Социально-педагогические особенности детско-родительских отношений - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социально-педагогические особенности детско-родительских отношений

Маслова О.Н. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема детско-родительских отношений из года в год становятся одной из самых обсуждаемых тем. В ХХI веке институт семьи и брак переживает кризис. Родители перестали интересоваться жизнью своих детей, не уделяют достаточного количества времени свои детям. Общение с родителем ребёнку заменили социальные сети. Родители сами часто дают своим детям современные гаджеты для того чтобы ребёнок был заняты виртуальной реальностью. Дети предназначены сами себе. Очень остро возникает проблема взаимоотношений «родитель – ребенок».

РЭУ им. Г.В. Плеханова провёл всероссийский опрос среди родителей и детей. По данным исследования, лишь четверть родителей (26%) общаются со своими детьми столько, сколько считают нужным. Около половины (41%) заявили, что хотели бы проводить с ними больше времени. Среди респондентов-подростков ответы на вопрос об интенсивности общения с мамами и папами распределились иначе. О нехватке общения сообщило меньшинство (15%). Больше половины считают, что контактируют с родителями столько, сколько и хотелось бы (54%), а 19% сказали, что разговоров даже слишком много.

Под системой родительских отношением принято считать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Детско-родительские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.

При рассмотрении системы детско-родительских отношений в работах Е.О. Смирновой и М. В. Быковой выделяются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. При этом все компоненты рассматриваются в зависимости от того, насколько они обеспечивают развитие ребенка, его эмоциональное благополучие; акцент делается на внешних проявлениях родительского отношения. Когнитивный компонент характеризует адекватность — неадекватность образа ребенка «глазами родителя», образ родителя «глазами ребенка», образ «Я как родитель». Неадекватный образ возрастно-психологического статуса приводит к искажению системы требований и ожиданий, презентуемых родителем как представителем общества ребенку, и, соответственно, к искажению границ зоны его ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Достаточно часто искажение представлений родителей о взрослости связано с переоценкой реальных возможностей ребенка и выдвижением «сверх требований» в отношении его достижений. Искаженный образ возрастно-психологического статуса ребенка у родителей приводит к нарушению семейной системы воспитания, общения и сотрудничества родителей и ребенка, ограничивая возможности развития ребенка в пределах потенциала зоны ближайшего развития [4, с.705]. Эмоциональный компонент детско-родительских отношений связан в первую очередь с эмоциями, которые переживают родители и дети при взаимодействии, а также эмоциональное отношение родителя к собственной роли, возникающее в результате своих действий и своей компетентности как родителя. Ценностно-смысловой компонент детско-родительских отношений тесно связан с потребностями и мотивами. Ценность ребенка для родителей и ценность родительства как состояния «быть отцом» и «быть матерью» формируется на основании потребностей и мотивов. При деструктивном родительском отношении ребенок не обладает само ценностью как личность, отношения между родителями и детьми строятся не как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них, для родителей не характерно осознание и принятие социальной роли родителя, они не ответственны за выбор своего поведения в силу своего родительского статуса. Поведенческий компонент детско-родительских отношений — это конкретные операции по уходу за ребенком, предпочитаемый стиль общения, характер дисциплинарных воздействий.

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х гг. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический, попустительский [4]. Авторитарный стиль семейного воспитания заключается в том, что все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми. Демократический стиль семейного воспитания заключается в том, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Попустительский стиль семейного воспитания заключается в том, что ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Стиль семейного воспитания является важным компонентом в системе детско-родительских отношений. Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными зарубежными психологическими школами. В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и "контролер". З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. В структуре взаимоотношения между родителями и детьми отдельно выделяют родительскую установку, характеристика которой может осуществляться на основании следующих параметров: чувствительность – нечувствительность, которая находит свое отражение в способности матери принимать и понимать потребности ребенка, ценить и уважать его точку зрения; поддержка – игнорирование - шкала, отражающая степень эмоциональной адекватности матери, ее эмоциогенность, эмоциональность; принятие – отвержение, которое свидетельствует о ценностной значимости ребенка для матери, его роли для семьи. Гармонизация детско-родительских отношений различаются по видам и формам. По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений. По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная. Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг. Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. Семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады “родитель-ребёнок” не могут быть решены только благодаря психологической коррекции ребёнка и родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий. Как средство коррекции детско-родительских отношений выделяется социально-психологический тренинг. Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции. Социально-психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы. В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее. На рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей. Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон. Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.). Ценность совместных занятий родителей с детьми заключается в том, что гармонизация отношений между детьми и родителями на них происходит посредством:  установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком в ходе выполнения физических упражнений, игровых заданий; наличия положительных эмоций у ребенка и у взрослого, ощущения радости от совместной двигательной деятельности;  организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;        решения проблемных ситуаций.

Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей.

Список использованных источников

1. Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания : учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2013. — 68 с.

2. Коновалова А. М. Отношение подростков к родителям : уважение, любовь, признание авторитета // Семейная психология и семейная терапия. - 2009. - N 4. - С. 100-114.

3. 13. Фирсова Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников // Специальная психология. - 2009. - N 3. - С. 53-59.

4. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 15.12.2020).

Просмотров работы: 102