Исследовательские работы по литературе в школах Кольского севера - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Исследовательские работы по литературе в школах Кольского севера

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

После принятия федерального государственного стандарта (ФГОС) перед школой встала задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Согласно федеральному государственному стандарту основного общего образования, учебная программа должна содержать проектную и исследовательскую деятельность. Такая деятельность необходима учащимся для того, чтобы успешно развивать метапредметные умения и навыки на материале одной из предметных областей. Научно-исследовательская и проектная деятельность получили значимое место в обучении и являются неотъемлемой его частью

В работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. Е.С. Полата предлагаются следующие параметры оценки деятельности учащихся в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности:

значимость и актуальность выдвинутых проблем;

корректность используемых методов исследования обработки результатов;

активность каждого участника проекта;

коллективный характер принимаемых решений, общение и взаимопомощь участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

В рамках Молодежного научного форума «Шаг в будущее» проводится научная конференция, на которой школьники со всей Мурманской области могут представить свое научное исследование. Из представленных на портале «Одаренные дети» [17] сборников было отобрано 11 статей. Также на сайте «Одаренные дети» представлены экспертные карты [18], в которых отображены критерии, использующиеся при рецензировании и оценке работ.

Мы проверим, соответствуют ли научно-исследовательские работы критериям, которые предлагают организаторы конференции.

В исследуемые сборники входят «научные статьи дипломантов», то есть научно-исследовательские работы, которые получили высокую экспертную оценку и были допущены в печать. Рассмотрим каждую научно-исследовательскую работу более подробно и соотнесем ее с критериями:

Боровов И. Роль цензуры в сказках А.С. Пушкина.

В статье сформулирована актуальность и, исходя из нее, можно исследовать заявленную И. Борововым проблему. При этом полученные вывод: «цензура «искажает» мысли великих деятелей в области литературы. На примере сказок А.С. Пушкина доказали, что первоначально в произведениях были совершенно другие герои» [4, с. 90] не соотносится с целью: «изучить роль цензуры на примере сказок А.С. Пушкина» [4, с. 89], так как в цели, во-первых, заявлено исследование нескольких сказок А.С. Пушкина, а во-вторых, не доказано изменения мыслей автора, т.к. подтверждается, что изменение произошло только в социальном статусе нанимателя Балды, а основная мысль произведения осталась прежней. Система доказательств в данной статье слабая.

Автор статьи изучил историю публикации сказок А.С. Пушкина, что выходит за рамки школьной программы и позволяет глубже изучать литературу в рамках исследовательской работы. Однако автор статьи не определяет задач, которые нужно выполнить для достижения цели.

Добрынина П. Исследование читательских предпочтений учеников 5-7 классов г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области.

Автор статьи добился поставленной цели, составив рейтинг читаемых учащимися книг. Но субъективные рассуждения не соответствуют требованиям научной работы, их можно было бы заменить на объективные, т.к. сказанное в статье было доказано.

В статье не обозначены задачи, что привело к неорганизованности и отсутствию логики рассуждений, т.к. в статье исследуются не только предпочтения в произведениях литературы, но и формата книги – электронного или бумажного. Вывод о зависимости любви к чтению и возраста не имеет доказательств, т. к. отмечается: «О том, что их дети не читают и не любят читать признают чуть больше 30% родителей учеников 5-х и 7-х классов и 19% родителей шестиклассников» [6, с. 81], выстроив график, мы понимаем, что нисходящей динамики не наблюдается.

Антонова А. Особенности лирического хронотопа в книге стихов «Избранное» Т.П. Агаповой.

Исследователь доказывает актуальность своего исследования с опорой на работы других исследователей и выявляет их недостаточность. В своей работе учащийся ссылается на авторитетные источники, приводит примеры из произведений исследуемого поэта – Т.П. Агаповой.

Учащийся достигает поставленной цели: «изучить взаимосвязь пространства и времени в стихотворениях поэта, исследовать особенности хронотопа лирики Т. Агаповой» [1, с. 101]. В статье прослеживается логика и регулярное подтверждение тезисов примерами из творчества поэта. Исследовательская работа позволяет компенсировать нехватку часов на изучение литературы Кольского Севера на уроках самостоятельным изучением.

Романычева У. Стилистические функции диалектизмов в произведениях В.С. Маслова.

Данная статья написана на стыке двух наук: языкознания и литературоведения. Цель работы сформулирована неграмотно: «Цель работысостоит в изучении особенностей употребления стилистических функций диалектизмов в рассказах…» [19, с. 103], можно было бы выявить стилистические функции диалектизмов, употребляемых в рассказах В.С. Маслова. В цель также включены задачи, что противоречит правилам оформления научной работы. Нет подтверждения актуальности, хотя изучение творчества В.С. Маслова является актуальной и малоизученной темой для исследования. Тем не менее, автор достиг всех поставленных целей.

Работа написана с опорой на авторитетный источник, из которого была взята классификация стилистических функций диалектизмов, все тезисы подтверждаются примерами из произведений. Данное исследование выходит за рамки школьной программы, т.к., даже если учитель литературы выносит творчество В.С. Маслова на изучение, то в рамках небольшого количества уроков, которое выделяется на литературу края, недостаточно времени, чтобы изучить в полной мере такой важный стилистический прием как использование диалектизмов в таком большом количестве рассказов.

Ненахова Д. Суицидогенные ситуации и их роль в произведениях Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В статье учащейся нет ссылок на существующие работы или классификацию, которая использована в статье. Работа логично выстроена, однако в ней не обоснована актуальность и новизна исследования, а также не указаны задачи. Следовательно, учащийся слабо понимает место своего исследования в научной картине мира.

При изучении произведения «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в школе, такая исследовательская работа поможет одаренному учащемуся более подробно изучить психологизм прозы Достоевского, а также изучить ее с точки зрения современного психоанализа.

Копаев П. Особенности воспитания любви к чтению у детей в семье.

Данную работу можно отнести к исследовательским проектам, т.к. ее результатом являются рекомендации, способствующие развитию любви к чтению у детей, которые предлагаются на основе исследования, проведенного учащимися.

Исследователь изучил теоретические положения, что помогло понять, какие способы воспитания любви к чтению выделяют другие исследователи. Однако, на каких именно исследователей он ссылается, исследователь не указал. Отобранные методы исследования оправданны. В работе исследователем названа цель: «изучить особенности семейного воспитания, способствующие развитию интереса и любви к чтению» [11, с. 84] и заявлена гипотеза: «роль личного примера родителей имеет особое значение в развитии интереса и любви к чтению» [11, с. 84]. Учащимся была поднята актуальная проблема – воспитание любви к чтению, но не были указаны задачи. Т.к. учащимся не были сформулированы задачи, он включил в свою статью информацию, которая не относится к заявленной теме: «В ходе исследования были выявлены читательские предпочтения детей» [11, с. 85].

Клейменова Ю. Отношение к чтению современных подростков (на примере учащихся 5-6 классов МОУ СОШ № 13).

Автор статьи формулирует цель, состоящую по большей степени из задач: «привлечь внимание учащихся школы к проблеме чтения, выявить и проанализировать содержание чтения учащихся подросткового возраста на примере 5-6 классов МОУ СОШ № 13» [10, с. 97]. Также цель должна содержать в себе конкретный результат, к которому стремится исследователь, поэтому часть цели «привлечь внимание учащихся школы к проблеме чтения» [10, с. 97] не является корректной.

Учащийся говорит об актуальности проблемы «падение интереса к чтению у детей и подростков в России» [10, с. 97], но не обосновывает актуальность собственного исследования. Учащийся ссылается на авторитетные источники, приводя статистику Российской государственной детской библиотеки за 2014 год и на примере собственной школы проводит более подробное исследование, учитывая пол респондента, и в целом приходит к результатам, отличным от результатов исследования РГДБ.

Таблица с результатами опроса, составлена иначе и предлагает другие данные, нежели описаны в статье, это происходит из-за необоснованного разделения таблицы на столбцы «I», «II», «III», «IV», «V». Выводы, к которым пришел исследователь, верны, но не соответствуют цели: «у большинства подростков позитивное отношение к чтению; чтение в интересах детей пока занимает 3 место, обгоняя компьютер и телевидение; школьники отдают предпочтение традиционной книге; четко просматривается общая тенденция: стремление подростков читать развлекательную литературу; чтение школьников носит в основном случайный характер». Полученные данные выходят за рамки цели, которую ставил себе учащийся.

Довженко К. Повествовательные структуры в произведении А. Кристи (по роману «Объявлено убийство»).

Цель работы сформулирована корректно.

Учащийся не раскрывает в своей работе значение терминов, которыми собирается оперировать, но дает ссылку на работу, где представлена специфика повествовательных структур. Актуальность работы учащимся не упоминается, однако такой глубокий анализ произведения позволяет на более высоком уровне понимать композицию и образы. Роман Агаты Кристи «Объявлено убийство» не входит в школьную программу и, следовательно, не углубляет знания учащегося о произведениях, которые изучаются в школе. Выводы, к которым приходит автор статьи, соответствует цели, в работе нет нарушений логики или отклонений от темы.

Краснова В. Выдвижение концепции неполной переводимости на примере серии романов «Гарри Поттер» ДЖ. К. Роулинг.

Цель работы сформулирована некорректно: «цель исследования заключается в выдвижении концепции неполной переводимости текста» [13, с. 58]. Такая формулировка цели не требует доказательности, целесообразней было бы написать «доказать неполную проводимость текста». Можно предположить, что некорректная формулировка цели - результат недостаточного контроля со стороны учителя, мы проверим эту предположение в дальнейших исследованиях по теме. Ко всему прочему, в тексте были замечены грамматические ошибки. Учащийся не опирается на других исследователей творчества Дж. К. Роулиннг, чтобы убедиться в новизне своего исследования.

Актуальность работы заявлена, но не доказывает недостаточность исследований в данной области. Учащийся высказывает свои субъективные суждения, не опираясь на достоверные источники: «современные переводы нацелены не на ознакомление читателя с культурой языка и страны, которая на нем говорит, а на переиначивание художественного текста с вульгарной адаптацией, включая имена собственные» [13, с. 58]. Далее объясняется новизна: «ранее перевод серии романов «Гарри Поттер» не рассматривалась с подобной точки зрения, а также подробно концепция неполной переводимости ранее не была раскрыта» [13, с. 59]. Новизна обоснована верно.

Исследователь описывает ряд задач, которые помогают соблюдать логику исследования, но их необходимо было поставить в том порядке, в котором планируется их выполнение. Тем не менее, учащийся провел подробный сопоставительный анализ различных переводов и доказал правильность одного из них.

Вакуленко А. Пауза как предельная форма внутреннего действия (на примере пьесы А.П. Чехова «Чайка»).

Исследователь пишет не в официально-деловом стиле, допускает в тексте слова-паразиты: «вроде бы» [4, с. 98]. Также в тексте используется цитирование, обозначенное кавычками, но не даются ссылки на источник. Часто встречается пунктуационная ошибка, когда автор выделяет кавычками слова, «которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении» [5], что недопустимо в научной работе, также, если слова уже зафиксированы в словаре, выделение кавычками не требуется. Иногда автор статьи не выделяет кавычками цитаты из других научных работ. Важно отметить, что учащийся находится в диалоге с другими исследователями, ссылается на них, черпает информацию из их работ, собирая информацию о поэтике паузы в пьесах Чехова.

Темой заявлено изучение пауз на примере одного произведения А.П. Чехова «Чайка», но, собрав теоретический материал, автор статьи не приводит конкретных примеров из произведения, чтобы доказать изложенное теоретическое положение. Если целью является «ответить на вопрос: действительно ли в момент, означенный в ремарке как пауза, «не поступает никакой новой информации»?» [4, с. 98], то по ходу исследования и в заключении необходимо было привести примеры и указать, какая именно информация закладывается Чеховым в паузах.

Хаустова О. «Европейские партнёры» России и их образ в художественной литературе (на материале произведений, входящих в школьную программу).

Сформулированные автором задачи смешиваются с результатами их выполнения. Результаты должны были быть вынесены из списка задач и описаны в середине или конце исследования.

Темой исследования заявлен анализ образа европейских стран в художественных произведениях на материале произведений из школьной программы, но исследователь проанализировал только частотность употребления на сайте «Национальный корпус языка», сочетаемость названий стран с другими словами и сделал вывод об отношении россиян к иностранной культуре. Целесообразней же было взять несколько произведений для анализа, в которых существует образ какого-либо европейского государства, и проанализировать особенности образа этого государства в произведении русской литературы.

Проведя подробный анализ на соответствие исследовательских работ заданным организаторами научного форума «Шаг у будущее» критериям, мы можем сделать вывод о том, что многие исследовательские работы учащихся школ Кольского севера не в полной мере соответствуют критериям. Большее количество исследователей допустило ошибки в определении цели исследования, не спланировало свое исследование, определив его задачи. Это привело к тому, что учащиеся отклонялись от темы, приходили к выводам, которые не соответствуют или не в полной мере соответствуют поставленной цели. Выявлены частые нарушения при доказательстве актуальности исследования: учащиеся либо не осознают, что такое актуальность, либо упускают ее вовсе. Делая предметом изучения произведения классической литературы, у учащихся существует большая вероятность создать неактуальное исследование. Поэтому имеет смысл предлагать для изучения более современные произведения или те, которые не входят в школьную программу. Также исследователи часто писали свои научные работы без опоры на авторитетные источники.

Можно предположить, что эти недостатки могли бы быть устранены, если бы научные руководители (учителя) более тщательно знакомили учащихся с требованиями и давали четкие методические рекомендации. В том числе такую работу можно проводить дистанционно.

Список литературы

Антонова А. Особенности лирического хронотопа в книге стихов «Избранное» Т.П. Агаповой // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 19. – Мурманск, 2017. – 100 с.

Биянова Е.Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы //Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – 222 с.

Боровов И. Роль цензуры в сказках А.С. Пушкина // Шаг в будущее: Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 21. – Мурманск, 2018. – 87 с.

Вакуленко А. Пауза как предельная форма внутреннего действия (на примере пьесы А.П. Чехова «Чайка») // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 18. – Мурманск, 2016. – 98 с.

Грамота.ру. Письмовник. Правописание. [Электронный ресурс] URL: http://new.gramota.ru/spravka/letters/53-kav1 (дата обращения 15.05.2020).

Добрынина П. Исследование читательских предпочтений учеников 5-7 классов г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 19. – Мурманск, 2017. – 79 с.

Довженко К. Повествовательные структуры в произведении А. Кристи (по роману «Объявлено убийство») // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 18. – Мурманск, 2016. – 49 с.

Зайцев В. Ю. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1 — Челябинск, ЧГПУ, 2012–496 с.

Кабалоев З.В., Хадарцева А.Б., Басаева В.С. Готовность учащихся к учебно-исследовательской работе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – 222 с.

Клейменова Ю. Отношение к чтению современных подростков (на примере учащихся 5-6 классов МОУ СОШ № 13) // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 20. – Мурманск, 2018. – 96 с.

Копаев П. Особенности воспитания любви к чтению у детей в семье // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 20. – Мурманск, 2018. – 83 с.

Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/

Краснова В. Выдвижение концепции неполной переводимости на примере серии романов «Гарри Поттер» ДЖ. К. Роулинг // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 18. – Мурманск, 2016. – 58 с.

Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. 

Ненахова Д. Суицидогенные ситуации и их роль в произведениях Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 19. – Мурманск, 2017. – 113 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.

Одаренные дети Мурманской области: информационно-образовательный интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://talented51.ru/festivali-forumy-turniry/shag-v-budushhee/metodicheskaya-kopilka/sborniki/ (дата обращения 16.04.2020).

Одаренные дети Мурманской области: информационно-образовательный интернет-портал [Электронный ресурс] // Экспертная карта Регионального соревнования юных исследователей _ литературоведение URL: http://talented51.ru/festivali-forumy-turniry/shag-v-budushhee/metodicheskaya-kopilka/materialy/ (дата обращения 16.04.2020).

Романычева У. Стилистические функции диалектизмов в произведениях В.С. Маслова // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 19. – Мурманск, 2017. – 103 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 41 с.

Хайруллина А.A. Научно-исследовательская деятельность учащихся // https://открытыйурок.рф/статьи/619991 (дата обращения 16.04.2020).

Хаустова О. «Европейские партнёры» России и их образ в художественной литературе (на материале произведений, входящих в школьную программу) // Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Том 18. – Мурманск, 2016. – 105 с.

Шмелева О.В. Метод проектов — эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся // Юный ученый. – 2016. - №6.1. – С. 53

Штофф В.А. Роль модели в познании [Текст] / В.А. Штофф. – Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1963. – 128 с.

Просмотров работы: 12