовательных организациях должна опираться на определенные принципы: адекватность, толерантность, достоверность, недопущение манипулированием информацией, не нанесение вреда, согласие на получение профилактической информации, нейтральность в подаче информации, многоаспектность, объективность. Наряду со специалистами, информированием учащихся также должны заниматься их родители.

Следовательно, необходимо организовывать работу по просвещению и информированию родителей и лиц, заменяющих их.

Обучение ответственному поведению, как направление профилактической работы возможно с формированием мотивации и установок на здоровый образ жизни, изменением рискованного поведения, повышением компетентности молодежи.

Задачи, решаемые в рамках данного направления:

– создание условий для формирования личностных ресурсов;

– обучение эффективным моделям поведения, способствующим развитию ответственности за собственную жизнь;

– формирование умений и навыков уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения;

– формирование адекватной полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе с ориентацией на отсрочку сексуального дебюта.

В рамках деятельности по созданию условий, поддерживающих профилактическую деятельность, наиболее эффективными методами превентивного обучения могут быть: привлечение молодежи к волонтерской работе по противодействию эпидемии; семейное консультирование, с целью улучшения семейных взаимоотношений; привлечение к профилактической работе людей, имеющих авторитет и способных влиять на детей и молодежь; создание в образовательных организациях необходимых условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и программ по поддержке и сопровождению ВИЧ-инфицированных и членов их семей [1, с. 28].

Формами работы по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в образовательной организации могут быть: уроки в рамках самостоятельных учебных дисциплин (обществоведение, математика, биология, литература, история), фрагменты уроков, факультативы, консультации для учащихся и родителей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для устранения проблем ВИЧ и СПИД в молодежной среде необходимо качественное информирование молодежи и их родителей о данной проблеме, формирование здорового образа жизни у учащихся, посредством пропаганды и создания создание условий для формирования личностных ресурсов, также обучению эффективным моделям поведения, способствующим развитию ответственности за собственную жизни, формированию умений и навыков уверенности для противостояния негативному влиянию среды и ,конечно, формирование адекватной полоролевой и семейной идентификации личности.

Список используемых источников

Проекты, концепции и другие документы программного характера

Профилактика заражения ВИЧ: Методические рекомендации. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. – 51 с.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2015году. Государственный доклад. – М., 2016. – С. 106–108

О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде: Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 № АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 № 0100/8129-05-32. – Режим доступа: http://www. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_98560/

Статьи из переодической печати и сборников

Азовцева О.В. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде // Вестник НовГУ.2016. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-vich-infektsii-v-molodezhnoy-srede

 Вехова Е.В., Комарова М.В., Садыкова Г.Б., Струкова Е.А. Оценка информированности молодого поколения о факторах риска инфицирования ВИЧ как один из методов популяционной профилактики в регионе с высоким уровнем пораженности населения // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. – 2013. – Т. 5, № 2. – С. 117–121.

Кольцова О.В., Яковлева Н.Л., Рассохин В.В., Швед А.Г. Социальные и поведенческие особенности людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией // ВИЧинфекция и иммуносупрессии. – 2011. – Т. 3, № 4. – C. 75–80.

 Смольская Т.Т. Профилактика ВИЧ-инфекции и ее роль в контексте будущего эпидемии в Российской Федерации // Экология человека. ‒ 2012. ‒ №2

Электронные ресурсы

Статистика инфицированных ВИЧ в России. Федеральная служба государственной статистики/ - Режим доступа: https://rosinfostat.ru/vich/#i-6

Просмотров работы: 58