Профилактика социальных отклонений в условиях школы - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика социальных отклонений в условиях школы

Пурышева В.В. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В реальности на всём протяжении существования социума, в независимости от расовой принадлежности, языка взаимодействия и территории проживания, в обществе возникали, возникают, и будут возникать индивиды не согласные с уголовно-правовыми, морально-этическими нормами, принятыми в данном обществе. Поведение индивида или группы отклоняющееся от данных норм имеет множество названий, и по одному из них обозначается как социальное отклонение.

Примеров социально отклоняющегося поведения довольно много и перечислить их все составит большую сложность. К наиболее распространённым и известным для многих являются преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Многие учёные, занимавшиеся данной проблемой, написали не одну работу, где раскрывали причины, факторы, тенденции, которые способствовали возникновению отклоняющегося поведения.

В этих работах можно наблюдать, что отклоняющееся социальное поведение присуще не только взрослому населению. Дети и подростки в равной степени, если не в большей, являются участниками или соучастниками противообщественных действий. И в современном мире эта проблема является особо актуальной. Об этом свидетельствуют многие специалисты, занимающиеся деятельностью, связанной с образовательным процессом. Педагоги, социальные педагоги, психологи все говорят о том, что сегодняшнее поколение, стало наиболее распущенным, эгоистичным, не знающим меру своим действиям, не обладающим уважением к окружающим. Это говорит о необходимости особого внимания к профилактической работе по отклоняющемуся поведению у детей и подростков в условиях школы. Потому что именно специалисты школы, при должном взаимодействии с родителями способны минимизировать уровень социальных отклонений и создать благоприятные социальны и психологические условия для «взращивания» всестороннеразвитой личности ребёнка, способного в последствии активно функционировать в обществе и трудиться на благо его процветания.

ВВВваобоВ исследовании приняло участие 5 социальных педагога общеобразовательных учреждений Ивановской области.

Цель – сбор информации о таком явлении, как социальное отклонений и о формах и методах, используемых в ходе профилактической работы по минимизации уровня проявлений социальных отклонений у обучающихся школы.

Ход исследования: на основаниях изученной теоретической информации по социальным отклонениям, был составлен ряд вопросов, касающихся профессиональной деятельности социальных педагогов, включающий в себя вопросы, связанные с профилактикой социальных отклонений у обучающихся. Затем данные вопросы были структурированы при помощи google-форм и, в электроном виде, распространены среди социальных педагогов образовательных учреждений Ивановской области.

На основе полученных ответов на вопросы интервью можно говорить о том, что:

профессия социального педагога распространена и востребована в Ивановской области.

большинство из отвечавших осознано и целенаправленно выбрали профессию социального педагога, меньшинство стали «заложниками» ситуации.

все социальные педагоги понимают, что несёт в себе понятие «социальное отклонение», и трактуют его в соответствии с обще принятым определением.

при ответе на вопрос об опасности отклоняющегося поведения большинство педагогов в приоритет ставят нарушение безопасность окружения обучающегося, который является источником данного нарушения, перенося на второй план или вовсе не упоминая об опасности, которую личность причиняет сама себе.

выстраивая свою технологию по профилактике социальных отклонений у обучающихся, социальные педагоги используют разнообразные методы взаимодействия с обучающимися. В большинстве своём эти методы строятся на индивидуальном словесном общении, между социальным педагогом и обучающимся, групповым - между обучающимися и приглашёнными специалистами (наркологами, представителями КДН). Распространено привлечение творческих начал, в профилактике социальных отклонений.

обобщив ответы на вопрос о последних мероприятиях, в которых приняли участие социальные педагоги, по вопросу профилактики социальных отклонений, можно говорить о многогранности деятельности социального педагога. Данная профессия предполагает, что специалист должен быть способен как организовать творческие мероприятия, так и активно принимать участие в собраниях советов профилактики, а также посещать обучающихся, если в этом есть необходимость, на дому.

главной рекомендацией для родителей по минимизации уровня возникновения социальных отклонений у детей, в которую можно наблюдать во всех ответах социальных педагогов на данный вопрос, стало развитие способности у родителя выстроить со своим ребёнком доверительные отношения, основанные на трансляции ребёнку нормальной заинтересованности в его жизни, стремлении помочь и защитить его.

большинство из опрашиваемых, склоняются к тому, что искоренение социальных отклонений у обучающихся невозможно, в связи с разным уровнем образования и культуры, разными психическими особенностями и менталитетом людей, однако некоторые предполагают, что это всё-таки возможно, если будет выстроена взаимодополняющая система взаимодействия между образовательным учреждением и семьёй.

В ходе исследования по вопросу профилактики социальных отклонений у обучающихся, удалось установить, какие опасности видят социальные педагоги в отклоняющемся поведении, что выдвигают на первый план, какие методы работы по выстраиванию отношений с обучающимися в ходе профилактики социальных отклонений предпочитают использовать, какой деятельностью занимают в ходе работы по данному вопросу.

Просмотров работы: 3