Понимание психолого-возрастных особенностей учащихся - это основополагающий фактор для конструирования курса обучения иностранному языку.
Не одно поколение ученых и философов обращало внимание на необходимость глубокого изучения и учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе воспитания и обучения (Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, К.Д.Ушинский, А.В. Дистервег, Л.Н.Толстой и др.). Была предложена концепция природосообразности воспитания, которая основывается на постулате о необходимости принимать во внимание природные особенности развития воспитуемого ребёнка. Известно, что как в зарубежной, так и в отечественной возрастной психологии существует научная периодизация психического развития человека (Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др.). Деятельностный подход к разработке вопроса периодизации психического развития детей связан с общей психологической концепцией Л. С. Выготского: «...Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности» [3. т.4, С. 285].
Каждый возрастной этап характеризуется своим особым типом ведущей деятельности. Нюансы отношения к освоению иностранного языка, мотивы, побуждающие детей к этому, во многом схожи, но, однако, младший школьный возраст, к примеру, эффективнее для начала изучения иностранного языка. Поскольку чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности [4. С. 29-33]. Сфер и тематик общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, и ему еще не приходится решать сложные познавательные и коммуникативные задачи [6. С. 140-144]. А значит, изучая иностранный язык, ребенок не ощущает такого масштабного разрыва между возможностями в иностранном и родном языках. Таким образом, ощущение успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста [4. С. 29-33]. Поэтому в младшей школе легче сформировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, и, что не маловажно, межкультурную компетенцию, как базу для познавательной деятельности в изучении иностранного языка и его культуры.
Дети среднего школьного возраста отличаются своими специфическими особенностями. Важно отметить, что в подростковом возрасте продолжается прогресс психических познавательных процессов. У детей среднего школьного возраста появляется интерес к философским, нравственным, политическим, религиозным проблемам. Это свидетельствует о развитии у них абстрактного мышления [4. С. 29-33]. Мышление становится систематизированным [1. С. 78-86]. Данные психические и познавательные процессы способствуют лучшему восприятию культурных особенностей и отличий.
Учителю необходимо подбирать языковой материал таким образом, чтобы он имел потенциал удовлетворить потребность обучающихся в обсуждении интересующих их вопросов. Для нас чрезвычайно важно, что кроме проблем общества, детей средней школы, также интересует различного рода страноведческая и лингвокультурная информация, которая обязательно должна содержаться в материале по иностранному языку в значимом объеме. На среднем этапе обучения иностранному языку доминирующим принципом работы педагога становится принцип коммуникативной направленности. Предварительно отметим, что межкультурная компетенция хорошо развивается в паре с коммуникативной компетенцией.
В подростковом этапе развития ребенка наблюдается существенное изменение характера познавательной деятельности. В отличие от младших школьников, детям-подросткам среднего школьного возраста не хватает только внешнего восприятия изучаемых явлений, для них присуще стремление понять существующие причинно-следственные связи, закономерности и природу возникновения явлений, событий, [1. С. 78-86]. При формировании межкультурной компетенции детей в средней школе возникает необходимость в придании процессу обучения проблемно-эвристического характера: аргументированности выдвигаемых учителем положений и убедительности доказательств, с одной стороны, и умения обучающихся самостоятельно находить и формулировать проблемы, проводить дискуссию, анализировать и обобщать.
На уроках иностранного языка необходимо предлагать детям задания, требующие активной интеллектуальной деятельности, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки, концентрировать внимания на главном, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы. Важно поощрять самостоятельность мышления, учить выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию, высказывать согласие и несогласие [1. С. 78-86].
Память ребенка на этапе средней школы более произвольна, в отличие от памяти младшего школьника. В условиях больших объемов учебного материала, которые ребенок должен запомнить, у учащегося вырабатывается способность к логической памяти, которая относит на второй план механическую память. Первая очень важна для успешного овладения иностранным языком и элементов культуры его носителей.
В запоминании грамматических и лексических особенностей у англоговорящих стран могут помочь наглядные схемы образования различных конструкций английского языка и рисунки, обозначающие содержание того или иного действия, а также сопоставительный анализ двух или трех лексических или грамматических явлений английского языка или сравнительно – сопоставительный анализ грамматических явлений родного и иностранного языков [5. С. 16-30, 44-54].
На этапе средней школы ученик уже способен управлять своим вниманием, однако эта способность развита еще не так хорошо. Поэтому учитель должен знать, что деятельность обучающихся на уроках английского языка необходимо организовать таким образом, чтобы ребенок понимал, на что ему следует обратить особое внимание [4. С. 29-33].
Так же в этот период важно сказать и о развитии у детей творческого мышления. Данную возрастную особенность учитель может и также должен задействовать для решения задач процесса обучения иностранному языку и формирования межкультурной компетенции. Необходимо прибегать к созданию на уроках различных проблемных ситуаций, связанных с освоением чужой культуры, которые обучающиеся должны решать самостоятельно или с небольшой подсказкой учителя. Это обеспечит более глубокое овладение знаниями по межкультурной компетенции англоязычных стран.
В развитии речи ребенка на этапе средней школы также наблюдаются значительные трансформации, которые оказывают значительное влияние на процесс обучения иностранному языку. В отличие от младшего школьного возраста, у подростков наблюдается преимущество развития монологической речи на родном языке. К тому же у учащегося среднего школьного возраста появляется и возможность и потребность использовать эту возможность родного языка на базе иностранного. Говоря иначе, в подростковом возрасте школьник стремится рассказать о каких-либо явлениях и предметах окружающей действительности, используя иностранный язык [4. С. 29-33].
Впрочем, эта потребность не всегда соответствует возможностям. Нередким явлением в данной ситуации выступает так называемый «языковой барьер». Ребенок испытывает непреодолимое желание сказать что-либо на иностранном языке, но при этом ощущает сильную нехватку знаний в области лексики и грамматики иностранного языка. В данном случае учителю английского языка необходимо обогатить лексикон учащихся в изучаемом языке различными синонимами, антонимами и т.д.
Активность ребенка в средней школе снижается, а вместе с ней уменьшается и мотивация к изучению английского языка. В связи с этим учителю важно задействовать на уроках особые методы и приемы для повышения мотивации школьников к изучению данного предмета. В данном случае как раз и можно говорить о применении межкультурного подхода в обучении иностранному языку [4. С. 29-33].
В развитии личности ребенка на этапе среднего школьного возраста наблюдаются сильные изменения. Отныне он сознает себя как особо значимый субъект социума, который теперь может принести пользу этому социуму. Таким образом, на уроках иностранного языка очень важно использовать те методы обучения, при которых подросток смог бы показать значимость и неповторимость своей личности в обществе. В данном контексте представляется необходимым также расширить представления школьника о границах общества. Общество – это не только класс, город, страна, где он живёт, но и весь мир в его единстве и многообразии.
Работы отечественных специалистов говорят о том, что в отличие от младшего школьника, у которого психологическое развитие связано, прежде всего, с учебной деятельностью, в психологическом развитии ребенка подросткового возраста ключевой ролью выступает социализация, активное социальное и нравственное формирование личности. Происходит процесс переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей, формируются мировоззрение, нравственные идеалы и моральные установки, что имеет ведущее значение при формировании навыков иноязычного общения в условиях межкультурной коммуникации [1. С. 78-86].
Становление самосознания – один из ключевых моментов в развитии личности подростка. Необходимость осознать себя как личность, потребность в самооценке и сравнении себя с другими людьми, стремление открыть сильные и слабые стороны своей личности, провести оценку собственных возможностей и найти своё место среди окружающих сверстников [1. С. 78-86] – это те психо-эмоциональные процессы, которые работа над развитием межкультурной компетенции и лингвострановедческих знаний может усилить и направить в более разностороннее русло.
Д.И. Фельдштейн полагает, что данная тенденция развития подростка обусловлена трансформациями в сфере его мотивов и потребностей, в отношении к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. Исследователь показал, что личность подростка полноценно развивается лишь в системе многоплановой, социально значимой деятельности [7. С. 3-12]. Развитие межкультурной компетенции в аспекте изучения иностранного языка отвечает данной задаче.
В своей педагогической деятельности учителю английского языка необходимо брать в расчет особенности развития коммуникативной сферы личности детей-подростков. В основном, они проявляются во взаимоотношениях ребенка среднего школьного возраста со взрослым, то есть с педагогом [2]. Для достижения наилучшего результата в организации процесса обучения иностранному языку учитель должен стать для обучающегося другом, старшим товарищем, наставником, который может дать школьнику свою поддержку и помощь, а также предоставить необходимую оценку его действиям и поступкам, но в то же время не забывать о своей важной роли в процессе его обучения и познания окружающего многогранного мира.
Следовательно, главенствующей задачей, стоящей перед учителем, является развитие у подростков навыков сотрудничества при решении задач, формирование умения работать с различными справочными материалами, источниками информации, способности к самостоятельной учебной деятельности [1. С. 78-86].
Способность детей среднего школьного возраста к обобщению дает им возможность формировать собственные представления в достаточно сложной социальной сфере – сфере человеческих взаимоотношений. Согласно периодизации психического развития по Д.Б.Эльконину, познавательная деятельность детей среднего школьного возраста направлена на раскрытие системы отношений в различных жизненных ситуациях, а «интимно-личностное общение» становится ведущим видом деятельности подростка, поскольку позволяет проявить себя и самоутвердиться [8. С.10].
Таким образом, мы должны констатировать, что формированию межкультурной компетенции учащихся на этапе средней школы благоприятствуют определенные психо-возрастные факторы и особенности образовательно-педагогического процесса на данной ступени образования (рекомендации), связи которых мы можем условно представить в нижеследующей таблице:
№ |
Психо-возрастные факторы, формирования МК в средней школе |
Особенности образовательно-педагогического процесса в средней школе (рекомендации) |
1 |
Появление интереса к философским, нравственным, политическим, религиозным проблемам; формируется абстрактное и систематическое мышления; способность детей среднего школьного возраста к обобщению |
Материал должен удовлетворять потребность обучающихся в обсуждении интересующих их вопросов (страноведческая и лингвокультурная информация) |
2 |
Появляется стремление понять существующие причинно-следственные связи, закономерности и природу возникновения явлений, событий |
Необходим материал, требующий активной интеллектуальной деятельности, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки, концентрировать внимания на главном, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы. Важно поощрять самостоятельность мышления, учить выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию, высказывать согласие и несогласие |
3 |
Память более произвольна; у учащегося вырабатывается способность к логической памяти, которая относит на второй план механическую память. |
Следует развивать у подростков навыки сотрудничества при решении задач, формирование умения работать с различными справочными материалами, источниками информации, а также способность к самостоятельной учебной деятельности |
4 |
Развитие творческого мышления |
Создание на уроках различных проблемных ситуаций, связанных с освоением чужой культуры, которые обучающиеся должны решать самостоятельно или с небольшой подсказкой учителя |
5 |
Значительные трансформации в речи (формирование монологической речи на родном языке): формирование потребности использовать эту возможность родного языка на базе иностранного; риск отрицательного влияния «языкового барьера». |
Необходимо обогащение лексикона учащихся в изучаемом языке различными синонимами, антонимами и т.д; использование наглядных схем образования различных конструкций английского языка и рисунки, обозначающие содержание того или иного действия, а также сопоставительный анализ двух или трех лексических или грамматических явлений английского языка или сравнительно – сопоставительный анализ грамматических явлений родного и иностранного языков; доминирующим принципом работы педагога должен стать принцип коммуникативной направленности. |
6 |
Активность ребенка в средней школе снижается, а вместе с ней уменьшается и мотивация к изучению английского языка. В связи с этим учителю важно задействовать на уроках особые методы и приемы для повышения мотивации школьников к изучению данного предмета. |
В данном случае как раз и можно говорить о применении межкультурного подхода в обучении иностранному языку |
7 |
Развитие личности у ребенка. (осмысление себя особо значимым субъект социума) |
Учитель должен стать для обучающегося другом, старшим товарищем, наставником, который может дать школьнику свою поддержку и помощь, а также предоставить необходимую оценку его действиям и поступкам, но в то же время не забывать о своей важной роли в процессе его обучения и познания окружающего многогранного мира; на уроках иностранного языка очень важно использовать те методы обучения, при которых подросток смог бы показать значимость и неповторимость своей личности в обществе. необходимо расширить представления школьника о границах общества. Общество – это не только класс, город, страна, где он живёт, но и весь мир в его единстве и многообразии. |
8 |
Интимно-личностное общение становится ведущим видом деятельности подростка, поскольку позволяет проявить себя и самоутвердиться |
Помощь в формировании представлений о социальной сфере – сфере человеческих взаимоотношений. |
Таб. 1. Соотношение психо-возрастных факторов формирования МК с особенностями образовательно-педагогического процесса в средней школе
Данные факторы помогут нам подобрать наиболее адекватные методы для формирования межкультурной компетенции в средней школе.
Список используемой литературы
Арапова С.А. Формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве / дис. на соиск. науч. степ. канд. пед. наук. Пермь, 2017;
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы// Иностранные языки в школе - 2002 - №2;
Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984;
Губская К.В. Реализация межкультурного подхода в процессе обучения иностранному языку школьников 5-6 классов. Челябинск, 2017;
3ахарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976. — с. 16-30, 44-54;
Калмыкова З.И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.,1981.-с. 140-144;
Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст] // Вестник практической психологии образования, 2011. - №4. – C. 3-12;
Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№ 4. -С.6-20.