С каждым годом в нашем обществе возрастает потребность в специалистах высокого уровня образования, поэтому растут и требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, а объёмы изучаемого материала увеличиваются. В образовательных учреждениях становятся необходимыми факультативные курсы. Эта необходимость вызвана потребностью в расширении кругозора учащихся, а также в возможности дать представление об основах научной работы.
Так как программа факультативного занятия предполагает установление межпредметных связей, учащиеся с их помощью могут открыть для себя новые подходы к пониманию и изучению программного материала, а также узнать ряд надпрограммных тем.
Региональный компонент в проведении факультативного занятия позволяет педагогу воспитать в учениках интерес, любовь, чувство причастности к культуре своего региона. Более того, наличие регионального компонента на факультативных занятиях (то есть более углублённое «проникновение» в региональный компонент образовательной программы) отвечает потребностям образовательной программы региона.
Повышенное внимание к изучению региональной культуры как части национальной культуры предупреждает риск снижения национального самосознания. Следовательно, внимание к региональной культуре воспитывает в ученике патриотизм как основу государственности.
Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Цель моей работы – разработать пример факультативного занятия с региональным компонентом, где мог бы раскрыться творческий потенциал учеников и мог бы возникнуть интерес к дальнейшему изучению культуры региона.
Объектом исследования является организация факультативной работы по русскому языку.
Предметом – характер процесса обучения русскому языку на факультативных занятиях.
Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления условий для развития творческой самостоятельности и интереса к культуре региона у учащихся на факультативных занятиях по русскому языку с целью повышения их эффективности и выработки исследовательского мышления у учащихся.
Применение на практике
Разработка собственного факультативного мероприятия по русскому языку
ФИО |
Иванова Александра Андреевна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Форма урока |
Урок-исследование |
Тема урока |
«Специфическая лексика Мурманского региона: поморская речь на материале словаря Меркурьева» |
Цель урока |
Расширить представления о лексическом значении: познакомиться с некоторыми словами поморов |
Формы работы учащихся |
Индивидуальная работа, групповая работа |
Необходимое техническое оборудование |
Меркурьев «Живая речь Кольских поморов», Скорпуловская «Школьный толковый словарь», распечатанный текст с рассказом «Восьмиринка» |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) |
Личностные |
- расширить представления по теме «лексическое значение слова»; - познакомиться с понятиями «диалектизм» и «профессионализм»; - продолжать совершенствовать навык работы со словарями; - получить опыт составления тематических словарей. |
Регулятивные: - планировать пути достижения целей; - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: - уметь применять теоретическое знание на практике; - развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; Коммуникативные: - развивать речевую деятельность; - уметь представлять свой ответ перед аудиторией; - формулировать и аргументировать собственные мнение и позицию. |
- через диалектную речь поморов начать знакомство с их культурой; - прививать любовь к родному краю, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям; - осваивать культурное наследие Кольского севера; - формировать нравственные ценности личности. |
Ход урока
Организационный этап, постановка цели |
Здравствуйте, дети. На уроках русского языка мы изучили тему «Лексическое значение слова». С самыми любознательными мы сегодня углубим знания в этой области и узнаем, что такое специфическая лексика региона. Поможет нам с этим словарь Меркурьева «Живая речь кольских поморов». Итак, запишите тему нашего сегодняшнего занятия: «Специфическая лексика Мурманского региона: поморская речь на материале словаря Меркурьева». |
Актуализация знаний |
Кто может сказать, кто такой помор? (Помор – житель Поморья, занимающийся преимущественно рыболовством, звероловством и мореплаванием) |
Мотивационный этап |
А что такое Поморье? Давайте заглянев в словарь Меркурьева и найдём определение. (Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши) Мы выяснили, что же за место такое - Поморье - и кто такие поморы, населяющие это место. А теперь вернёмся к формулировке темы и обратим внимание на формулировку «Специфическая лексика Мурманского региона». Неужели в пределах одной страны в одном месте могут использоваться слова, совершенно непонятные жителю на другом конце страны? |
Первичное усвоение новых знаний |
Представьте себе, такое может быть! Такие слова называются диалектизмами. Запишите определение: диалектизм — слово, характерное для определённой территории или социальной группы. При этом остальная речь, способы её построения не отличаются от привычного языка. Специфика только в некоторых словах. Специфика – это что-то непривычное, необычное. Также в специфической лексике Мурманского региона встречаются слова, связанные с родом деятельности поморов. Эти слова называются профессионализмами. Запишите определение: «Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы.» |
Проверка первичного усвоения знаний |
Перед вами на столах лежат распечатки с отрывком рассказа мурманского писателя Виталия Маслова «Восьминка». Прочитайте текст, попутно выписывая из текста слова, которые незнакомы вам. Далее действуйте по такой схеме: сначала найдите значение слова в Школьном толковом словаре, а те слова, которые в нём не нашли, посмотрите в словаре Меркурьева. Слова, которые ученики должны найти в «Живой речи Кольских поморов»: зверобойка, карбас, бахилы. |
Этап включения в систему знаний и повторения |
О чём говорят найденные диалектные слова? О том, что поморы занимались охотой, а именно: добычей тюленей (зверобойка), рыболовством (карбас и бахилы). Теперь класс разделится на две группы. У одной будет тема «Рыболовство», у другой – «Охота». В «Живой речи Кольских поморов» просмотрите все словарные статьи на букву «Б», и одна группа должна найти все слова связанные с темой «Рыболовство», другая – «Охота». Запишите слова, которые найдены вашей группой в свои словарики этого урока. Затем каждая группа представит свои «находки», проиллюстрировав примерами употребления. Запишите слова, найденные другой группой. |
Домашнее задание |
Дочитайте сказку, найдите ещё слова, характерные для поморов, дополните ими словарик. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воителева Т. М. Теория и методика преподавания русского языка. [Текст]. – Москва, 2006.
Кузнецова, Д. В. Факультативные занятия по русскому языку как средство реализации личностно-ориентированного подхода в условиях основного общего образования. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fakultativnye-zanyatiya-po-russkomu-yazyku-kak-sredstvo-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-usloviyah-osnovnogo-obschego;
Купалова А. Ю. О факультативных курсах по русскому языку в средней школе // Русский язык в школе. [Текст]. – 1967. № 5. – 127-128 с.;
Лысых Н. В. К проблеме дифференциации образования: история и современные проблемы. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennye-problemy;
Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», Высш. шк., 1999. – 272 с.
Озерская В. П. Положительный опыт организации факультативных занятий // Русский язык в школе. [Текст]. – 1970. № 6. – 110-111 с.
Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/3099/%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%AF%D0%A2%D0%98%D0%AF;
Сайфуллина Р. Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере области «Филология»). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti-na-primere-predmetnoy-oblasti-filologiya;
Сайфуллина, Р. Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология»). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti-na-primere-predmetnoy-oblasti-filologiya;
Факультативные занятия в средней школе: сб. ст. [Текст]. / Под. ред.: М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. – М.: Педагогика, 1973. Вып. 1. – 240 с.
Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / авт.-сост.: Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 271 с.