В век информационных технологий мы постоянно слышим «онлайн платформы», «большие данные», «информационные системы». В данное время цифровизация затронула все уголки нашей жизни, продолжая активно развиваться и совершенствоваться. В связи с пандемией коронавируса, все вынуждены были переходить работать в онлайн режим, а это значит, что активно начали использовать информационно-аналитические системы в управлении. Поговорим о них подробнее. Для начала разберемся с самим понятием. Информационно-аналитическаясистемауправления организации – это система, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку и предоставление информации для принятия руководящего персонала управленческих решений, на основе полученных данных.
За последние десять лет в России большое значение приобретает развитие информационного общества, а именно аналитические системы и работа с большими данными. Об этом свидетельствует национальная программа «Цифровая экономика», в которой одним из девяти направление является «большие данные». Данная программа будет реализовывать до 2025 года. А к 2022 году должны быть созданы национальные стандарты обработки массивов больших данных. Таким образом, тема данной статьи является актуальной и активно развивающейся во всех сферах жизни человека.
По данным исследования банка «Открытие» и Московской школы управления «Сколково» индекс цифровизации российского бизнеса в первой половине 2020 года остался на уровне 2019 года. Стоит отметить также, что высокий уровень цифровизации в России имеют 8 % организаций. Что касаемо среднего бизнеса, то тут доля значительно выше и составляет 20%, на ИП и микроорганизации приходится 7-8%, на малые предприятия приходится 17% [5].
Аналитическая подготовка принятия решений делятся на 3 аспекта:
Сбор и хранение информации (DataWarehouse);
Анализ– оперативный и интеллектуальный (OLAP, DATAmining);
Подготовка результатов оперативного и интеллектуального анализ (развитые средства 2D,3D представления информации).
Менеджер или руководитель, принимая управленческое решение на основе имеющейся информации, прибегают к процессу бизнес-аналитики. Остановимся немного на самом понятии «бизнес-аналитика».
Бизнес-аналитика (BI)– это процесс принятия решений на основе данных, основанный на собранных данных [3]. Это часто используется менеджерами и руководителями, чтобы сделать действенные идеи. В результате к BI всегда относятся взаимозаменяемо с «BusinessAnalytics» или «DataAnalytics». BI включает управление производительностью, аналитику, прогнозное моделирование, анализ данных и текста и т.д.
По данным рейтинга сайта Tadviser лидирующие позиции занимают такие инструменты как: Tableau, OlikView, SAPBusinessObjects, IBMCognosAnalytics, MicrosoftSQLServer. Среди отечественных инструментов лучшими признаны Visiology и Loginom.
Рассмотрим самые популярные зарубежные и отечественные инструменты бизнес-аналитики.
Табл.1
Инструменты бизнес-аналитики
Название |
Понятие |
Особенности BI |
Tableau Оценка рынка: 98 |
Делает анализ данных интуитивно понятным и простым в использовании. С помощью функции перетаскивания вы можете редактировать и создавать свои аналитические диаграммы без глубокого понимания структур данных. Это позволяет людям визуализировать идеи и делиться ими с вашими командами |
Специальный анализ; специальный запрос; специальные отчеты; сравнительный анализ, бюджетирование и прогнозирование; приборная доска; анализ данных; визуализация данных; ключевые показатели эффективности; OLAP; показатели эффективности; прогнозная аналитика; анализ рентабельности; стратегическое планирование; индикаторы тренда/проблемы |
OlikView Оценка рынка:88 |
Это продукт для самообслуживания, позволяющий пользователям искать и исследовать аналитические приложения. с помощью механизма индексирования данных QlikView пользователи могут легко генерировать информацию, комбинируя различные базы данных в пределах кликов |
Специальные отчеты; приборная доска; анализ данных; визуализация данных |
SAP Business Objects Оценкарынка:88 |
Это отчетность и аналитика BI. Он соединяется с бэк-источником, состоит из множества приложений для составления отчетов. Это позволяет пользователям создавать и развертывать модели прогнозного анализа, чтобы получать информацию и прогнозировать маркетинговые тенденции |
Специальный запрос; специальные отчеты; сравнительный анализ; бюджетирование и прогнозирование; приборная доска; анализ данных; ключевые показатели эффективности; показатели эффективности; стратегическое планирование |
Visiology Оценка рынка:80 |
Повышает прозрачность бизнеса. Собирает данные в одну систему, а также дает возможность упорядочить бизнес-процессы отчетности, а также увеличить эффективность и качество собираемых данных. Данные предоставляются в тот момент, когда они нужны. Таким образом, повышается оперативность получения менеджерами и руководителями оперативной иформации |
На производственном предприятии платформа позволяет проводить анализ структуры, качества и возраста кредиторской и дебиторской задолженностей, выявляет тренды спроса на продукцию, а также определяет эффективность производственных рабочих и оборудования. Рассчитывает административные и общепроизводственные расходы |
Loginom Оценка рынка: 79 |
Аналитическая платформа, предоставляющая возможности глубокой аналитики и дающая возможность на основе ее принимать управленческие решения |
Готовое решение с инструментами для самостоятельной настройки параметром анализа, смены правил и модификации процессов. Возможность проведения сложных расчетов, консолидации данных, очистки данных, прогнозирования и оптимизации данных, а также интеграция с любыми хранилищами данных |
Главные тенденции российского рынка BI заключаются в увеличении доли применения отечественных инструментов бизнес-аналитики, также развитие Open Sourse инструментов. В России в последнее время наблюдается интерес среднего к «легким» BI- системам, что касаемо, государственного сектора, то здесь отмечается большой спрос на BI-системы. И множество других трендов.
Разберемся теперь в проблемах информационно-аналитических систем.
В первую очередь организации сталкиваются с внедрением системы BI, а также информационно-аналитических и интеллектуально-аналитических систем.
В связи с чем, возникают проблемы, обусловленные:
нужно ограничивать информацию, так как ее становится слишком много, соответственно, появляется риск принятия неправильного решения;
проблема когнитивной обработки данных.
Проблемы сортировки и обработки данных полученной информации исходят из приоритета управления документооборотом. Здесь вытекают следующие проблемы:
Проблема аналитической обработки первичных данных понимают как доступ сотрудников организации к средствам самостоятельного анализа различной информации. В связи с этим разрабатываются и внедряются средства BI:
а) Многомерный анализ (OLAP (on-lineanalyticalprocessing))– это такое программное обеспечение, которое дает возможность пользователю оценить данные в различных направлениях, сечениях и измерениях;
б) Инструментальные средства запросов (QueryTools)– это такое программное обеспечение, которое дает возможность пользователю создавать запросы к информации по содержанию или образцу и средства предоставления отчета;
в) Инструментальные средства поиска данных, интеллектуального анализа информации и текстов (datamining и textmining), которые фокусируются на анализе информационных данных и сформированных знаний о них.
2. Проблема рационального и эффективного использования полученной информации.
3. Проблема организации работы нескольких программ и экспертов (collaboration).
Таким образом, чтобы увеличить эффективность управления бизнесом, необходимо устранить вышеперечисленные проблемы.
Список литературы
Обзор: Аналитика 3.0 – 2020: [Электронный ресурс] // Официальный сайт «CNews» [сайт]. – 2020 г. – Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/analitika_30_2020/articles/rynok_analitiki_rastet_i_stanovitsya (дата обращения: 15.11.2020).
Рейтинг российских информационно-аналитических систем: [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Raex» [сайт]. – 2020 г. – Режим доступа: https://raex-a.ru/rankings/ias/2020(дата обращения: 15.11.2020).BI)
20 самых популярных инструментов бизнес-аналитики (BI): [Электронный ресурс] // Официальный сайт «АСУ-Аналитика» [сайт]. – 2020 г. – Режим доступа: http://asu-analitika.ru/20-samyh-populjarnyh-instrumentov-biznes-analitiki-bi (дата обращения: 16.11.2020).
Исследование: пандемия не изменила уровень цифровизации российского бизнеса: [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Тасс» [сайт]. –2020 г. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9600213 (дата обращения: 17.11.2020).