Творчеству О. Вороновой посвящено немало исследований, однако снежные образы в творчестве поэтессы не получили освещения в научной литературе, этим определяется новизна представленного материала. Такое исследование не только даст возможность изучит снежные образы в сборнике «Снежница» (1986), но позволит восполнить пробелы в исследовании творчества зачинательницы саамской литературы.
Цель исследования – выявить снежные образы в первом поэтическом сборнике О. Вороновой, обнаружить их функциональные особенности.
Само название сборника – «Снежница» заявило многообразие таких образов и лексем, как зима, стужа, пурга, снег, лёд, ледок, наст, сугробы, мерзлота, мороз, вьюга, позёмки, холод, снежница, застывшая река, ледяная крупа, прорубь и др. Снежные мотивы многофункциональны: с их помощью поэтесса передаёт суровость Крайнего Севера: спит село под глубокими снегами, нарождается вьюга,силы которой убывают, и ребятня вновь по сугробам мчится в школу [2, с.40: «Вьюга»].
Образы снежных покровов мёрзлой земли усиливают чувство холода и отчаяния, особенно ярко это проявляется в тяжёлые времена: Вырвать упряжку из снега и дальше идти, / Чтоб малышам замерзать среди гор не остаться [2, с.16: «Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда»]. В первом стихотворении сборника Октябрина Владимировна рассуждает о том, что жизнь без родителей является сиротской долей, вспоминая о Великой Отечественной войне, когда не хватало еды, а зимняя природа только усиливала ощущение беспомощности и голода: Темень и стужа. И выла пурга вдоль села. / Я, шестилетняя, нянчила кукол двухлетних. / Куклам живым как тогда объяснить я могла: / Все – на войне и вот этот кусочек – последний? [Там же, с.15-16].
Образы снега используются для описания климатических особенностей Заполярья, где проживают коренные жители Кольского полуострова: Наши стены снегами / ветра бинтовали зимою [2, с.18: «Так у нас повелось…»];И в сугробах влага копится, / Чтоб ручьям пробить пути [2, с.62: «Над туманной поволокою»]; с их помощью поэтесса описывает бытовые детали: Дом в сугробах прячется до крыши, / Без лопаты не открыть дверей [2, с.48: «Прорубь»]; Занавески отодвинув, / Изучаем из тепла: / Кто раскрасил серебрином / Ткань морозного стекла? [2, с.30-31: «Только робкий лучик солнца…»]. Снежные образы находят отражение в авторских метафорах, отображающих предметы коренных народов: Холодней морозной ночи / Стынет в чайнике вода [2, с.32: «Хорошо, придя из тундры…»]; они соотносятся с душевным состоянием лирической героини: И тяжко, и вьюга кружит надо мной [2, с.77: «Слежавшийся снег – ледяная крупа…»]; А пурга отгудела и выдохлась. / И утихла… / Но что же со мной? [2, с.106: «Что за ночь беспокойная выдалась?»]; усиливают ощущение быстротечности жизни и углубляют понимание одиночества: Где со старостью столкнулась – / Не заметила сама. / Только вышла, / Обернулась – / А вокруг уже зима [2, с.52: «Прасковья»]; Были счастливы мы, / Тосковали весной на опушке. /А теперь / Посредине зимы / Я одна, как кукушка [2, с.117: «Я стою у крыльца…»]. Кроме того, образы, связанные со снегом, холодным ветром, могут придавать шуточный характер событиям. Например, в стихотворении «Прасковья» автор использует приёмы гиперболы и олицетворения: Но от смеха над Прасковьей / Всё село, считай, трясло. / И в лесу / На всю округу / Вдоль замёрзшего ручья / Злая севернаявьюга / Заливалась, хохоча [2, с.53:].
Снежные, ледяные, холодные образы участвуют в описании легенд саамского народа: Пасть вулкана закрыли сугробы и стужа, Запечатали пробкою вечные льды [2, с.20: «Ловозерские горы лишь с виду пологи…»]; И если придёшь ты зимою / На это же место, сюда, / Увидишь пространство немое, / А гномика – нет и следа [2, c.46-47: «Чахля»]. В сугроб втыкает хорей дед по прозванью Веллес-Карнос, который некогда жил в Чальмны-Варрэ, а его жена от долго путешествия замерзает: И она примёрзла задом / К нартам, словно таз ко льду [2, c.59: «Веллес-Карнос»]. Получается, что доминантные мотивы, связанные с традиционным саамским восприятием зимних дней и ночей, актуализируют главное время года на Крайнем Севере, самое продолжительное и холодное.
Яркие эпитеты, олицетворения и сравнения помогают передать одухотворённость снежных явлений и понять отношение к ним: пурга воет[2, с.15: «Тундра моя — моя жизнь и любовь навсегда»]; Снег лежит в сугробах пышных, / Лёгкий, мягкий, словно пыжик (оленёнок – А.Ф.); [2, с.22: «Снег лежит в сугробах пышных…»]; Над Кедткь-выррэм злая вьюга / Народилась и – пошла [2, с.40: «Вьюга»]; Третьи сутки злится вьюга [2, с.40: «Вьюга»]; Только прорубьнареке застывшей / Синим оком смотрит на людей [2, с.48: «Прорубь»]; Пусть зима завьюжит снегом землю / Или стужей северной дохнёт. / Если ночью прорубь и задремлет– / Вновь к рассвету око распахнёт [2, с.49: «Прорубь»]; Заплескалась синева[2, с.59: «Веллес-Карнос»]; Лёд и тёмный, и щербатый, / Как еловая кора[2, с.69: «Только светом март наполнит…»]; Ведь у порога топчется зима… [2, с.95: «Эхо»]; А пурга отгудела и выдохлась [2, с.106: «Что за ночь беспокойная выдалась?»]; Ледок шебуршит, словно жесть [2, с.92: «Не заметили, как…»]; Снег укрыл дома [2, с.115: «Снегопад»]; Снегами дохнули ветра [2, с.103: «Осина»].
Стихотворения О. Вороновой – её бесконечная тундра, наполненная ледово-снежными образами, которые представлены в разных вариантах зимних и весенних картин. Тут и речка, которая ледяные рвёт оковы, и цветы, вылезающие к солнцу из полярноймерзлоты[2, с. 24, 25: «О чузи – полярном воробье»], и снег с камнями в летящих вниз лавинах [2, с.40: «Вьюга»], и вешние воды, которые гонят сугробы из лесов [2, с.61: «Только светом март наполнит…»], и хрупкий весенний ледокпод ногами [2, с.63: «Подснежники»].
Пейзажные зарисовки, где есть снег, чаще всего создаются с помощью белого и голубого, синего цветов: даль, что утром голубела, / Нынче вся белым-бела [2, c.40: «Вьюга»]; Слабый ветерок задул под вечер, / Распушил позёмки снежной прядь, / Мягкую, как будто шерсть овечья, / Белую и тёплую, хоть гладь [2, с.48: «Прорубь»]; Плещет неба синь далёкая [2, с.62: «Над туманной поволокою…»]; На дикой поляне / Одни среди талого снега / Синеют подснежники, / Будто крупиночки неба [2, с.63: «Подснежники»]; И хоть покрыта тундра белизною, / И хоть ещё не скоро быть весне, / Но всё уже наполнено весною [2, с.67: «Снежница»]; Стройна и прекрасна, как прежде, / Осина прижмётся к крыльцу. / Ей белые эти одежды / Всегда, как невесте, к лицу [2, с. 103: «Осина»]. Рефреном звучит существительное «белизна» в одном из стихотворений О. Вороновой: Я стою у крыльца, / На пороге родимого дома. / Белизна, / Белизна без конца… / Как всё это знакомо! / <…> / Вот опять на дворе белизна, / Белизна-то какая! [2, с.116-117: «Я стою у крыльца…»].
Пусть пейзажные картины Кольского полуострова выглядят и сурово, но лирическая героиня относится с благодарностью и трепетом к любым проявлениям северной природы, ценит её дары: Шаманом кричу надо льдом, / Чтобы легче я стала. / Дойду до поляны. / Цветы, / Словно счастье, / Достану! [2, с. 64: «Подснежники»]; Снег сойдёт. / Пройдёт распутица. / Наведёт весна красу. / И душа твоя распустится, / Как подснежники в лесу [2, с. 62: «Над туманной поволокою…»]; В апреле начинает таять снег. / И хоть покрыта тундра белизною, / И хоть ещё не скоро быть весне, / Но всё уже наполнено весною [2, с. 67: «Снежница»]; Ещё немного – / И пойдёт вода. / Сначала робко, / между льдом и снегом. / Потом осядет снег, / Не станет льда, – / И талая вода зайдётся в беге [2, с.67: «Подснежники»]. Иногда люди рискуют жизнью, чтобы сделать близким приятно: По тонкому льду / Через озеро / Тропку осилив, / Две тёзки – Серёжки – / Подругам цветы приносили [2, с. 63: «Подснежники»]. Замечено, что северяне особо гостеприимны в холодные времена года: Только скрипнет едва / Припорошенный снегом порог, / Сразу – чай на столе, / Шаньги свежие, / С рыбой пирог [2, с.92-93: «Не заметили, как…»].
Итак, снежные образы наиболее частотны в первом сборнике стихотворений О. Вороновой. они имеют следующие функциональные особенности: описание климата и отражение суровости Крайнего Севера, усиление чувств холода и состояния отчаяния человека, а также гостеприимства и благодарного отношения к природе, создание бытовых подробностей; ощущение быстротечности жизни и одиночества; придание шуточного характера ситуациям, участие в описании легенд саамского народа.
Список литературы:
Большакова Н.П. Тайна дочери тундры… Книга-архив. – Издательство «Новый взгляд», 2019. – С.256.
Воронова О.В. Снежница: пер. с саам. Вл. Смирнова. – Мурманск: Кн. изд-во, 1986. – С.120