Олимпиада для школьников по литературе как форма работы с одаренными учащимися - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Олимпиада для школьников по литературе как форма работы с одаренными учащимися

Товалович П.А. 1
1Мурманский Арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наше время – это время перемен. Сейчас в новый период развития страны нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом?

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире.

Б.М. Теплов [1] определил одарённость как «своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». А немецкий психолог В. Штерн [2], считал, что «одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». И, хотя данное определение подвергалось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмена, на данный момент оно является ведущим в трактовке проблемы одаренности.

Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением его деятельности. Педагог играет роль наставника в данной ситуации, и, исходя из пожеланий учащегося, должен помочь ему работать в нужном направлении. [3]

Для анализа были выбраны следующие олимпиады: «Всероссийская олимпиада школьников», «Ломоносовская» и «Покори Воробьевы горы» - первые этапы, т.к. они более всех доступны и их можно предложить для решения всем школьникам.

Цель предметных олимпиад заключается в том, чтобы дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке, познанию. Участие в этих движениях играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, помогает профессиональному самоопределению.

Для исследования мы выбрали школьные(отборочные) этапы, т.к. они могут проводится со всеми школьниками и служить материалом не только олимпиадной подготовки, но и материалом для изучения на обычных уроках.

Всероссийская олимпиада школьников

Известно, что Олимпиада уже на школьном этапе выявляет одарённых детей.

Особенности муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что он объединяет более подготовленных, по сравнению со школьным, участников. На муниципальном уровне олимпиады участвуют только победители и призёры школьного этапа от разных параллелей (7-11 кл.). Конкурс проводится отдельно 7-8 и 9-11 классов, поскольку ученики 7-8 классов на муниципальном этапе завершают своё участие в олимпиаде (на региональный и заключительный этап они не выходят).

Задания создаются для трех возрастных категорий и отличаются друг от друга. У каждой «группы» существуют различия:

Ученики 5-6 класса не выходят на дальнейшие этапы олимпиады, поэтому нет смысла давать им те же типы заданий, что и для старшеклассников. Задания для пяти-шестиклассников должны быть посильны, занимательны, интересны, формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям. С учетом этого ученикам 5-6 класса целесообразно предлагать письменные задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более двух астрономических часов.

Ученики 7-8 классов участвуют в школьном и в муниципальном этапах олимпиады, но на региональный и заключительный не выходят. Задания для них должно быть сложнее, чем для пяти-шестиклассников, но строиться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов целесообразно предлагать письменные задания творческого характера. Время выполнения – не более трёх астрономических часов.

Поскольку на заключительном этапе олимпиады ученикам 9-11 класса предлагаются и аналитические, и творческие задания, имеет смысл готовить их к этим двум типам заданий уже на школьном этапе.

Так как выявление одаренных детей для участия в олимпиаде проводится, в первую очередь, в школе и привлекает много учащихся, мы считаем, что разумно будет проанализировать задания именно школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

В 2018-2019 учебном году олимпиада на школьном уровне для 5-6 классов состояла из двух заданий.

В первом задании, которое оценивалось в 25 баллов, было необходимо прочитать текст (в 2018-2019 годах: «Бродячий пес» Саши Черного) и ответить на вопросы. Опираясь на эти ответы, было предложено написать сочинение.

Во втором задании учащимся было необходимо написать письмо одному писателю выбор (А.С.Пушкин, А.П.Гайдар, Астрид Линдгрен, Марк Твен, К.Г.Паустовский, Э.Н.Успенский)

Данные задания заставляют школьников самостоятельно составлять текст, проверяют сформированность такого навыка, как «смысловое чтение». В 5-6 классах не все пишут связные тексты, и далеко не все могут написать письмо писателю.

Олимпиада для школьников 7-8 классов также состоит из двух заданий.

1. Было предложено прочитать текст и ответить на вопросы, помещенные после него. Опираясь на них, написать небольшое сочинение, в котором надо изложить впечатления о прочитанном (В 2019 году – текст А.С.Некрасова «Как я писал рассказ»).

2. Необходимо рассказать о своей любимой книге, разрекламировать ее. В сочинение должны использоваться литературоведческая терминология.

Олимпиада для 9-11 классов состояла из 2х заданий:

1. В задании предоставлялся выбор: или «Интерпретация лирического произведения», или «Комплексный анализ прозаического текста», сочинение, за которое дается максимально 70 баллов (для сравнения – 25 баллов за 1 задание в 5-8 классах).

2. Напишите текст своего выступления для передачи, учитывая возможные аргументы противников вашей позиции и возражая им. Позаботьтесь об убедительности и лаконичности, которые необходимы в речевой ситуации дискуссии.

Задания на школьном этапе олимпиады можно использовать не только в классах, для которых они проводятся. Все задания, а особенно задания, данные для 5-8 классов, можно использовать в обычной урочной практике. Они являются заданиями повышенной сложности, их можно использовать для подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Данные конкурсные задания позволяют учителю увидеть одаренных учащихся и помочь раскрытию их талантов. Огромным плюсом данной олимпиады на школьном уровне является его доступность и всеохватность – любой ученик, вне зависимости от успеваемости, может попробовать свои силы.

Олимпиада для школьников «Ломоносов»

Олимпиада школьников «Ломоносов» проводится с 2005 года под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям».

Олимпиада проводится с 2005 года для учеников 11-х классов. С 2006 года в олимпиаде получили возможность участвовать 9-10-классники.

Соревнование включает два обязательных этапа: отборочный и заключительный. Первый этап проходит дистанционно. Заключительный этап проводится очно в МГУ имени М.В.Ломоносова и на региональных площадках Олимпиады.

Творческие задания составляются методической комиссией, в состав которой входят профессора филологического факультета. При оценке работ учитываются знание текстов литературных произведений, умение анализировать фактический материал, логичность изложения, убедительность аргументации, а также владение русским литературным языком.

Основными целями Олимпиады являются [4]:

выявление и развитие у учащихся, осваивающих общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

создание условий для поддержки одаренных детей;

распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;

профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности;

привлечение талантливой молодежи к продолжению обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

В 2018/2019 годах отборочные этапы проводились для следующих групп школьников:

Для старшеклассников олимпиада состоит из 2х заданий. Их форма отличается от той, что предлагается во Всероссийской Олимпиаде Школьников. Для решения детям даются вопросы, на которые надо дать ответ, например:

Какие функции выполняет в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» песня рыбки?

Какую песню поёт Кулигин в драме А.Н. Островского «Гроза»? Каковы ее функции в произведении?

Какие функции выполняет в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Песня девушек»?

Задание №2 состоит из вопросов, на которые надо дать более развернутые ответы, чем в задании №1:

Идея вечной жизни в лирике А. С. Пушкина

Художественное своеобразие диалогов персонажей в баснях И.А. Крылова и комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Художественное своеобразие финалов в поэмах М.Ю. Лермонтова «Демон» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И др. Всего 9 вопросов.

Требования к ответам старшеклассников предполагают понимание и умение употреблять литературоведческие термины, отсутствии стилистических и логических ошибок, а также отсутствие жаргонизмов и разговорной лексики.

Задания 7-9 классов также требуют от детей умение употребить литературоведческие понятия(«символ»).

Задания, как и для школьников 10-11 классов, состоят из двух блоков. Первый блок предполагает краткие ответы на вопросы, второе – развернутые.

В стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» появляется образ «ветреной Гебы». Что это за персонаж, каковы его функции в произведении?

В стихотворении Тютчева «Полдень» появляется образ «великого Пана». Что это за персонаж, каковы его функции в произведении?

Во втором блоке 6 вопросов, тогда как у школьников 10-11 классов их 9.

Группа заданий для 5-6 также состоит из одного задания. Оно содержит в себе три вопроса:

Верно ли утверждение, что в баснях И. А. Крылова всегда победа на стороне мудрых и благородных героев? Аргументируйте Ваш ответ с помощью анализа сюжетов и главных героев 2-3 басен.

Верно ли утверждение, что в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» автор показывает превосходство рационалистического представления о мире над верой в сверхъестественное и чудесное? Аргументируйте Ваш ответ с помощью анализа системы образов и сквозных сюжетных мотивов произведения.

Верно ли утверждение, что в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» всегда торжествует добро? Аргументируйте Ваш ответ с помощью анализа сюжета и главных героев произведения

Задания для 5-6 классов отличаются от заданий 7-11 формулировкой вопросов. В пятом и шестом классе вопросы начинаются так: «Верно ли утверждение…?”, т.е. вопрос изначально предполагает ответ «верно» или «неверно».

Задания олимпиады «Ломоносов» отборочного этапа позволяют выявить особо мотивированных, одаренных детей. Не все ребята обладают знаниями, требуемыми для успешного решения олимпиады.

Эти задания можно использовать для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, так как вопросы с кратким ответом встречаются на экзаменах практически по всем предметам. Задания даются по произведениям, которые изучаются в школе (например, задание по сказке «Черная курица, или Подземные жители»), поэтому их можно использовать на уроках литературы при изучении произведений.

Всероссийская олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы»

Еще одна олимпиада, которая проходит под эгидой МГУ имени М.В.Ломоносова. Олимпиаду с 2005 года проводят МГУ и Издательский Дом «Московский комсомолец».

Задания олимпиад делятся на две категории: для участников из 5–9 классов и отдельно для 10–11. Для работ старшеклассников критерии оценки более строгие.

Цели олимпиады [5]:

1. Выявление и поддержка одаренных детей во всех регионах РФ;

2. Создание необходимых условий для раскрытия таланта каждого школьника;

3. Развитие у учащихся осваивающих общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

4. Распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;

5. Профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности;

6. Привлечение талантливой молодежи к продолжению обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Олимпиада проходит в два этапа:

1. Отборочный — проводится дистанционно, задания приходят после регистрации в личном кабинете на официальном сайте олимпиады. График уточняется каждый год, но регистрация обычно начинается в ноябре, само тестирование проходит в конце декабря, а результаты объявляют до 1 февраля.

После того как участник получает задание в личном кабинете, он должен выбрать время для сессии. На выполнение тестового задания даётся от одного до нескольких часов, для творческого задания — более длительный промежуток.

2. Заключительный — проводится в Москве в МГУ или на региональных площадках в Кемерово, Уфе, Екатеринбурге, Саратове и Ставрополе. В заключительном этапе могут участвовать те, кто успешно прошёл отборочный тур, а также победители и призёры олимпиады прошлого года, если они продолжают получать среднее общее образование.

Победа или призовое место на олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!» дают льготы при поступлении в МГУ, Высшую школу экономики и другие известные российские вузы. На сайте каждого вуза в начале учебного года вывешивается список льгот, в том числе по олимпиадам

Творческие задания для 5-6 классов состоят из стихотворения и вопросов к нему (всего – 5). Объем ответа должен состоять не менее чем из 2-3 предложений. Для анализа предлагается стихотворение С.Я.Маршака «Вчера и сегодня». Вопросы предполагают полное владение не только литературоведческими знаниями, но и историческими. Первый вопрос к стихотворению звучит так:

Как бы вы определили главную тему этого стихотворения и как ее определяет сам автор? Как вы считаете, была ли эта тема среди наиболее актуальных во времена написания стихотворения – 20-е гг. ХХ века? Докажите свою мысль. Знаете ли вы другие произведения современников Маршака, в которых затрагивалась бы подобная тема?

Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать стихотворения поэтов, привычных для школьников:Пушкина, Лермонтова и др. Необходимо знать поэтов 20-х годов XX века.

Творческие задания для 7-8 классов составлены также, как и задания для 5-6 классов: дан текст и вопросы к нему. В 7-8 классах дается прозаический текст («Манюня», Наринэ Абгарян). Данные задания так же предполагают знания о литературе шире, чем в школьной программе: во втором задании предлагается вспомнить произведения XX-XIX веков, в которых образы природы играют большую роль:

В каких известных вам произведениях прозаиков ХХ - ХIХ вв. образы природы играют важную роль и какую именно? Приведите примеры, докажите свою мысль.

Творческие задания для 9 класса состоят из тех же заданий, что даны для 5-8 классов: текст и вопросы к нему. В 9 классе дается лирический текст (Б.Слуцкий «Ботинки Маяковского»). Ответы на вопросы должны быть не менее 3-4 предложений.

Вопросы сложны тем, что в них требуется знание биографии В.В.Маяковского:

Как через образы вещей выражается образ самого Владимира Маяковского? Что подчеркивает в его личности и творчестве младший современник Слуцкий (стихотворение написано в 1967 году) и на какие обстоятельства жизни Маяковского намекает? Какие при этом используются художественные приемы? Как вы думаете, образ поэта, созданный в стихотворении Слуцкого, соответствует тому образу, который закреплен в стихах самого Маяковского? Докажите свою мысль.

А также знание истории русской литературы, знание литературоведческих терминов. Необходимо уметь определять размер стихотворения.

Задание для 10-11 классов всего одно, и оно отличается от заданий, которые давали ученикам 5-9 классов. Задание для старшеклассников:

«Напишите сочинение на предложенную ниже тему. Рекомендуемый объем работы – 1000 - 2000 слов». В 2019 году тема сочинения звучала так: Чувства обиды и вины как мотивы поступков героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задания данной олимпиады нацелены на одаренных, мотивированных и увлеченных литературой детей и являются заданиями повышенной сложности. Биография Маяковского не изучается в 9 классе, когда как в задании для девятиклассников требуется ее знание.

Подводя итог, можно сказать, что методика проведения предметной олимпиады является важнейшим компонентом построения обучения литературе. Предметные олимпиады привносят в процесс обучения новизну, что позволяет говорить о большей эффективности обучения.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.

Дистанционная олимпиада (такая, как «Ломоносов» или «Покори Воробьевы горы» - предварительные этапы) – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя не только сильным детям, но и застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе

Олимпиады «Всероссийская олимпиада школьников», «Ломоносовская» и «Покори Воробьевы горы» - олимпиады, которые требуют подготовки. Они предполагают, что школьники владеют информацией свыше той, что дается в школе по программе. Например, задания олимпиады «Покори Воробьевы гор» в 9 классе требуют знания биографии В.В.Маяковского, тогда как в 9 классе она не изучается на том уровне, на котором это требует олимпиада.

Учитывая тот факт, что мы говорим об одаренных детях, зная их особенности, следует отметить, что данная использование олимпиад способно подпитывать интерес таких обучающихся к литературе.

Проанализировав несколько олимпиад, можно смело сказать, что каждая из них имеет место быть при проведении внеклассного мероприятия. Это лишь малая часть из того количества олимпиад, которые существуют. Данные олимпиады способны увлечь ребенка, он не боится «строгого учителя» и «одноклассников». Он не боится ее плохо выполнить, потому что при проведении олимпиады нет оценок. Соревновательный момент только подогревает интерес к олимпиаде.

Одаренный ребенок, будучи заинтересованным в обучении, в победе на олимпиаде, будет с еще большим желанием посещать занятия по литературе. Это может улучшить его успеваемость и укрепить знания, дав возможность изучить глубже какой-либо материал.

Талантливый ученик обладает большим потенциалом, но как важно, чтоб он был вовремя замечен и подхвачен учителем. Роль преподавателя в данной ситуации, можно сказать, является главной и решающей, ведь кто как не педагог, может разглядеть способности ребенка и помочь их развить. Именно поэтому на преподавателя возлагается огромная ответственность за данный процесс. Важно выявить способности ребенка еще на начальном этапе обучения, дабы удержать интерес ребенка к предмету и направить на нужный материал.

Список источников:

1. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Моск. Ун-та, 1982, - 136 с.

2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - М.: Водолей, 1997, - 128 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - Т. 1. - М.: Наука, 1982, - 481 с.

4. Всероссийская олимпиада школьников «Ломоносов»: [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://olymp.msu.ru/file/static/mainpage/29/Lomonosov_Olympiade.pdf (Дата обращения: 28. 03. 2020)

5. Всероссийская олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы»: [Электронный ресурс]. М., 2020. URL https://pvg.mk.ru/media/docs/pvg_provision.pdf (Дата обращения: 01.04.2020)

Просмотров работы: 12