Введение: Видеть – значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но сравнительно грубее и слабее. В этом смысле надо понимать изречение Анаксагора: зрение – есть явление невидимого.
Важна пространственная правильность передачи, мозг должен получить верные сведения о форме, размерах и расстоянии.
Задача: Рассказать о проблеме в офтальмологической сфере и способах ее лечения.
Цель работы: Доказать возможность решения проблемы и вовлечение молодое поколение к спортивному образу жизни.
Чумой ХХI века считают близорукость, большое количество людей в мире пользуются очками. С каждым годом увеличивается зрительная нагрузка человека. Из пяти человеческих органов чувств – зрение имеет наибольшую ценность. [1]
В практике работы по физическому воспитанию студентов особую озабоченность и тревогу вызывает увеличивающееся количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Основной качественный состав этих групп составляют лица с патологией органов сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, а также органов зрения.
Среди комплекса мер, направленных на лечение данного заболевания, часто игнорируется очень важный фактор рациональный режим труда, включая и физическую активность, и отдых. Установлено, что разумная двигательная активность, физическая нагрузка способствуют улучшению аккомодации глаз, повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаз. [2]
Глаз – самый подвижный, из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения даже в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Все эти удивительно точные совместные движения глаз осуществляют 12 небольших мышц – по 6 на каждом глазу. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность.
Одним из важных условий получения знаний в вузе является необходимость переработки значительного количества информации. Около 95% этой информации поступает к человеку через органы зрения. Объем зрительной работы в последнее время еще более увеличился, что в ряде случаев оказывает отрицательное воздействие на функции органов зрения и проявляется возникновением и развитием близорукости. Сегодня можно назвать три фактора, которые влияют на возникновение близорукости.
Два из них – наследственная предрасположенность и напряженная зрительная работа при ослабленной аккомодации служат как бы пусковым механизмом близорукости и сложно взаимодействуют уже на начальном этапе ее развития. Установлено, что в семьях, где близорукость прослеживается в ряде поколений, она встречается в 3 раза чаще, чем в других семьях Третий фактор – изменения наружной оболочки глаза, обычно проявляется, когда зрение уже нарушено. С ним в основном связано прогрессирование близорукости. У жителей Архангельской, Мурманской областей и северных районов Карелии короткий световой день в зимний период, а также недостаточно сбалансированное питание влияют на возникновение миопической рефракции. [3]
На этой основе возникла идея о возможности профилактики близорукости и ее исправления путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза с помощью физических упражнений.
Существует прямая и обратная зависимость между физической активностью студента, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой. У тех, кто с ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, и укреплению склеры глаза.
Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. [4]
Занятия специальными физическими упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно в домашних условиях, во время учебы и отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были правильно подобраны с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой глаз.
Физическая культура показана всем студентам, имеющих одновременно различные нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, и т.д.), занятия физической культурой являются обязательными. Чем раньше начать занятия ЛФК и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность.
При близорукости вопрос об определении группы решается индивидуально с учетом общей физической подготовки и клинических данных (степень близорукости). При близорукости слабой и средней степени (до 6,0 Д) при полностью корригирующийся остроте и отсутствии изменений на глазном дне при хорошей физической подготовке назначается основная группа. Принимая во внимание тот факт, что постоянное переключение зрения с близкого расстояния на далекое способствует тренировке цилиарной мышцы и усилению аккомодации, с целью профилактики прогрессирования близорукости, считается целесообразным рекомендовать этим студентам занятия спортивными играми (волейбол, баскетбол, настольный теннис).
При близорукости тех же степеней с неполной коррекцией остроты зрения (не ниже 7,0-8,0 Д) без патологических изменений глазного дна, стекловидного тела назначается подготовительная группа. В программные требования вводятся некоторые ограничения:
˗ исключаются упражнения с высокой интенсивностью;
˗ исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки в длину, высоту и др.) или требующие проявления общего напряжения тела (поднятие тяжести, подтягивание на перекладине, висы, стойки, упоры и т.д.);
˗ исключаются все виды упражнений, при которых возможно сталкивание (спортивные игры);
˗ упражнения со скакалкой, выполняемые продолжительное время;
˗ беговые упражнения выполняются на гладкой поверхности без препятствий или на ровной местности;
˗ исключаются все упражнения, требующие пристального внимания и напряжения зрения.
Студентам подготовительной группы наряду с учебными занятиями, рекомендуются самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз, элементы массажа, закаливание организма, а также специально разработанные комплексы из курса лечебной физкультуры. Необходимо соблюдать следующие методические указания:
˗ заниматься систематически, не реже 3-4 раз в неделю;
˗ гимнастику для глаз делать ежедневно;
˗ занятия проводить в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Полезно сочетать упражнения с закаливанием организма;
˗ при занятиях необходимо следить за пульсом; его частота может повышаться у молодых людей до 130-140 уд/мин, степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней, чтобы не вызвать значительного утомления и снижения остроты зрения.
Занятия физической культурой у людей больных миопией должны строиться с учетом сниженных функций некоторых систем организма (нервно-мышечной, соединительно-тканной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной системы глаза). На занятиях уделяется внимание общеразвивающим, корригирующим, дыхательным упражнениям, а также упражнениям для укрепления мышц спины и шеи. Включение их в комплекс упражнений оправдано с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе.
Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.
Важно соблюдать дозировку специальных упражнений. Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения, способствующие улучшению кровообращения в глазах, а также циркуляции внутриглазной жидкости, затем упражнения для наружных и внутренних мышц глаза. [6]
Заключение. Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие.
Список литературы:
Аветисов Э.С. Близорукость. – М.: Знание, 2010. ˗ 26 с.
Зайцев П.В., Авдеева Т.А., Мисюн Ф.А. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным зрением // Вопросы физического воспитания студентов. ˗ Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – Вып. XXII. ˗ С. 103-108.
Зеркалина Е.И. Подбор индивидуального двигательного режима в зависимости от состояния зрительного анализатора // Проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. В.А.Ермакова – Тула: Изд-во ТГПИ, 1992. ˗ С.127-130.
[Электронный ресурс]: Развитие экстремальных видов спорта – https://sci-article.ru/stat.php?i=1559133219
[Электронный ресурс]: Интерактивный информационно-аналитический центр – http://www.pbrussia.ru/