Учебные стратегии являются актуальным предметом исследования как в отечественной науке, так и за рубежом. Изучением учебных стратегий занимались Астафурова Т.Н., Зыкова А.В., Сыса Е.А., Терновых Т.Ю., Третьякова М.В., Трофимова А.М., Шкарина И.В. и другие.
Существует множество определений для термина «учебные стратегии». К примеру, А.Н. Щукин и Э.Г. Азимов дают следующую трактовку: «Учебные стратегии – действия и операции, используемые учащимися с целью получения, хранения в памяти и применения накопленной информации». [1] Зарубежные исследователи, например, Дж. Римонди и Р.Л. Оксфорд предлагают такое определение: «Стратегии обучения — это учебные модели, которые определяют четкие результаты обучения и направлены на их достижение посредством специальным образом сконструированных учебных действий». [9, 5]
В определениях наблюдаются следующие закономерности: во-первых, в основе учебных стратегий лежат учебные действия – действия, с помощью которых решаются учебные задачи [2], во-вторых, они направлены на достижение некоторой поставленной учебной цели, такой как запоминание информации, извлечение ее из текста или же применение.
Имеется также множество классификаций стратегий обучения. Так, например, классифицируют стратегии исследователи из института имени Гете в Мюнхене [8]:
Когнитивные стратегии (kognitive Strategien):
Стратегии запоминания(Gedächtnisstrategien);
Стратегии понимания (Verständnisstrategien);
Метакогнитивные стратегии (metakognitive Strategien);
Аффективные стратегии (affektive Strategien);
Коммуникативные стратегии (Kommunikationsstrategien):
Стратегиинаинициированиеиподдержаниекоммуникации (Strategien zum Anbahnen und Aufrechterhalten von Kommunikation);
Компенсаторные стратегии (Kompensationsstrategien).
Под когнитивными стратегиями в данной классификации понимаются стратегии, основанные на когнитивных процессах мозга, таких как память, мышление и воображение. В основном используются мышление (стратегии понимания) и память (стратегии запоминания). Например, в качестве стратегий запоминания предлагается группировка слов, построение рифм, нахождение фонетических сходств и т.д. Стратегии понимания включают в себя маркировку, заметки, поиск ключевых слов, обобщение, перифраз и другие. Метакогнитивные стратегии – это стратегии организации учебного процесса. Сюда относят правильную постановку целей и задач, ориентацию в материале, организацию рабочего стола и места обучения и многое другое. Аффективные стратегии – это стратегии, ориентированные на использование эмоционально-волевой сферы обучающегося, т.е. таких сфер психики, как сила воли, концентрация и т.д. В данную группу включены стратегии снятия стресса, расслабления, мотивации и другие. Группа коммуникативных стратегий включает в себя стратегии, связанные со взаимодействием обучающихся. В данной группе выделяются подгруппа стратегий, направленных на инициирование и поддержание коммуникации, и подгруппа компенсаторных стратегий. В первую подгруппу входят стратегии актуализации имеющихся знаний по теме, обращение к контексту и т.д., во вторую – обращение к родному языку, использование мимики и жестов, подбор синонимов и другие.
В качестве сравнения с данным вариантом будет приведена отечественная классификация, представленная Гудковой Л.В. [3], которая в своем исследовании ссылается на Самкову М.А. [6]:
Основные стратегии:
Когнитивные стратегии;
Компенсаторные стратегии;
Стратегии памяти;
Вспомогательные стратегии:
Метакогнитивные стратегии;
Эмоционально-аффективные стратегии;
Социальные стратегии.
Можно заметить важные особенности последней классификации. Во-первых, данная классификация предлагает ранжирование стратегий на основные и вспомогательные, т.е. стратегии, связанные с непосредственными когнитивными процессами, стратегии минимизации потерь при обучении, а также стратегии запоминания и сохранения информации в памяти, и с главенством данных стратегий нельзя не согласиться. Во-вторых, компенсаторные стратегии здесь представлены как отдельная категория, что кажется более логичным, т.к. такие стратегии, как, например, опора на родной или при наличии такой возможности на первый иностранный язык не предполагают необходимость коммуникации. Но в данном случае стоит отметить, что необходимость отдельного вычленения стратегий памяти с учетом того, что память также является когнитивным процессом, вызывает сомнение [4]. Однако, в целом можно сказать, что данные классификации имеют под собой единую основу, на которой основаны дальнейшие вариации деления на виды и группы.
Конечно, существуют и другие классификации, более кардинально отличающиеся от разобранных выше, в качестве примера будет приведена классификация Х. Стерна [10]:
1. Стратегии управления и планирования (Management and Planning Strategies);
2. Когнитивные стратегии (Cognitive Strategies);
3. Коммуникативно-опытные стратегии (Communicative-Experiential Strategies);
4. Межличностные стратегии (Interpersonal Strategies);
5. Аффективные стратегии (Affective Strategies).
Можно сделать вывод, что данная классификация имеет две группы, похожие на группы в ранее разобранных примерах – когнитивные и аффективные стратегии. Так, например, стратегии управления и планирования – аналог метакогнитивных стратегий, т.к. они направлены на решение схожих задач. Коммуникативно-опытные и межличностные стратегии можно сравнить с социальными или коммуникативными стратегиями из предыдущих классификаций. При этом нет разделения на группы и подгруппы и отсутствует упоминание компенсаторных стратегий, которые также играют важную роль, в особенности в изучении иностранных языков, и в контексте данной работы данная классификация является неподходящей для применения на практике.
Таким образом можно заключить, что учебные стратегии, действия и операции, используемые учащимися с целью получения, хранения в памяти и применения накопленной информации, являются актуальной темой для изучения учеными по всему миру, они активно разбираются и классифицируются, и некоторые примеры подобных классификаций были приведены в данной статье.
Список литературы:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)». — М.: Издательство ИКАР, 2009.
Акишина А.А., Каган О.Е. «Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного», М.: Русский язык, Курсы, 2002.
Гудкова Л.В., Кластер как когнитивная учебная стратегия в обучении немецкому языку в высшей школе // «Научный поиск» №1.1, Шуя, 2016.
Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
Римонди Дж. «Стратегии обучения иностранному языку в образовательном процессе» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59).
Самкова М.А. Коммуникативные и когнитивные стратегии в рамках учебного дискурса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/philosophy-and-philology-411/linguistics-and-foreignlanguages-in-the-world-today-411/10721-411-0676 (дата обращения: 15.05.2020).
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). М., 2005.
Deutsch Lehren Lernen. S. Ballweg, S. Drumm, B. Hufeisen, J. Klippel, L. Pilypaityte «Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch?» Goethe-Institut, München,2013.
Oxford R. L. «Language learning styles and strategies: An overview. Learning Styles & Strategies» // GALA. 2003.
Stern H. H. Issues and Options in Language Teaching. Oxford: Oxford, 1992.