Методика словарной работы в школе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Методика словарной работы в школе

Полевая А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для развития речи обучающихся необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу. Чтобы овладеть словарным составом литературного языка необходимо освоение школьниками родного языка: его грамматики, орфографии, орфоэпии, правильного словоупотребления, и связной речи вообще. Для этого на уроках большое место должны занимать упражнения, которые направлены на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса те слова, которые делают его речь более точной и выразительной.

Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав или лексику. По мнению современных ученых, словарный запас человека бывает двух видов: активный и пассивный. Активный словарь включает в себя слова, которые человек использует в устной и письменной речи, понимает их значение и не испытывает никаких затруднений в их повседневном употреблении. Такой словарь по большей части устанавливает богатство и культуру речи. Активный словарь ребенка содержит общеупотребительную лексику, а в некоторых случаях – ряд специфических слов, повседневное использование которых определяется условиями его жизни.

В состав пассивного словаря входят слова, которые человек встречает и узнает в текстах (книгах и иных письменных источников), слышит, знает, но либо не употребляет в своей речи совсем, либо употребляет крайне редко, когда к этому употреблению его вынуждают обстоятельства. Очень активно словарный запас личности развивается и обогащается в школьном возрасте. Это объясняется тем, что ребенку необходимо усвоить множество специальных терминов при изучении различных учебных предметов, а также овладеть законами словообразования. Пассивный словарь представлен словами, которые говорящий на этом языке понимает, но сам не использует. Такой словарь намного больше активного, он содержит слова, о значении которых человек догадывается по контексту, такие слова всплывают в сознании только тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный – это специальная задача [1].

Л.Л. Касаткин так даёт определение речи: «Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности»[2]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что обогащение речи служит средством совершенствования регулятивных функций.

О.М. Казарцева. отмечает, что «…речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную)»[2].

Из этого определения следует, что обогащение речи способствует усилению продуктивности межличностных коммуникаций и лучшему достижению целей деятельности.

Для конкретного человека ситуацией общения становятся лишь те обстоятельства, на которые направлена личность. Направленность же в реальных условиях обусловливается потребностями, интересами, идеалами.

От богатства словаря зависит одно из основные коммуникативных качеств речи – ее богатство. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас языковых средств в его сознании, а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление.

Богатство речи — это прежде всего разнообразие слов, употребляемых в речи. Важно регулярно увеличивать частоту используемых слов в речи, другими словами расширять свой словарь. Если словарный запас обучающегося богатый, то его высказывания становятся точнее, понятнее для окружающих. Он может передать свои мысли легче и образнее. "Хорошей — богатой, правильной и красивой — речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи",— подчеркивает Л. П. Федоренко[3].

Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость совершенствования богатства речи обучающихся во время уроков русского языка, чтобы обучающиеся не только учились грамотному письму, но и осознавали лексическое значение слов. Понимание значения слова помогает уместно употреблять его в контексте[3].

К.Д. Ушинский отмечал важность словарной работы в самом начале обучения детей русскому языку, он уделял внимание подготовке учащихся к самообразованию и развитию у них самостоятельности. Педагог отмечал, что учителю необходимо не только передать знания ученику, но и развить в нем способность самостоятельно приобретать знания. По его мнению самостоятельность – это качество личности, которое состоит в независимости

мышления и формируется в процессе самостоятельной деятельности учащегося под руководством учителя[3].

Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа предусматривает четыре направления:

Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.

Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:

а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;

б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;

в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;

г)усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;

Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.

Словарная работа- это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие и уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Основная цель словарной работы - помочь обучающимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения.

Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития обучающихся начальной школы, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и не дифференцированность значений.

Задачи словарной работы на уроках следующие:

• раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на обучающихся;

• расширить словарь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху и путем организации речевой практики ввести новые понятия в их активный фонд речи;

• ознакомить обучающихся с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более выразительной и эмоциональной;

• развить связную устную и письменную речь.

Главная задача обучения в современном мире - развить речевое мышление детей младшего школьного возраста. А важным показателем речевого развития и умственного развития является богатство их словарного запаса.

Для 5-го класса можно выбрать несколько методических приёмов работы с синтаксическими конструкциями, которые способствуют обогащению речи детей школьного возраста.

1. Приём «трансформации». Этот приём предполагает включение в работу следующих упражнений:

– Создание синтаксических трансформеров (из двух простых предложений нужно составить одно сложное);

– Трансформация сложносочинённых предложений в сложноподчинённые предложения.

– Изменение порядка слов в предложении;

– Редактирование чужих и своих текстов;

– Сравнение текста, написанного изначально, и отредактированного.

2. Приём создания «жизненных» ситуаций. Данный прием предполагает специальное создание проблемных ситуаций как в урочное, так и во внеурочное время, использования синтаксических конструкций в ситуации общения. Такая работа может осуществляться не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы [4].

Для реализации методического приема создания «жизненных» ситуаций необходимы такие упражнения, которые будут способны научить школьника применять весь свой синтаксический опыт в различных ситуациях общения и не ограничиваться односложными или элементарными ответами. Создание ситуаций, в которых необходимо применить тот или иной синтаксический материал. Возможный вариант такого упражнения состоит в виде игры, когда обучающимся предлагается поучаствовать в ситуации, где нужно попросить подсказать дорогу и объяснить дорогу, принести свои извинения, вести споры, дебаты, правильно общаться с разными людьми будь то мама, учитель, прохожий. Главным в этом упражнение является то, что дети узнают и применяют разный синтаксический материал.

Для обогащения лексического запаса, обучающимся необходимо вести тематические словарики.

1. Словарик на основе лексики прочитанных художественных произведений. После прочтения художественных произведений, преимущественно небольшого объема, перед детьми ставятся задачи вычленить из текста фразы, словосочетания, конкретные предложения и слова. Подобные словарики могут использоваться как опора при пересказе, написании изложения или описательного рассказа по изученным произведениям. Такая работа помогает в развитии орфографической памяти и способствует обогащению лексического запаса детей.

2. Словарь слов иноязычного происхождения. Материалом для составления таких словариков могут служить упражнения учебника русского языка и тексты в учебнике литературного чтения.

3. Словарь устаревших слов. Основой для составления таких словарей являются русские народные сказки, прибаутки, потешки. Благодаря работе с таким материалом, обучающиеся могут оформлять свои творческие работы, такие как составление мини-сказок, дописать рассказ, заменить событие в рассказе [5].

Следующий способ обогащения речи школьника – это работа над морфологическим словообразованием. Морфологическим называется способ образования новых слов с использованием морфем. Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке. Выделяют два основных морфологических способа словообразования:

– аффиксация (с помощью морфем);

– сложение (с помощью сложения основ). Образование новых слов при помощи таких морфем как суффикс и приставка, а так же сложение основ необходимо отрабатывать на уроках русского языка.

Работа по словообразованию с помощью морфем обогащает речь детей. Изменяя слова с помощью суффиксов, образуются прилагательные и существительные, указывающие на конкретные признаки предмета (домище – очень большой, синеватые – с оттенком синего цвета). Употребление таких слов делает нашу речь ярче и точнее при высказывании.

Рассмотрим пример включения словарной работы на уроке Прохоровой Ирины Анатольевны [6] Тема: «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении». Урок представлен в приложении 1.

На уроке открытия новых знаний Прохорова И.А. ставит цель учащимся - осознать практическую значимость материала по теме «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении» и ценности совместной деятельности.

Как известно, работа над лексикой в школе начинается, в первую очередь, с установления его лексического значения. В методике, помимо термина «толкование значения», используется термин «семантизация» слова, который, согласно М.Т. Баранову [7], подразумевает первый этап работы над словом, начинающийся с раскрытия его значения.

Анализируя содержание конспекта И.А. Прохоровой, можно, на мой взгляд, говорить об успешной включённости в него заданий, направленных на семантизацию, то есть интерпретацию лексического значения непонятных или малопонятных детям слов. Подобное мы наблюдаем в работе над диалектизмами, где учитель обращается к возможности описания слова не только путём определения его лексического значения в реальной лексикографической традиции (под этим подразумевается демаскировка в читаемом тексте новых для учащихся слов с последующим раскрытием их значений по словарной статье в толковом словаре), но и посредством работы по выявлению так называемых оносемантических (синтагматических) связей, предшествующей собственно словарной работе, как то:

Найдите в тексте диалектизм и по контексту определите его вероятное значение: «Мать с ухватами не сладится, / Нагибается низко, / Старый кот к махотке крадется На парное молоко» (по контексту учащиеся без проблем демаскируют диалектизм «махотка», в оносемантическом взаимодействии с текстом обнаруживают его лексическое значение, которое впоследствии проверяется лексикографически)

В системе заданий по диалектизмам есть задание аналогичного рода, требующее, однако, непосредственного обращения к словарю, например: «Найдите в Толковом словарике учебника значение диалектного слова «мшара». Какая пометка отличает диалектные слова?».

Работа с профессиональной лексикой организована на основании тех же способов, что и работа над диалектизмами. В совокупности и те, и другие упражнения направлены на формирование целостных представлений о языковой литературной норме, что в итоге должно привести к успешному разграничению учащимся тех условий, в которых может быть использовано то или иное ограниченное в употреблении слово. Вводя вышеизложенные упражнения в этап работы над темой, учитель осуществляет попытку беспрепятственного устранения нелитературных слов в сознании учащихся, перевода их из активного словаря в пассивный, на этапе рефлексии нивелирует предполагаемые трудности, связанные с нарушением семантико-синтаксических отношений в языке и тем самым обеспечивает успешное становление не только языковой, но и культуроведческой компетенций.

Проведя анализ урока Прохоровой И.А., можно сделать вывод о том, что на уроке использованы немногие методы и приемы словарной работы.

В своей работе хочу предложить некоторые упражнения, которые можно использовать для включения словарной работы на уроке. Ознакомиться с ними можно в приложении 2.

Таким образом, словарная работа на уроках может быть организована различными способами. Все они в той или иной мере способствуют обогащению речи учащихся.

Список литературы

Ипполитова, Н. А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2013. – с. 76-80.

Цит. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. – с. 65-66.

Ушинский К. Д. Родное слово. – М.: Просвещение, 1981. – с.27-30.

Бессчастная Е. И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка // Начальная школа. 1999. N8. - С.64-66

Дубовец З.А. Словарная работа и орфографическое чтение - залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа. 2004. №3. С.61-63.

САЙТ: https://multiurok.ru/files/5-klass-leksika-slova-obshcheupotrebitelnye-i-ogra.html урок Прохоровой Ирины Анатольевны. Тема: «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении».

Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе.

Приложение 1

Этап

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Учитель. Друзья, мы начнем наш сегодняшний урок с повторения. Нас ждёт лексический диктант. Давайте вспомним технику его проведения…

Ученики. В диктанте надо по лексическому значению слова определить, о каком понятии идёт речь. Например, вечнозелёное хвойное дерево с прямым стволом, шишками и длинной хвоей – это сосна.

Учитель. Кто готов пойти к доске? (Ученики вызываются по желанию; есть возможность спросить трёх учеников, которые могу работать независимо друг от друга на разных частях доски; проверка и обсуждение в классе идут после записи каждого понятия). Итак, готовы?

Текст лексического диктанта

Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав (лексика), основная единица языка (слово), то, что обозначает слово (лексическое значение), слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные слова), слова, имеющие два и более лексических значений (многозначные слова), слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы), слова одной и той же части речи, близкие по своему лексическому значению (синонимы), слова, заменяющие друг друга только в данном тексте (текстовые синонимы), слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению (омонимы), слова, которые употребляются представителями той или иной профессии…

2.Выявление затруднения. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Ребята, почему у нас возникло затруднение с определением последнего понятия?

Ученики. Мы ещё незнакомы с такими словами.

Учитель. Правильно. Это особая группа слов, которой мы посвятим сегодня урок. Давайте запишем тему: «Лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении». Что в формулировке темы является сложным для понимания?

Ученики. Тема звучит понятно. Лексика – раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Общеупотребительные слова – слова, которые употребляются всеми носителями языка независимо от места их проживания, образования, профессии и т.д. Например, добро, мама, родина. Слова, ограниченные в употреблении, - это слова, значение которых понятно не всем.

Учитель. Как вы думаете, почему?

Ученики. Например, в формулировке лексического диктанта это слова, которые употребляются представителями той или иной профессии. Т.е. представителям других профессий они могут быть неизвестны. Например, тубус – футляр для хранения чертежей инженеров. Или стетоскоп – прибор, используемый в медицине для выслушивания шумов в организме человека.

Учитель. Могут ли к лексике, ограниченной в употреблении, относиться слова, ограничение которых не связано с профессией? Могут быть другие критерии ограничения?

Ученики. Да. Ограничением может быть возраст, образование, социальное положение, место проживания, хобби, спорт и т.д.

Учитель. Давайте в соответствии с вашими открытиями сформулируем цель и задачи нашего урока (ученики с помощью учителя формулируют цель и задачи).

3.Открытие нового знания.

Профессионализмы.

I.Работа с презентацией

Учитель. Внимание на экран. (Слайд 1. Предложение «Ловким движением токарь закрепляет резец на суппорте»). Прочитайте предложение самостоятельно и выпишите из него слова общеупотребительные. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте себя в парах. Какие слова вы выписали?

Ученики. Ловким, движением, токарь, закрепляет.

Учитель. Какие слова остались не записанными?

Ученики. Резец, суппорт.

Учитель. Всем ли понятно значение слова «токарь»? Нам могут помочь мальчики, которые на уроке технологии знакомились с этой профессией. (Ответы мальчиков, обобщающее слово учителя с опорой на словарь). Внимание на экран. (Слайд 2. Фотография. Предложение «Токарь – рабочий-станочник, который на станке режущим инструментом обрабатывает металлические или деревянные детали»). Можете ли вы, пользуясь данным определением, самостоятельно объяснить значение слова «резец»?

Ученики. Резец – режущий инструмент на станке токаря (токарном станке).

II.Работа со Школьным толковым словарём русского языка под ред. М.С.Лапатухина и др.

Учитель. Как узнать значение слова «суппорт»?

Ученики. Можно воспользоваться толковым словарём.

Учитель. Найдите самостоятельно значение этого слова в Толковом словаре русского языка под ред. М.С.Лапатухина. Обратите внимание на пометку рядом с ним.

Ученики. Суппорт – спец. Приспособление на металлорежущем станке для крепления резца.

Учитель (Слайд 3. Фотография станка и суппорта). Как вы думаете, что может означать пометка «спец».?

Ученики. Это слово специальное. Связано с какой-то специальностью.

Учитель. Да. Слова, употребляемые представителями той или иной профессии, называются специальными или профессиональными. Найдите в словаре другие специальные, или профессиональные, слова. (Ученики приводят примеры).

Диалектизмы.

Учитель. Давайте закрепим наши знания о лексике, ограниченной в употреблении. Прочитайте самостоятельно § 62 и отметьте новую для вас информацию.

Ученики. Новая информация – диалектные слова. Это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, на юге петуха называют кочет, на севере – пеун.

Учитель. Диалектные слова относятся к общеупотребительным или ограниченным в употреблении? Объясните свою точку зрения.

Ученики. Это слова, ограниченные в употреблении. Их значение понятно жителям только одной местности.

Учитель. Найдите в тексте диалектизм и по контексту определите его вероятное значение: «Мать с ухватами не сладится, / Нагибается низко, / Старый кот к махотке крадется / На парное молоко»

Работа с Толковым словариком учебника.

Учитель. Найдите в Толковом словарике учебника значение диалектного слова «мшара». Какая пометка отличает диалектные слова?

Ученики. Мшара – мшистое болото. Рядом есть пометка «обл.», т.е. областное.

4.Закрепление.

I.Работа с учебником по профессионализмам.

Учитель. Откройте у. 756 на с.216. Прочитайте задания к упражнению. Выполните задание 1 устно: какие профессионализмы используют в речи ваши родители? Назовите их и объясните их лексическое значение (ученики приводят примеры). Придумайте предложения с ними (ученики приводят примеры).

Выполните задание 2 письменно по группам: кто припомнит больше профессионализмов из мира увлечений нашего класса? 1 группа: разные виды спорта. 2 группа: занятия музыкой. 3 группа: мир домашних животных. 4 группа: мир компьютерной техники. Выберите группу в соответствии со своими интересами. Поднимите руку те, кто хочет работать в 1 группе (и т.д.). Номер ряда совпадает с номером группы. Поменяйтесь местами, взяв с собой тетрадь и ручку. Задание одновременно выполняется в тетрадях и на доске, у каждой группы своя доска, представитель группы выписывает специальные слова тематики группы на доску. По окончании работы представим свои результаты классу.

(Ученики работают в группах и затем представляют свои групповые работы классу).

II.Работа с учебником по диаклектизмам.

Учитель. Выполните устно задание у. 758 и 759 на с.217. (Ученики выполняют задания, работают с диалектными словами). С какой целью профессионализмы и диалектизмы (так называют профессиональные и диалектные слова) используются в художественных текстах?

(Ученики дают ответы).

Приложение 2

1) Традиционно провести работу с новыми словами можно с помощью толкового словаря или опоры на жизненный опыт/выписывание из словаря слов по определенным смысловым группам.

-Найдите значение слова “живопись”, используя толковый словарь Д.Н.Ушакова.

-Расскажите о профессиях ваших родителей. Вспомните, какие рабочие термины используются чаще всего даже в домашней обстановке, объясните значение.

-Используя толковый словарь Д.Н.Ушакова, заполните смысловую группу “одежда”.

2) Путь краткого словесного толкования:

а)подбор синонимов

б)перечисление предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

-Объясните оттенок цвета “бордовый” через подбор синонимичного ряда (красный, бурый, вишневый, темно-алый).

-Объясните действие глагола “нестись” через подбор синонимичного ряда.

(Мчаться, уноситься, мчать, бежать).

-Обозначьте одним словом группу перечисленных признаков: красивая, симпатичная, милая, аккуратная, привлекательная.
(Внешность/внешний вид).

3) Этимология слова.

-Используя этимологический словарь Н.М.Шанского, выясните происхождение следующих слов:

футбол, капуста, карандаш, компас, конверт, корзина, телефон, цирк.

4) Работа с фразеологическими выражениями, стихотворениями.

-Спишите фразеологические сочетания и замените их близкими по смыслу словами или словосочетаниями:

Без году неделя, держать язык за зубами, от зари до зари, язык хорошо подвешен.

Проверьте себя по фразеологическому словарю А.И.Федорова.

5) Выявление ЛЗ слова по контексту.

-Догадайтесь о значении выделенного слова через контекст:

Спортсмен бежал трусцой, а потом ускорился.

-Догадайтесь о значении слова через контекст:

Из этого же письма адресаты узнали много полезной информации.

6) Создание “жизненной” ситуации.

-Представьте, что вы пошли в лес. Попробуйте описать окружающую среду и ваше впечатления.

Такое упражнение поможет учителю представить уровень владения лексики по заданной теме, а ученики, выслушав одноклассников, смогут пополнить свой запас.

Просмотров работы: 606