ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОВ В ШКОЛАХ Г. МУРМАНСКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОВ В ШКОЛАХ Г. МУРМАНСКА

Иванова А.А. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом в нашем обществе возрастает потребность в специалистах высокого уровня образования, поэтому растут и требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, а объёмы изучаемого материала увеличиваются. В образовательных учреждениях становятся необходимыми факультативные курсы. Эта необходимость вызвана потребностью в расширении кругозора учащихся, а также в возможности дать представление об основах научной работы.

Так как программа факультативного занятия предполагает установление межпредметных связей, учащиеся с их помощью могут открыть для себя новые подходы к пониманию и изучению программного материала, а также узнать ряд надпрограммных тем.

Региональный компонент в проведении факультативного занятия позволяет педагогу воспитать в учениках интерес, любовь, чувство причастности к культуре своего региона. Более того, наличие регионального компонента на факультативных занятиях (то есть более углублённое «проникновение» в региональный компонент образовательной программы) отвечает потребностям образовательной программы региона.

Повышенное внимание к изучению региональной культуры как части национальной культуры предупреждает риск снижения национального самосознания. Следовательно, внимание к региональной культуре воспитывает в ученике патриотизм как основу государственности.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Цель моей работы – разработать пример факультативного занятия с региональным компонентом, где мог бы раскрыться творческий потенциал учеников и мог бы возникнуть интерес к дальнейшему изучению культуры региона.

Объектом исследования является организация факультативной работы по русскому языку.

Предметом – характер процесса обучения русскому языку на факультативных занятиях.

Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления условий для развития творческой самостоятельности и интереса к культуре региона у учащихся на факультативных занятиях по русскому языку с целью повышения их эффективности и выработки исследовательского мышления у учащихся.

Применение на практике

Разработка собственного факультативного мероприятия по русскому языку

ФИО

Иванова Александра Андреевна

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Тема урока

«Специфическая лексика Мурманского региона: поморская речь на материале словаря Меркурьева»

Цель урока

Расширить представления о лексическом значении: познакомиться с некоторыми словами поморов

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа, групповая работа

Необходимое техническое оборудование

Меркурьев «Живая речь Кольских поморов», Скорпуловская «Школьный толковый словарь», распечатанный текст с рассказом «Восьмиринка»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Личностные

- расширить представления по теме «лексическое значение слова»;

- познакомиться с понятиями «диалектизм» и «профессионализм»;

- продолжать совершенствовать навык работы со словарями;

- получить опыт составления тематических словарей.

Регулятивные:

- планировать пути достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные:

- уметь применять теоретическое знание на практике;

- развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;

Коммуникативные:

- развивать речевую деятельность;

- уметь представлять свой ответ перед аудиторией;

- формулировать и аргументировать собственные мнение и позицию.

- через диалектную речь поморов начать знакомство с их культурой;

- прививать любовь к родному краю, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям;

- осваивать культурное наследие Кольского севера;

- формировать нравственные ценности личности.

Ход урока

Организационный этап, постановка цели

Здравствуйте, дети. На уроках русского языка мы изучили тему «Лексическое значение слова».

С самыми любознательными мы сегодня углубим знания в этой области и узнаем, что такое специфическая лексика региона. Поможет нам с этим словарь Меркурьева «Живая речь кольских поморов». Итак, запишите тему нашего сегодняшнего занятия: «Специфическая лексика Мурманского региона: поморская речь на материале словаря Меркурьева». 

Актуализация знаний

Кто может сказать, кто такой помор?

(Помор – житель Поморья, занимающийся преимущественно рыболовством, звероловством и мореплаванием

Мотивационный этап

А что такое Поморье? Давайте заглянев в словарь Меркурьева и найдём определение.

(Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши)

Мы выяснили, что же за место такое - Поморье - и кто такие поморы, населяющие это место. А теперь вернёмся к формулировке темы и обратим внимание на формулировку «Специфическая лексика Мурманского региона». Неужели в пределах одной страны в одном месте могут использоваться слова, совершенно непонятные жителю на другом конце страны?

Первичное усвоение новых знаний

Представьте себе, такое может быть! Такие слова называются диалектизмами. Запишите определение: диалектизм — слово, характерное для определённой территории или социальной группы. При этом остальная речь, способы её построения не отличаются от привычного языка. Специфика только в некоторых словах. Специфика – это что-то непривычное, необычное.

Также в специфической лексике Мурманского региона встречаются слова, связанные с родом деятельности поморов. Эти слова называются профессионализмами. Запишите определение: «Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы.»

Проверка первичного усвоения знаний

Перед вами на столах лежат распечатки с отрывком рассказа мурманского писателя Виталия Маслова «Восьминка».

Прочитайте текст, попутно выписывая из текста слова, которые незнакомы вам. Далее действуйте по такой схеме: сначала найдите значение слова в Школьном толковом словаре, а те слова, которые в нём не нашли, посмотрите в словаре Меркурьева.

Слова, которые ученики должны найти в «Живой речи Кольских поморов»: зверобойка, карбас, бахилы.

Этап включения в систему знаний и повторения

О чём говорят найденные диалектные слова?

О том, что поморы занимались охотой, а именно: добычей тюленей (зверобойка), рыболовством (карбас и бахилы).

Теперь класс разделится на две группы. У одной будет тема «Рыболовство», у другой – «Охота». В «Живой речи Кольских поморов» просмотрите все словарные статьи на букву «Б», и одна группа должна найти все слова связанные с темой «Рыболовство», другая – «Охота». Запишите слова, которые найдены вашей группой в свои словарики этого урока.

Затем каждая группа представит свои «находки», проиллюстрировав примерами употребления. Запишите слова, найденные другой группой.

Домашнее задание

Дочитайте сказку, найдите ещё слова, характерные для поморов, дополните ими словарик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Воителева Т. М. Теория и методика преподавания русского языка. [Текст]. – Москва, 2006.

Кузнецова, Д. В. Факультативные занятия по русскому языку как средство реализации личностно-ориентированного подхода в условиях основного общего образования. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fakultativnye-zanyatiya-po-russkomu-yazyku-kak-sredstvo-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-usloviyah-osnovnogo-obschego;

Купалова А. Ю. О факультативных курсах по русскому языку в средней школе // Русский язык в школе. [Текст]. – 1967. № 5. – 127-128 с.;

Лысых Н. В. К проблеме дифференциации образования: история и современные проблемы. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennye-problemy;

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», Высш. шк., 1999. – 272 с.

Озерская В. П. Положительный опыт организации факультативных занятий // Русский язык в школе. [Текст]. – 1970. № 6. – 110-111 с.

Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/3099/%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%AF%D0%A2%D0%98%D0%AF;

Сайфуллина Р. Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере области «Филология»). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti-na-primere-predmetnoy-oblasti-filologiya;

Сайфуллина, Р. Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология»). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti-na-primere-predmetnoy-oblasti-filologiya;

Факультативные занятия в средней школе: сб. ст. [Текст]. / Под. ред.: М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. – М.: Педагогика, 1973. Вып. 1. – 240 с.

Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / авт.-сост.: Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 271 с.

Просмотров работы: 3