ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНОСТРАННОМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНОСТРАННОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русский язык является одним из самых сложных языков в мире, поэтому при обучении русскому языку как иностранному возникают проблемы в связи с особыми характеристиками данного языка.

Умение говорить на русском языке является одним из сложных аспектов, при изучении которого иностранцы сталкиваются с большой проблемой.

Устная речь представляет собой наиболее естественную форму реализации языковой системы в процессе общения. Устная речь соответствует физиологической природе человека, а также природе его интеллектуальной деятельности.

Устная речь включает в себя умение говорения. Говорение представляет собой сложное многоаспектное явление, которое заключается в кодировке и декодировке информации, выраженной с помощью языка, т. е. человек, передающий информацию и получающий ее должны использовать одну систему кодирования и декодирования значений [5, стр. 193].

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

Выражение мыслей в устной форме является содержанием говорения. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучение говорению является основной задачей обучения иностранцев русскому языку. По роли программирования высказывания различают инициативную речь, реактивную речь, репродуктивную речь.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное, так и опосредованное общение. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.

Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:

1) побудительно-мотивационную. Для потребности человека в общении необходим мотив и определенная цель высказывания;

2) аналитико-синтетическую. Включен механизм внутреннего программирования высказывания, который обеспечивает построение структуры высказывания и выбор языковых средств общения;

3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли;

4) контролирующую. Контроль возможных ошибок и их исправление.

Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. В жизни человека оно выполняет функцию средства общения, является одним из видов человеческой деятельности. Высказывание является продуктом, которое возникает в процессе говорения. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения.

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Оно имеет несколько уровней:

Начальный;

Средний;

Самостоятельный.

На начальном этапе предполагаются ответы на вопросы с активным участием преподавателя. Средний этап представляет собой речь с опорой на текст, используются средства наглядности. Самостоятельный уровень – использование сложных конструкций в речи, отсутствие опор.

Основные принципы обучения говорению.

Только при следовании всем принципам последовательно, можно достигнуть прогресса в обучении учащихся говорению.

Принцип речевой направленности.

Это принцип необычен тем, что главное не цель, а путь к этой цели, так как именно путь является пользованием языком.

Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.

Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение к среде человек выражает в речи. А так как это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и речь. При обучении иноязычной речи реакция возможна в том случае, если ученик мотивирован, а речевая задача будет отвечать его потребностям, как личности.

Принцип функциональности.

Главной задачей этого принципа является адекватность отбора

материала, который будет изучаться иностранцем. Также необходимо обеспечить единство лексики, грамматики и фонетики.

Принцип новизны.

Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности, модификации, механизма комбинирования. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций.

Принцип ситуативности.

Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций [2].

По мнению Ляховицкого М. В. основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. Проведение урока целиком на русском языке с использованием аудиовизуальных и аудитивных средств создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке [4, стр. 158].

Продуктом общения является интерпретация информации. Существуют три способа общения: перцептивный, интерактивный и информационный, а также два вида общения: ролевое и личностное.

Основные задачи, которые ставятся перед иностранцами, изучающих русский язык:

Получение информации у преподавателя и одногруппников;

Обмен мнениями;

Овладение стилями речи, таких как описание, рассуждение, повествование;

Умение поддержать беседу [3].

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования умения говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог. Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании диалогов-образцов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике.

Монолог также важен для речи иностранца, как и диалог. Монолог – развернутое высказывание человека, не рассчитанное на мгновенную реакцию. Безусловно монолог по своей структуре сложнее диалога, так как говорящий сам определяет структуру высказывания и выбирает языковые средства.

Обучение диалогической речи начинается с обучения реагировать на реплики. Сначала преподаватель дает разнообразные реплики, а затем просит учеников среагировать на нее. Реакции зависят от возраста, языковых средств, которыми класс обладает, от индивидуальных особенностей.

Затем стимулирующие реплики дают одногруппники друг другу. Обучение не должно носить формальный характер, для этого используются разнообразные приемы. Работа производится не только над обучением реагированию, но и над обучением стимулированию.

Еще одним заданием, формирующим у иностранцев навыки говорения, является диалог-образец. Работа с ним происходит в три этапа:

Восприятие и понимание;

Воспроизведение;

Использование в самостоятельной речи.

Ученики слушают диалог, преподаватель проверяет его понимание.

Затем этот текст отрабатывается с опорой на печатный. Далее происходит заучивание диалога и воспроизведение его по памяти. И самым последним этапом является модификация этого диалога, то есть преподаватель дает слова, которые ученик может подставить в диалог или ученик сам выбирает их, например, можно изменить имя, которое есть в диалоге или заменить последнюю фразу. Запоминается структура диалога, что позволяет в дальнейшем использовать ее в свободной речи [1, стр. 335].

Таким образом, самостоятельная речь является одним из самых сложных аспектов речевой деятельности. Овладение иностранцем навыком свободного говорения является целью обучения русскому языку как иностранному.

Список литературы

Вохмина Л.Л. Хочешь говорить - говори. 300 упражнений по обучению устной речи. М.: Просвещение, 1993 – 335с.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2006 г.

Ляховицкий М.В. Общая методика обучения иностранным языкам. — М.: 1991г.

Мехтиханлы С.Г. Связь аудирования как речевой деятельности с говорением в обучении русскому языку как иностранному в иранской аудитории // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 158-162.

Самофалова М.В., Борисенко В.А. Специфика обучения говорению взрослого контингента на отделениях дополнительного образования. Гуманитарные и социальные науки 2017. №4 с. 193

Просмотров работы: 599